ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие

Это 100 художественных, документальных и анимационных проектов из разных уголков мира, созданных за 22 года нового века.

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Почти 200 российских режиссеров и сценаристов, продюсеров и шоураннеров, журналистов и кинокритиков, редакторов, писателей и участников фестивального движения выбрали 100 самых важных сериалов.

Этот спецпроект Кинопоиска — результат опроса деятелей российского кино и культуры, который проводился в течение полугода. Каждый из них назвал свой топ-10 сериалов; условием было, чтобы пилотный эпизод вышел не раньше января 2001-го и не позже июня 2022-го (за несколькими исключениями). Некоторых респондентов попросили объяснить свой выбор. Получившийся комментированный список не отражает зрительские предпочтения и, разумеется, не претендует на какую-либо статистическую объективность, зато наглядно показывает, какие сериалы считают великими люди, которые их профессионально смотрят и снимают в России.

100. «Ошибки прошлого» (2013–2016)

Rectify · США · драма · 4 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Олег Маловичко, сценарист:

Название «Ошибки прошлого», присвоенное сериалу отечественными локализаторами, противоречит смыслу, заложенному в оригинале: «Исправление» в контексте рассказанной истории может и должно восприниматься как «Слом».

Сюжет: Дэниэл Холден (Аден Янг) освобожден после 19 лет тюрьмы за убийство своей девушки. Освобожден не значит оправдан. В юном возрасте Дэниэла вырвали из жизни — сейчас ему под 40, но он обладает взглядами и сознанием 17-летнего, травмированного и сломанного годами, прожитыми в одиночной камере смертников в ежедневном ожидании казни. Сломаны и его близкие — те, кто ждал, верил, не верил, боролся, смирился. Он возвращается в мир, где должен снова осознать себя как личность, и мир тоже сломан для него — он чумной, проклятый, ненавидимый и игнорируемый. Куда бы ни пошел — липкие взгляды, шепот в спину. Уехать — значит теперь снова, уже самому бросить семью и проиграть на всю жизнь, окончательно.

К великому счастью терпеливого зрителя, авторы сериала (прежде всего, создатель Рэй Маккиннон, блестящий второплановый актер, известный по целой россыпи ярких ролей от «Дэдвуда» до «Ломки») не идут по короткому и эффектному пути детектива — Дэниэл должен выйти и разобраться, кто же он на самом деле, и добро восторжествует, и жили они долго и счастливо, и слава тебе господи.

Вместо этого авторы сосредотачиваются на ежедневном существовании людей в заданных обстоятельствах, посвящая эпизоды не напряженным поискам убийц из прошлого, а замене кухонной газовой плиты, и достигают парадоксального эффекта, выходя на этом бытовом сюжете в высокую экзистенциальную драму. Зрителю, чтобы принять участие в этом разговоре, нужна настройка, сброс до заводских, обнуление ожиданий. Не ждите резких поворотов сюжета, зубодробительных твистов и клиффхэнгеров — сюжет неспешен, как воды реки, ставшей местом той давней трагедии. Сбросьте насмотренность, станьте сами Дэниэлом Холденом, Кандидом, просто будьте в этом мире с этими людьми.

99. «Ирма Веп» (2022)

Irma Vep · Франция, США · драма, комедия · 1 сезон

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Илья Куликов, режиссер, сценарист, генеральный продюсер компании Legio Felix:

Сюжет можно описать одним предложением: кинозвезда снимается в бюджетном ремейке культового сериала начала прошлого века. На деле сюжет практически не важен — перед нами воплощенная любовь авторов к своему делу, что составляет целый мир, в котором есть история, легенды, суеверия, герои, злодеи и весь набор страстей. Это сериал о том, что твоя жизнь будет наполнена смыслом тогда, когда ты обретешь себя в своем деле, когда сольешься с ним в один поток. Сами герои через этот поток могут прикоснуться к тем, кто когда-то любил кино так же, как и они, кто навсегда стал его частью.

Ищущий и мятущийся режиссер Видаль прикасается к своему предшественнику Фейаду, снявшему сериал «Вампиры». Мира (Алисия Викандер) прикасается к своей предшественнице — актрисе Мюзидоре (Элизабет Мазев) и их общей героине Ирме Веп, иногда до полного слияния. Наверное, неслучайна анаграмма имени актрисы и героини, Миры и Ирмы, — последнее же само является частью другой анаграммы со словом «вампиры». Это не какой-то хитрый шифр, а еще один способ показать абсолютное слияние, которое доступно, если ты готов отдаться делу. Тогда ты сможешь проходить сквозь стены, и это не будет удивлять, как внезапно обнаруживает Мира. Эта любовь станет частью твоей жизни и самой жизнью. Тогда ты обретешь то, к чему стремятся все, но почти никогда не находят — гармонию.

Гармонию в покое находит режиссер Рене Видаль (Венсан Макен). Гармонию в страстях находит мятущийся и раздираемый демонами актер Готфрид (Ларс Айдингер). Гармонию находит и суперзвезда Мира Хардинг. «Ирма Веп» — о том, что больше нас, частью чего мы являемся. Это сериал об искусстве, которое сквозь ткань времени сшивает нас любовью. У такого проекта было мало шансов не стать великим.

98. «Парки и зоны отдыха» (2009–2015)

Parks and Recreation · США · комедия · 7 сезонов

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Александр Горбачев, редактор журнала «Холод», шеф-редактор документальных проектов студии Stereotactic:

Когда мне впервые попался на глаза сериал «Парки и зоны отдыха», я жил в маленьком городке на Среднем Западе — в штате Миссури, который все нормальные люди обычно видят исключительно под крылом самолета, и на собственном опыте постигал, как работает американское общество и американская политика. «Парки» оказались идеальным компаньоном в этот момент. Притом, что, как и во всяком ситкоме, отношения между героями и зрительское сочувствие этим отношениям по мере развития сериала становятся основным двигателем сюжета, для меня всегда самым ценным было его основное целеполагание — политическая сатира.

«Парки» — это хроники работы одного не самого важного департамента мэрии в маленьком городе на Среднем Западе, сделанные как мокьюментари (над сериалом работала та же команда, что делала американский «Офис»). Через истории про организацию парка на месте заброшенного котлована или попытку провести поправку в какой-нибудь нелепый закон показаны ключевые внутренние противоречия американского государства, которые одновременно тормозят и двигают его вперед. Идеализм против цинизма и бюрократии, радикальное либертарианство против почти социалистической веры в благую роль государства, темное прошлое против комфортного настоящего, все хорошее против всего плохого — и так далее вплоть до нюансов о том, как работают встречи чиновников с населением или проходят судебные процессы. И да, конечно, все это очень смешно и нелепо, но в то же время «Парки» — это, безусловно, патриотическая в хорошем смысле слова комедия: это добрая сатира, авторы верят в своих героев и в то, что все у них получится. Да и что греха таить — я сам немного надеюсь, что все наши проблемы решатся, когда Лесли Ноуп (Эми Полер) все-таки станет президенткой США.

97. «Разделение» (2022 — н. в.)

Severance · США · фантастика, триллер, драма, детектив · 2 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Наталия Кончаловская, режиссерка, сценаристка:

«Разделение», на мой взгляд, революционно в переосмыслении жанра (триллера, научной фантастики) и формата (сериала). В драматургическом смысле весь первый сезон можно считать экспозицией, а завязкой являются последние секунды последнего эпизода первого сезона. Очень медленное погружение в историю и при этом удержание колоссального напряжения в течение всех серий показывают большое мастерство сценаристов и режиссера (Бен Стиллер). Мне кажется, это было по-настоящему рискованное и смелое решение со стороны создателей — ведь такой медленный ритм повествования идет вразрез с общепринятыми правилами. Что касается переосмысления жанра, этот сериал выводит научную фантастику на новый уровень — граница между миром, в котором мы живем уже сейчас, и тем, что представлен в сериале, настолько тонка, что в какой-то момент задумываешься: а не в этом ли мире мы уже живем?

96. «Ванда/Вижн» (2021)

WandaVision · США · фантастика, фэнтези, боевик · 1 сезон

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Ольга Шакина, критик, журналистка, правозащитница:

«Не люблю фильмы о супергероях» — все равно что «не люблю о дворниках» или «о широколиственных лесах»: в любой вселенной с любыми героями можно рассказать о чем угодно. Неважно, что с заглавной героиней «Ванды/Вижн» мы познакомились в трехчасовых блокбастерах. Важно, что ее арка (безжалостная колдунья находит любовь и сразу теряет возлюбленного) стала основой, вероятно, самого мощного на современном малом экране высказывания о трагической природе масскультовой иллюзии.

У девочки, выросшей в лишениях, одна отрада — запретные кассеты с заморскими семейными телешоу. Соответственно, и одна мечта — жить в них. Она подрастает, снова лишается семьи — и ретравматизация толкает ее в те же уютные телеобъятия. Только на этот раз она не будет смотреть телевизор — она построит его сама и, как мечтала в детстве, заберется внутрь. Цель та же: забыть о потере, не слышать доносящихся снаружи криков: «Ванда, это неправда!» Неправда ли? Но выбраться наружу все равно придется.

Впрочем, это я так занудно рассказываю, а вот авторы «Ванды/Вижн» позаботились, чтобы суть их безжалостного высказывания была сглажена идеально соответствующей ему формой. Этот сериал о сериалах — суть антология стилистики надстроек над реальностью, в которую последовательно погружал нас телевизионный век. Ванда с мужем перемещаются из черно-белого слэпстика 50-х в комедию ситуаций 60-х, наливаются техниколоровским цветом в 70-е и проваливаются в веселое потребление с 80-ми, открывают запретные темы в 90-х и анализируют собственные образы в нулевых.

Финал — полное избавление от иллюзии вкупе с полной победой иллюзии — как нельзя лучше описывает то, что происходит с нами сегодня. Чем больше непобедимых фактов предлагает реальность, тем больше мы хотим (и будем) верить в то, чего нет.

95. «Физрук» (2014–2017)

Россия · комедия · 4 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Лидия Маслова, независимый копирайтер, ранее кинокритик «Коммерсанта»:

«Физрук» отлично работает на нескольких уровнях. На самом простом, развлекательном, это веселая комедия с идеальным психофизическим совпадением между Дмитрием Нагиевым и его героем, со смешными диалогами и архетипическим сюжетом: о человеке, который упорно не хочет и не может меняться вместе с окружающим миром, чувствует себя динозавром; и саспенс заключается в том, долго ли он продержится в таком виде, перед тем как неминуемо вымереть. На социально-психологическом уровне это разносторонний и точный портрет человека 90-х как антропологического феномена. А на экзистенциальном уровне «Физрук» прочитывается как поучительная философская притча о том, что не страшно перестать быть актуальным — наоборот, страшно променять свою индивидуальность и свободу на актуальность и успешность.

94. «Офис» (2001–2003)

The Office · Великобритания · драма, комедия · 3 сезона

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Никита Лаврецкий, редактор раздела «Кино» в «Афише Daily»:

Во время просмотра британского «Офиса» в юности казалось, что это абсолютный приговор офисным будням, безжалостная сатира на саму современность с ее лицемерной политкорректностью, показной доброжелательностью и безнадежными личными амбициями в плену капиталистической махины. Безжалостность этого «Офиса» всегда выглядела выгодно на фоне американского ремейка, который с сезонами становился все милее, попсовее, ближе к пошлым зрительским мечтам.

Сейчас перспектива сместилась: да, сатира Джервэйса и Мерчанта несколько затупилась, но в эпоху офисов с открытой планировкой, удаленки и социальной дистанции (более многозначное понятие, чем может показаться) их видение офисного ада подозрительно похоже на рай; Дэвид Брент тоже уже не сверхкринжовый начальник из преисподней, а родной человек, с которым рядом можно быть собой, то есть чувствовать себя комфортно. Гениальность «Офиса» — во внутренней противоречивости, множественности интерпретаций: только такие большие эмпатичные художники, как Мерчант и Джервэйс, могли сначала нарисовать невзрачное чистилище, населенное гротескными карикатурами, а в финале заявить, что все они, без исключений, заслуживают счастья.

93. «Время приключений» (2010–2018)

Adventure Time with Finn & Jake · США, Корея Южная · мультфильм, фантастика, фэнтези · 10 сезонов

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Дмитрий Сыендук, видеоблогер, актер дубляжа:

Мультсериал «Время приключений» — это телевизионный феномен, оставивший огромный след в современной анимации. Стиль этого проекта определил анимационный тренд на целое десятилетие, а студия создателей стала настоящим инкубатором для других авторских сериалов с аналогичным подходом к сторителлингу. Под личиной цветастого детского шоу скрывался богатый постапокалиптично-фэнтезийный лор и проработанные персонажи с эмоциональной глубиной, которые росли вместе со зрителями. Финн, Джейк, Марселин, Снежный Король и десятки других героев (даже второстепенных типа Коричного Пряника) ощущались невероятно живыми, хоть по факту и были причудливо нарисованными мультяшками. Сценаристы раскрывали их с простотой, которой и по сей день не могут похвастаться многие «живые» сериалы.

92. «Бумажный дом» (2017–2021)

La casa de papel · Испания · боевик, триллер, драма · 5 сезонов

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Софья Митрофанова, генеральный директор Premier, продюсер:

Он стал одним из первых неанглоязычных сериалов Netflix, с которого начался интерес к контенту из Европы, стран Латинской Америки, Азии и т. д. Изначальная версия, выпущенная в Испании, была не слишком популярна, но Netflix довел проект до ума: серии сократили с 70 минут до 45-50, концовки эпизодов сделали цепляющими (ранение или смерть, новая интрига, раскрытие тайны и т. д.). В результате «Бумажный дом» стал настолько популярным, что был продлен до 5-го сезона и вошел в массовую культуру. Проект получился по-испански темпераментным: яркие и смелые сцены, необычные отношения между грабителем и заложником, например. А также частые неудачи и даже смерть главных героев — зрителям такое нравится.

У сериала уникальный стиль и очень необычно подобранный саундтрек — песня итальянских антифашистских партизан «Bella Ciao» только чего стоит! Сериал возродил ее популярность, и в какой-то момент ее даже исполняли на митингах в разных странах мира. В итоге с помощью «Бумажного дома» Netflix тогда нащупал золотую жилу. Сериал был снят на испанском, а значит, потенциально имел большую аудиторию в Латинской Америке. Когда западный гигант выпускает контент не на английском, он привлекает много внимания — особенно в тех странах, где на этом языке говорят.

91. «Викинги» (2013–2020)

Vikings · Ирландия, Канада · история, драма, боевик · 6 сезонов

ТОП-100: Великие сериалы XXI века (100-91) — Ванда/Вижн, Офис, Разделение, Ирма Веп, Викинги и другие Сериалы, Топ, Подборка, Сайт КиноПоиск, Длиннопост

Марина Катая, руководитель департамента производства контента Premier:

Один из редких сериалов, первые три сезона которого я смотрела запоем. Хотя проект не является исторически точным, шоураннеры наполнили его духом эпоса Северной Европы и нашими представлениями о героях раннего Средневековья. Приключения Рагнара Лодброка (Трэвис Фиммел) из скандинавских саг получились по-настоящему захватывающими! Динамичный, местами жестокий сериал становится еще более пронзительным благодаря своей изысканной кинематографии и прекрасному повествованию, когда даже самые стойкие защитники Винтерфелла превращаются в ярых фанатов викингов.

Примечание

Феминитивы в указаниях профессиональных занятий и должностей используются по просьбам участниц спецпроекта.

Другие части рейтинга:

90-81, 80-71, 70-61, 60-51, 50-41, 40-31, 30-21, 20-11, 10-1

Источник: КиноПоиск

Другие материалы:

FANFANEWS

852 поста1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.