Трансаэро жалко.

Сегодня, 26 октября, авиакомпания Трансаэро прекратила полеты после того, как в полночь был аннулирован ее сертификат эксплуатанта.
Можно долго обсуждать ошибки или преднамеренные действия руководства, повлекшие огромные долги (хотя, у каких крупных компаний сейчас нет больших долгов?), а также сомнительные, с моральной точки зрения, попытки выторговать себе еще кредитов за счет глубины продаж своих билетов, фактически взяв в заложники пассажиров. Но я хотел вспомнить, почему мне нравилось Трансаэро.

Это первая коммерческая авиакомпания в нашей стране. И другим перевозчикам стоит на нее равняться по многим параметрам. Компания не только на словах могла тягаться с нацперевозчиком, не уступая ни в объеме перевозок, ни в уровне сервиса, ни в карте полетов.

Я могу сравнить ТСО только с другими российскими авиакомпаниями.
Когда я улетал на работу в Турцию, компания обеспечила перелет Аэрофлотом. Аналогично я летал работать в Австрию. Но, получив перелет бесплатно, я не обращал внимание на его качество - грех жаловаться на бесплатный перелет. Да и прошло все вроде хорошо, по крайней мере - не плохо. А вот когда я за свои кровные летал из Москвы в Стамбул, я просто недоумевал, как подобное корыто мог поставить на международный рейс самый крупный российский перевозчик. Самолет был ужасен, стар и вызывал сомнения в том, что доставит пассажиров в пункт назначения не то что целыми и невредимыми, а в принципе сделает это. Обиднее становилось, когда я понимал, что почти за те же деньги мог полететь Турецкими Авиалиниями, но намеренно выбрал АФЛ за счет того, что раньше меня все устраивало, да и причин не доверять перевозчику у меня не было. Спустя пару лет я летел Аэрофлотом из Екатеринбурга в Москву и обратно за смешные 5000 рублей (это даже был не промо тариф, да простят меня те, кто обвиняют в крахе Трансаэро демпинг компании). Этим, на данный момент, ограничиваются мои отношения с ведущей авиакомпанией России.
Когда я работал в Турции и местный руководитель компании решил уволить меня без выплаты зарплаты и выгнать с вещами из общежития, мне пришлось сидеть в аэропорту и надеяться, что я смогу купить билет на какой-нибудь рейс в Россию в этот день и мне не придется ночевать на лавочке в Анталийской гавани. Мне повезло и тогда подвернулся билет на рейс Оренбургских авиалиний, правда не в Москву, куда мне надо было, а на пару тысяч километров правее, еще и по явно завышенной цене, но обстоятельства вынуждали покупать то, что дают. На тот момент мне были знакомы лишь полеты с Аэрофлотом, поэтому перелет Оренбургскими меня скорее разочаровал, чем обрадовал. Но стоит понимать, что если бы у меня был выбор, я бы не купил билет на тот рейс. Спустя несколько лет авиакомпания сыграет важную роль в самом крупной крахе на туристском рынке и отвернет от себя тысячи турагентов и прямых клиентов. А сегодня, пользуясь покровительством нацперевозчика, Оренбурги получают крупные подряды на перевозку пассажиров Трансаэро. В общем, сервис для Оренбургов не так уж и важен, у них все в порядке.
Позже я стал счастливым обладателем билета Вим-Авиа. Я бы хотел сказать, что это был мой единственный полет с ними, но это не так. В будущем я пользовался их услугами, из-за более низких цен, по сравнению с другими перевозчиками на тот период, когда мне были нужны билеты. Но компания мне не нравится, начиная от грубых стюардесс (это единственная авиакомпания, где со мной так разговаривали), заканчивая кривой системой покупки билета на сайте (мучился с оплатой, потому что карту он отказывался принимать, в колл-центр дозвониться было нереально, но даже когда дозвонился там просто разводили руками, пришлось бежать в Евросеть и оплачивать там).
Летал я и с S7. Вот про них ничего плохого сказать не могу, самолеты чистые и свежие, стюардессы вежливые. Вот только тот единственный раз, когда я с ними летал, рейс немного задержали (часа на полтора), но я спокойно отношусь к таким задержкам.
Конечно, для какой-то статистики количества перелетов с каждой компанией явно недостаточно, но я и не претендую на что-то большее чем просто выражение своего мнения.

А вот Трансаэро меня всегда радовал. Начиная от вежливых консультаций по телефону, нормальных и иногда даже отличных самолетов, вежливых улыбчивых стюардесс, перелетов без задержек и до того, что партнерство Трансаэро с туроператором Библио Глобус позволяло предлагать клиентам хорошие туры с хорошим перелетом по приемлемой цене (туроператор, кстати, теперь тоже не пользует популярностью у агентов после предлодений туристам самостоятельно купить билеты взамен тех, что были предоставлены ранее с перелетом Трансаэро. хоть потом и обещал вернуть всем деньги, но осадочек остался.)
Только последний раз меня поразило, что при перелете в Анталию на обед дали два пирожка с чаем, вместо чего-то похожего на обед. Да и задержка рейса случилась. Но это придирки, ведь дело было уже в сентябре, когда всем стало понятно, что работать компании дальше не дадут, а я решил поиметь с этого профит и по дешевке слетать отдохнуть.

В общем, мне жаль, что Трансаэро уходит с рынка. Даже без учета последствий для авиационной и туристской отрасли, уход такого игрока - это печально.
Обидно, что так сложилось.