ТОП-100: Великие сериалы XXI века (40-31) — Гравити Фолз, Бригада, Озарк, Клиника и другие
40. «Острые козырьки» (2013–2022)
Peaky Blinders · Великобритания · драма, криминал · 6 сезонов
Павел Воронков, кинокритик «Газета.ру»:
«Острые козырьки» — во многом привет из прошлого; истории о малоприятных, но по-своему притягательных мужчинах-антигероях в диапазоне от горе-мафиози Тони Сопрано и чудо-доктора Хауса до хитрого варщика мета Уолтера Уайта и изобретательного рекламщика Дона Дрейпера были в моде на заре золотого века сериалов. Главарь банды «Острые козырьки» Томас Шелби (Киллиан Мёрфи) стоит, пожалуй, во главе этого ряда: человек он гнилой, сильно травмированный мировой войной, но при этом способный найти выход из любой передряги, причем такой, что еще и оставит его с товарищами в плюсе.
Ручка токсичной маскулинности в «Козырьках» выкручена создателем сериала Стивеном Найтом («Видеть», «Табу», «Лок») на максимум, этой заразе подчинены все здешние художественные решения — от подбора музыки и нарядов до вездесущего слоу-мо и водопада хлестких панчей. Что, надо сказать, работает: как справедливо отмечают в TikTok, денек посмотришь «Острые козырьки» — еще ничего, а спустя пару недель созерцания леденящих взглядов Киллиана Мёрфи есть риск незаметно для себя затараторить на брумми и облачиться в пижонский костюмчик. Плюс ко всему «Козырьки» в скором времени придут к идеальному агрегатному состоянию, сформулированному Дэном Хармоном в великом ситкоме «Сообщество»: шесть сезонов и фильм. Не иначе как «by order of the Peaky fucking Blinders».
39. «Тед Лассо» (2020 — н. в.)
Ted Lasso · США · комедия, спорт · 3 сезона
Дмитрий Токояков, VFX-продюсер Плюс Студии:
Этот сериал написан яркими красками, и каждый герой — это личность с деталями, штрихами, полутонами и скрытыми значениями. Персонажей можно любить, примерять, вспоминать и многое узнавать в себе. Мир «Теда Лассо», на первый взгляд, слишком простой и условно театральный, при этом незаметно для себя понимаешь, насколько он со временем становится близким и живым. В нем много настоящего! Построенный вокруг игры, он сам становится игрой, в которой зритель может выбирать себе персонажа, в воображении прокачивать его и радоваться успехам. В мире «Теда Лассо» хочется оказаться после трудного дня, и будет очень здорово вернуться с новым сезоном.
38. «Сексуальное просвещение» (2019 — н. в.)
Sex Education · Великобритания · драма, комедия · 4 сезона
Татьяна Ефремова, культуролог, к. ф. н., доктор философии (PhD) Нью-Йоркского университета:
Интересный образец популярной культуры не только развлекает своего зрителя, убедительно рассказывая о разных сторонах реальности человеческого опыта, но и меняет наши представления о действительности, основанные на устаревших стереотипах. Сериал «Сексуальное просвещение» делает именно это. Описывая жизнь учеников старшей школы типичного английского пригорода, сериал относится к традиционному жанру западной подростковой драмы (teen drama), рассказывающей о перипетиях взросления на фоне школьной жизни.
Не выходя за эти жанровые рамки, «Сексуальное просвещение» наполняет привычный набор приемов и клише новым, подчеркнуто современным содержанием. Это не классический образец жанра вроде «Дрянных девчонок», где подростковый секс по-прежнему вызывает вопросы и вытесняется символическими ритуалами, и не типичная история любви капитана футбольной команды и мечтательной отличницы из клипа Тейлор Свифт. Герои «Сексуального просвещения» интересуются физиологией и психологией секса, пытаются понять изменения, происходящие с их телами, осознать свои желания и желания других, установить границы и научиться выражать свои чувства. В нем есть место типичным проблемам сексуального здоровья, необычным фантазиям в хентай-стилистике, разнообразным сексуальным практиками, вопросам этики и бережности.
Наследуя эмансипационный заряд сериала «Секс в большом городе», который сделал возможным разговор о сексе на телевидении в 1990-е, «Сексуальное просвещение» обращается не только к подросткам, но и к поколению современных родителей, взрослевших вместе с Кэрри Брэдшоу. Парадоксальным образом сериал показывает нам, что разговоры о сексе и отношениях, которые по-прежнему кажутся неловкими в семейном и школьном контексте, давно и успешно происходят в современной поп-культуре, которая действительно может помочь сделать эти темы предметом обсуждения и доверительного разговора между педагогами и подростками, родителями и детьми, партнерами и близкими людьми.
37. «Озарк» (2017–2022)
Ozark · США · документальный, биография, криминал · 4 сезона
Владимир Ракша, режиссер, сценарист:
Сериал «Озарк» имеет все три главных слагаемых, необходимых для успешного проекта: сложные герои, неординарный сюжет и вдохновляющий сеттинг. История семьи авантюристов, покинувших душный американский мегаполис и перебравшихся в живописную глубинку, покорила сердца зрителей с первого же сезона. Продление «Озарка» вплоть до четвертого сезона стало ярким сигналом о широком зрительском успехе. Это потому, что авторы всю дорогу не скупились на сюжетные перипетии и лихие повороты в рассказе, заигрывая и с интонацией, и со смыслами.
Несмотря на обилие стрельбы и криминала, «Озарк» — это в первую очередь именно история, преподнесенная ловко и динамично. Мотивы семьи и хрупкость чувств соприкасаются с миром грязных финансовых махинаций. Барахтаясь в этом котле в попытках выбраться из экономического конвейера, главный герой, Марти (Джейсон Бейтман), оказывается едва ли не самым обаятельным и находчивым из всех мошенников в сфере отмывания денег. «Озарк» пленяет красотой с первых минут и постепенно погружает зрителя все глубже, ставя на пути неудобные вопросы в совершенно неподходящих местах. Это печальная притча на краю штата Миссури с горькой и поучительной интонацией и обилием актуальной правды о сегодняшнем дне.
36. «Клиника» (2001–2010)
Scrubs · США · комедия, драма · 9 сезонов
Мария Кордюкова, автор Telegram-каналов Cinemasha и Cinemaholics:
Почему этот сериал великий? Потому что мало какой ситком может похвастаться такой обширной и крепкой фан-базой, которая верна ему и по сей день. Все дело в главных героях и их историях! Взрослея, мы задаем себе те же вопросы, совершаем те же ошибки и боимся того же, что и герои этой истории. «Клиника» учит буквально всему: как дарить и принимать любовь, как пережить утрату, какой может быть дружба и как важно разделять боль с близкими. Но, главное, сериал обеспечит вам иммунитет от большинства невзгод, который поможет пережить ваши собственные трудности, ведь «I’m no Superman», как поется в заставке. «Клиника» появляется в вашей жизни в определенный момент и дает ровно то, что вам сейчас нужно. А еще останется с вами навсегда, что бы ни случилось.
35. «Оставленные» (2014–2017)
The Leftovers · США · фэнтези, драма, детектив · 3 сезона
Михаил Шприц, сценарист, продюсер:
Сериал основан на одноименном романе Тома Перротты — автора, известного в первую очередь злыми и смешными произведениями о тяжелой жизни в средней школе и небедных городских пригородах. В «Оставленных», впрочем, очень мало смешного. Это довольно депрессивное произведение, и, может быть, именно авторской тональностью безысходности оно и зацепило сценариста Линделофа.
Дэймон Линделоф, американец из интеллигентной семьи с Восточного побережья, известен тем, что был одним из двух создателей сериала «Остаться в живых», определившего целое направление на телевидении начала XXI века. Он написал больше серий «Лоста», чем кто бы то ни было, и страдал, когда их с Абрамсом классную концовку слили в сеть до премьеры. После выхода «Оставленных» Линделоф подтвердил статус полубога в мире шоураннеров не менее блистательным сериалом «Хранители», сиквелом его любимой книги — графического романа Алана Мура.
За три сезона «Оставленных» Линделоф доводит героев — обитателей небольшого городка в штате Нью-Йорк — до тяжелейших психических состояний, в которых даже самоубийство бессильно облегчить их муки. Делается это крайне реалистичным психологическим инструментарием благодаря простой и крайне эффективной отправной точке повествования. За два года до начала событий с лица земли одновременно исчезло около 2% человечества. Они растворились там, где находились в тот момент; никакой закономерности в выборе исчезнувших установить не удалось. Наука оказалась не в состоянии объяснить самое загадочное событие в истории.
Хотя оставшиеся в живых герои разводятся и женятся, переезжают в другие города, взрослеют или стареют, все сказанное здесь обращено к открытому вопросу человеческой духовности. Феномен веры в трансцендентное, доступной во всем мироздании одному только хомо сапиенс, рассмотрен со всех ракурсов. Этот аспект сериала делает его уникальным на современном культурном ландшафте, где как создатели, так и зрители стыдливо отворачиваются, а иногда даже с возмущением плюют в колодец, из которого цивилизации тысячелетиями черпали любовь и знание. Абсолютно великолепные актерские работы основного каста вдохновлены, кажется, именно этой темой.
Но самое незабываемое в «Оставленных» — это лучшие, по мнению многих, титры. В первом сезоне музыку писал немецкий постминималист Макс Рихтер. Титры второго и третьего сезонов, графически и музыкально буквально иллюстрирующие концепцию шоу, получились еще круче.
34. «Чики» (2020)
Россия · драма, комедия, криминал · 1 сезон
Даулет Жанайдаров, редактор видео и подкастов Кинопоиска:
Едкая комедия о провинциальной жизни, к финалу вырастающая до высокой античной трагедии (шашлычная «Колизей», фитнес-клуб «Афродита» — все неспроста), — только ради этого сериала стоило придумать стриминги. История четырех секс-работниц, которые пытаются изменить свою судьбу, вряд ли могла появиться на стерильном российском телевидении образца 2020 года, разве что в сентиментальной обертке любимого «Россией 1» формата ТЖД (тяжелая женская доля), оторванных от реальности мелодрам с непременным хеппи-эндом. В «Чиках» же все пышет тем, что в советской кинопериодике любили называть правдой жизни: и достоверная материальная среда родной для Эдуарда Оганесяна Кабардино-Балкарии, и органичные, но яркие актерские работы вообще всех актеров, и, главное, милосердный и принимающий, нисколько не экзотизирующий интерес к мелкой моторике российской действительности (кредиты, шашлычные, батюшки, безотцовщина).
«Чики» для отечественных стримингов — примерно то же, чем была «Бригада» для эфирного телика нулевых: прорывной проект, показывающий стране саму себя. И то, что спустя два десятилетия главными персонажами становятся не маскулинные братки с претензией на мушкетерство, а четыре поломанные жизнью, но сохранившие душу девушки, кажется, дает нам всем определенную надежду на будущее. Или, по крайней мере, давало.
33. «Девочки» (2012–2017)
Girls · США · драма, комедия · 6 сезонов
Кира Голубева, редакторка Кинопоиска:
Важно держать в уме, что «Девочки» Лины Данэм и одного из отцов современной американской комедии, Джадда Апатоу, вышли на HBO в 2012 году, до этого никто не изображал на телевидении молодых девушек такими несовершенными и сложными. Ханна (Лина Данэм) — самовлюбленная писательница, Марни (Эллисон Уильямс) — перфекционистка и лицемерка, Джесса (Джемайма Кёрк) — эгоистичная и импульсивная, Шошанна (Заша Мэмет) — наивная и предвзятая, но их нельзя описать исключительно этими характеристиками, ведь девушки часто ставят под сомнение свое поведение, а те небольшие прозрения, к которым они приходят, в совокупности меняют их жизнь. Еще сериал показывает, что в реальной жизни секс бывает неприятным и дискомфортным и все получается не так, как представляешь, а найти работу, когда тебе 20 лет, — одно из самых мучительных занятий в жизни.
Дружба на телевидении до «Девочек» почти всегда была идеальной, но в жизни поддерживать ее, оказывается, тяжело. Связь, которая объединяет вас, может быть разорвана либо из-за мужчины, либо из-за разных приоритетов, либо просто потому, что ваши пути больше не могут пересекаться, так как того, что связывало вас с человеком в двадцать, может оказаться недостаточно в тридцать, и, главное, это нормально. Да и конец всех ждет необязательно счастливый. Шоу Данэм осмелилось приуменьшить значение аборта и показать, что некоторые женщины не переживают его как глубокую травму. В итоге «Девочки» — это не очередной комедийный сериал про любовные похождения подруг. Это большой манифест о взрослении, в котором я, например, часто видела себя, и мне за это было стыдно. Но еще чаще — удивительно!
32. «Бригада» (2002)
Россия · драма, криминал, боевик · 1 сезон
Станислав Ф. Ростоцкий, кинокритик:
За последние 20 лет мне довелось смотреть «Бригаду», кажется, во всех возможных инкарнациях. В черновом монтаже на увиденных по блату рабочих вэхаэсках; по телевизору вместе со всей страной; на DVD — сначала в подарочном издании с допматериалами (запал в душу фрагмент интервью режиссера Сидорова, в котором он называл в качестве одного из источников вдохновения «Лицо со шрамом», причем не де Пальмы, а Хоукса), потом на запиленной пиратке «все серии на одном диске» и, наконец, онлайн (в любое время с любого места за пару кликов). Но и до этого момента, если подумать, «Бригада» и так не выключалась практически никогда; на нашей кассете закончилась пленка — мотаем! Нечастый случай, когда стопроцентно всенародный сериал — хит, шлягер и блокбастер — оказался одновременно и произведением стопроцентно культовым, почти эзотерическим.
Помимо неисчислимой армии вполне простодушных поклонников, скачивавших себе на Nokia рингтоны с музыкальной темой Алексея Шелыгина (на самом деле, снайперски безупречной) и скупавших мерч вроде школьных тетрадок с физиономиями Пчелы и Космоса, существовал, да и продолжает в крипторежиме существовать, неширокий, но емкий круг истинных глубинных адептов «Бригады». Они способны разглядеть во всенародной криминальной саге бездны культурологических и едва ли не оккультных смыслов и всегда узнают своего по вряд ли понятным окружающим цитатам вроде «Вел себя достойно, угрожал гранатой», «Они отняли у меня не только любимое дело — они отняли у меня родину» и, конечно, «Сигары, кофе и мои записные книжки! Срочно!». По большому счету ни сюжет, ни игра актеров, ни тщательно воссозданная на экране эпоха не имеют сами по себе никакого значения, однако все вместе превращает «Бригаду» в какой-то абсолютно неописуемый, алхимический субстрат, действие которого имеет к привычным ощущениям от телесериала отношение весьма косвенное.
31. «Гравити Фолз» (2012–2016)
Gravity Falls · США · мультфильм, комедия, детектив · 2 сезона
Владимир Верещагин, продюсер:
Когда — страшно подумать, уже 10 лет назад! — в эфир Disney Channel вышла первая серия «Гравити Фолз», никто не мог представить, насколько важным станет этот мультфильм, повествующий о летних приключениях брата и сестры в выдуманном городке, затерянном где-то в Орегоне.
Не то чтобы для этого не было предпосылок: Алекс Хирш, несмотря на свою относительную молодость (ему на момент премьеры сериала оставалось несколько дней до двадцатисемилетия), был уже довольно успешен в профессии. В его фильмографии значатся такие проекты, как «Удивительные злоключения Флэпджека», которые он писал вместе с будущим создателем «Времени приключений» Пендлтоном Уордом, и «Рыбология», еще один сериал канала Disney, на котором они сдружились с Джастином Ройландом, к тому моменту еще не придумавшим Рика и Морти.
«Гравити Фолз» подкупает и личным отношением (несомненно, перед нами романтизированная история взросления, ода беззаботному волшебному детству), и размахом безумия, когда за одни каникулы можно попытаться изловить лепрекона, встретить инопланетян, пережить первую любовь и спасти мир от конца света, победив древних демонов, пришедших из ночных кошмаров.
Безумие это, равно как и абсурд, впрочем, вполне упорядочено, логично и убедительно. И, главное, изобретательно и легко воплощено на экране. При этом крайне кропотливо: Хирш чуть ли не единственный из творцов, кому позволялось выдавать полсезона за год.
Из-за плотности событий, элементов и загадок, спрятанных внутри (а иногда и снаружи — почитайте о Chiper Hunt, стартовавшей в Питере и охватившей почти весь земной шар), и, конечно, суперобаятельных главных героев (сколько раз с той поры я встречал Мэйбл в качестве референса для характера того или иного персонажа) этот сериал хочется пересматривать! И чтобы встретиться со старыми (но не стареющими!) друзьями, и чтобы заметить что-то еще.
Примечание
Феминитивы в указаниях профессиональных занятий и должностей используются по просьбам участниц спецпроекта.
Другие части рейтинга:
Источник: КиноПоиск
Другие материалы:
Взрыв мозга — 9 фильмов-головоломок, которые разгадает не каждый
Братья Стругацкие — крушение надежд. Когда мечты о светлом будущем просто не могут стать явью
15 классных игр, которые можно пройти за выходные — или за один вечер
Выжить любой ценой — 9 триллеров про пандемийный конец света
Волшебство на экране — «спецэффекты» сериала «Гостья из будущего»
О фильме «Грань будущего» / Edge of Tomorrow (2014), реж. Даг Лайман
Сергей Лукьяненко — главный «дозорный» отечественной фантастики
«Секретные материалы» — как Крис Картер заставил всех поверить в зеленых человечков
Лучшие фильмы ужасов за четверть века — по фильму в год. Версия от Rotten Tomatoes
От хорроров до готических мелодрам — 7 оригинальных киноадаптаций сказок
Не только Миядзаки — с чего начать смотреть аниме: 9 мультфильмов, ставших культовыми
FANFANEWS
852 поста1K подписчика
Правила сообщества
Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.