ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие

60. «Рим» (2005–2007)

Rome · Великобритания, США · драма, история, боевик · 2 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Александр Цыпкин, писатель:

«Рим», безусловно, знаковый сериал, который, как мне кажется, заявил о новом уровне сериального контента в силу многих причин: и масштабность съемок, и количество качественно поставленных сцен (как батальных, так и эротических), и выстроенная, многослойная драматургия, и изменение отношения зрителей к героям в зависимости от того, в какую сторону режиссер направляет наши симпатии.

Мне кажется, очень важно, что в историческом сериале все строится вокруг неисторических персонажей. Ключевая драматургия выстроена вокруг двух легионеров, полностью придуманных личностей. Именно их судьба в центре внимания, а Цезарь, Клеопатра и прочие — это декорации. От этого, возможно, был сделан шаг к «Игре престолов», когда стало понятно, что зрителю интересно наблюдать за придуманными персонажами. Плюс тренд на историю, потому что и «Рим», и «Игра престолов» — исторические сериалы: «Рим» — буквально, а «Игра престолов» — опосредованно (все понимают, что речь идет о некоем изложении британской истории, пусть и со сказочными персонажами).

59. «Светлячок» (2002–2003)

Firefly · США · фантастика, приключения, боевик · 1 сезон

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Егор Москвитин, кинокритик, куратор кинофестивалей:

В 1984 году в журнале «Химия и жизнь» была опубликована советская повесть «Агент КФ» Кира Булычева — история летчика-ветерана космической авиации, который решил найти работу потише, но не тут-то было. А в 1993 году появился уже российский комикс «Андрей Брюс — агент Космофлота», картинки из которого выглядели не хуже «Звездных войн» и предвосхищали образы из «Пятого элемента». Но ни советские, ни российские мальчишки и мечтать не могли, что повесть об отважном космическом капитане экранизируют. Наше кино так не умело и до сих пор не умеет. Какое-то время нас утешали компьютерные игры: космический симулятор «Elite», звездный боевик «Star Wars: X-Wing» и эпопея о пирате «Tachyon: The Fringe». А потом появился «Светлячок», и мечта детства осуществилась! Обаятельные космические наемники звали нас на борт стать частью семьи и спасать принцесс, грабить поезда, возить контрабанду, охотиться на каннибалов и то помогать, то мешать планам Звездной империи (футуристического альянса Китая и США).

Ключевым словом при этом была «семья» — горстка укрывшихся в нелепом корабле-ковчеге неудачников, каждому из которых однажды крупно не повезло. Кто-то, как капитан Малькольм Рейнольдс (бог сериалов Нэйтан Филлион), сражался не на той стороне в гражданской войне. Над кем-то, как над девушкой-телепатом Ривер (Саммер Глау), с детства ставили амбициозные эксперименты. Герои «Светлячка» — благородные аутсайдеры, которые могут грустить, но никогда не перестают шутить; отважные авантюристы, вдруг робеющие, когда доходит до объяснений в любви; люди мелких страстей, способные в нужный момент на большие поступки. Джосс Уидон отталкивался от эстетики и мифологии Дикого Запада и Гражданской войны в США (чего стоит вступительная баллада), но в итоге придумал рецепт фантастической семейной комедии, по которому делаются все фильмы Marvel. Но «Светлячок» по-прежнему гораздо, гораздо лучше.

58. «Игра в кальмара» (2021 — н. в.)

Ojingeo geim · Корея Южная · триллер, драма · 2 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Макар Кожухов, заместитель генерального директора Premier:

«Игра в кальмара» — самый популярный сериал Netflix, рекорды которого не смогли побить даже «Очень странные дела» и «Бриджертоны». Тем более удивительно, что самым просматриваемым шоу американской платформы стал неанглоязычный сериал. Этот корейский проект оказался долгостроем: его автор Хван Дон-хёк задумал сериал в жанре «королевской битвы» еще в 2008 году, однако не смог продать идею на родине. Десять лет спустя на помощь пришел Netflix, который к этому моменту объявил о расширении географии и ориентировании на международную аудиторию.

Оглушительный успех «Игры в кальмара» стал неожиданностью. Netflix не проводил массированную маркетинговую кампанию и обошелся вполне скромными средствами для раскрутки. «Игра в кальмара» почти мгновенно завирусилась, в чем ей сильно помог TikTok. Важнейшим компонентом такой бешеной популярности стал его фирменный визуальный стиль: красный и зеленый цвета и простые геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник) стали прочно ассоциироваться с «Игрой в кальмара». А игры на выживание послужили отличным поводом для придумывания различных челленджей в соцсетях.

Однако причина популярности — это в первую очередь сюжет, в котором представлена острая сатира на капитализм без границ, сделан упор на расслоение в обществе и колоссальный разрыв между богатыми и бедными. Обремененные проблемами герои вызывали сопереживание у зрителей, а богатые бизнесмены, организовавшие жестокие игры на свою потеху, стали символом пороков современного общества.

Сериал получил не только любовь зрителей, но и много индустриальных наград. Сыгравший одного из антагонистов О Ён-су получил «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана. Ли Джон-джэ стал обладателем «Эмми» за лучшую мужскую роль, а Хван Дон-хёк получил эту премию за лучшую режиссуру драматического сериала. Феномен «Игры в кальмара» также изменил ландшафт индустрии. Disney+ и Apple TV+ стали внимательнее рассматривать проекты со всего мира, и в их библиотеке также начали появляться корейские сериалы.

57. «Слишком стар, чтобы умереть молодым» (2019)

Too Old to Die Young · США · триллер, драма, криминал · 1 сезон

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Максим Заговора**, журналист:

Приходят как-то Алехандро Ходоровски, Бела Тарр и Дэвид Кроненберг в бар, а там Николас Виндинг Рефн: садитесь, говорит, мои дорогие кумиры, сейчас я буду вас убеждать, что стриминги — это небесполезно; включает свой сериал и, надо же, убеждает.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» сделал для онлайн-кинотеатров примерно то же, что «Твин Пикс» для телевидения — объяснил, как по-настоящему большой художник может работать с коммерческим форматом. Как можно и нужно использовать неограниченный хронометраж, как выстраивать текучую, то есть буквально стриминговую драматургию, как соединить эстетику видеосалона с кинотеатральным показом. Пока Netflix, Apple, HBO да и тот же Amazon, выпустивший ССЧУМ, строили империю, Рефн мастерил под это дело троянского коня. Сколотил, высветил любимым неоном, щелчком вкатил его через малый экран — и всё, чистая победа.

56. «Любовь. Смерть. Роботы» (2019 — н. в.)

Love, Death & Robots · США · мультфильм, фантастика · 4 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Ксения Болецкая, медиааналитик, директор по связям с индустрией Кинопоиска:

«Любовь. Смерть. Роботы», кажется, одна из лучших вещей, что случились с фантастикой в массовой западной культуре за последние десять лет. Рядом с тяжеловесными фильмами-комиксами, медленно дожевывающими последние пару лет одни и те же идеи, мы получили анимационный сериал с россыпью нестандартных и очень непохожих друг на друга историй. Историй о будущем, об альтернативных мирах, о роботах, но на самом деле, конечно, историй о природе человека. Прежде всего о наших страхах: как мы все умрем (спойлер: котики выживут) и как в каждом из нас уживаются жертва и насильник. Историй о наших надеждах и иллюзиях: смерть — это не конец, и можно стать целой планетой; даже если много раз убить Гитлера во младенчестве, мировой войны не избежать; обычный йогурт гораздо лучше справится с управлением страной, чем современные политики.

«Любовь. Смерть. Роботы» полон страсти, черного юмора и безудержной фантазии. Для создания сериала Тим Миллер (режиссер «Дэдпула») и Дэвид Финчер рискнули и привлекли небольшие анимационные студии со всего мира. Кажется, в этом главная причина уникальности проекта — его одновременно создавали очень разные люди, каждый из которых смог рассказать свою собственную историю. Эпизоды визуально сильно отличаются друг от друга. Каждый эпизод как сюрприз: ты будто распаковываешь подарок и гадаешь, станет он любимым или нет. Миллер и Финчер напомнили нам всем, что отличная фантастика вовсе не обязательно дорогой аттракцион спецэффектов, передовая анимация — это не только сказки для детей, а пределов воображения не существует.

55. «Мир Дикого Запада» (2016–2022)

Westworld · США · фантастика, драма, детектив · 4 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Владимир Ракша, режиссер, сценарист:

Это сериал, предсказывающий вероятное развитие технологий человечества и цивилизации на многие десятилетия вперед. С момента выхода первого сезона были совершены определенные технические открытия, имеющие прямые отклики в сюжете, а разработки в сфере робототехники уже не вызывают такой снисходительной улыбки, как раньше. Начавшись как утопическая фантазия, МДЗ к третьему сезону эволюционирует в приключенческий боевик на выживание и ставит острые и неудобные вопросы. Дискуссия об этике и морали в обществе людей будущего упакована в комфортный и развлекательный формат.

Через пестрый и динамичный сеттинг проглядываются вполне понятные человеку вопросы: о сущности души и разума, о ценности и скоротечности жизни, о мечте, которая доступна даже роботам. МДЗ — тот случай, когда массовый и весьма зрительский продукт вобрал в себя множество острых и чувствительных тем, обойдясь без наставнической интонации авторов и заумных длинных диалогов героев. Этот сериал погружает нас в будущее, в котором предстоит жить уже завтра, и, возможно, предостерегает от поспешных выводов. Ведь однажды роботы могут стать больше людьми, чем сами люди. МДЗ стоит смотреть всем любителям динамичной научной фантастики с оттенками философии.

54. «Утреннее шоу» (2019 — н. в.)

The Morning Show · США · драма · 3 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Алексей Пивоваров**, журналист, создатель проекта «Редакция»:

Мне очень нравится первый сезон сериала «Утреннее шоу». Я ведь смотрю на это еще как человек, долго работающий в индустрии и знающий ее изнутри. Для меня особенно ценно, что, в отличие от многих других фильмов и сериалов, в «Утреннем шоу», на самом деле, правильно и точно показано огромное количество профессиональных деталей — от работы ведущих новостей до того, как устроена техническая сторона (например, суфлеры или аппаратные). Если следить за развитием человеческих отношений, как правило, интересно всем, то лично меня больше впечатляет именно профессиональная часть, которая круто показана. Видно, что над ней старались, чтобы было не тяп-ляп, как обычно, а чтобы она была максимально реалистична. Рекомендую!

53. «Мистер Робот» (2015–2019)

Mr. Robot · США · триллер, драма, криминал · 4 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Дмитрий Барченков, режиссер, ранее киножурналист:

Довольно трудно говорить о сериале «Мистер Робот», не прибегая к эпитетам «величайший», «гениальный» или «шедевральный», а также пытаясь подойти к его описанию рационально. То есть без трюков и хитростей. Но даже пытаться не буду. Проект Сэма Эсмейла с первой сцены влюбляет в себя и с нее же может уничтожить зрителя.

В первую очередь «Мистер Робот» срабатывает на уровне мироощущения, буквально погружает в собственную модель вселенной, заставляет примерить ее на себя, а в финале ее еще и растаптывает. Путешествия Эллиота Алдерсона как по совершенно киберпанковой, но вполне себе современной Америке, так и внутрь своей головы, блуждания по сознанию легко принять и понять, а затем буквально стать таким же Эллиотом. «Повернутый» гик в худи не столько заезженный поп-культурой стереотип, сколько по-честному близкий многим образ.

При этом и на уровне формы Эсмейл с командой совершают своего рода революцию: в формате многосерийной истории уделяют огромное внимание каждой мизансцене, каждому кадру, каждому персонажу и его мотивации. Зачастую такой пристальный режиссерский фокус возможен только в авторской драме. Как и радикальные сценарные решения, которых в сериале можно найти с десяток.

Не знаю ни одного сериала, столь же сильно повлиявшего на меня и мой взгляд на отталкивающий окружающий мир, от которого, следуя примеру героя Рами Малека, можно спрятаться, кажется, лишь в собственном подсознании. И на том спасибо.

52. «Нарко» (2015–2017)

Narcos · США, Колумбия · криминал, драма · 3 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Дмитрий Мамулия, режиссер, художественный руководитель МШНК:

Во время просмотра этого сериала возникает ощущение, что ты заглядываешь за пределы рассказываемой истории, проникаешь за ее кулисы. На фасаде — рассказ о крушении одной человеческой жизни, но сериал сделан так, что ты видишь одновременно и те невидимые нити, из которых соткана жизнь. Мы видим события и лица (Эскобара, его жены и матери), и вот определенные конфигурации событий и лиц проводят нас (зрителей) за пределы рассказанной истории, к трагическим основам жизни. Весь сериал как будто бы является иллюстрацией известного высказывания Эскобара: «Никому не верь, особенно себе». Именно это неверие порождает эрозию, сквозь которую всегда просматривается судьба.

51. «Ход королевы» (2020)

The Queen’s Gambit · США · драма, спорт · 1 сезон

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (60-51) — Светлячок, Игра в кальмара, Мир Дикого Запада, Мистер робот и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Зара Абдуллаева, заместитель главного редактора журнала «Искусство кино»:

Ничего не понимая в шахматах, я не могла оторваться от просмотра этого сериала, будто бы имею внятное представление об игре. Меня также поразил текст кинокритика и шахматиста Максима Андреева об этом сериале. Соединив впечатление о сериале с комментарием Максима, я достигла акме. Что может быть удивительнее?

«Ход королевы» короткий, поэтому его динамизм и темп невымученные. О талантливых и, более того, фигурах снимать, за редчайшим исключением, не получается. Обычно выходит пошлость и глуповатость. Здесь же следишь за интригой, как в мощном триллере. Никакого психоложества, схематизма и романтизма — только деловой подход (или ход).

Примечания

Феминитивы в указаниях профессиональных занятий и должностей используются по просьбам участниц спецпроекта.

** Признан иноагентом в РФ.

Другие части рейтинга:

100-91, 90-81, 80-71, 70-61, 50-41, 40-31, 30-21, 20-11, 10-1

Источник: КиноПоиск

Другие материалы:

FANFANEWS

852 поста1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.