Томас Гоббс. "Левиафан". Что это за чудище и с чем его едят? Давайте разбираться

Многие из вас знакомы с фильмом Андрея Звягинцева "Левиафан", в котором он отождествляет мифического Левиафана, забирающего у людей свободу, с государственной машиной. Гоббс в своем одноименном трактате пишет о том же самом, только смотрит он на это под совсем другим углом...


Итак, изначально люди находятся в "естественном состоянии". Это состояние полной свободы действий. Однако эта свобода похожа скорее на анархию в плохом смысле этого слова. Не имея никаких ограничений, люди также не имеют нравственных ориентиров поведения в обществе. Никто им не показал как себя вести и, поэтому, в игру вступают природные качества человека. Гоббс иллюзий не питает и открыто говорит, что человек по своей природе тщеславен, недоверчив и ОЧЕНЬ боится смерти. В совокупности эти три черты заставляют людей, в условиях естественного состояния, вести перманентную войну против всех, потому что правила одни для всех. Если не ты, то тебя. Отсюда мы получаем, что нерегулируемая свобода стала источником нескончаемого насилия, борьбы людей друг с другом за выживание. Гоббс называет это войной всех против всех. В ней нет победителей зато полно проигравших. Это очень опасное состояние, при котором общество живет по принципу "пусть победит сильнейший".

Томас Гоббс. "Левиафан". Что это за чудище и с чем его едят? Давайте разбираться Политология, Мнение политолога, Гоббс, Философия, Государство, Длиннопост

Но не все так плохо. Постоянная борьба за выживание изрядно выматывает, поэтому люди решают что-то поменять. Они собираются вместе и заключают договор. Согласно ему, каждый человек добровольно ограничивает свою естественную свободу. Ту часть, которой люди себя лишили, они передают одному единственному человеку (или группе лиц) в обмен на счастье, спокойствие и благополучие. Что это значит? Да то, что теперь общество не живет в постоянном страхе. Актор, которому все добровольно передали часть своей свободы, теперь наделен неограниченной властью. В прямом смысле властью от народа. С помощью нее он прекращает вечное насилие и устанавливает порядок, вслед за которым приходит и спокойствие. Так люди добровольно создают того самого Левиафана, вездесущего и могущественного монстра, который на самом деле является государством. Забрав часть свободы, он принес людям порядок и стабильность.


Левиафан не отрицательный герой. Концентрируя в себе поистине огромную власть, это самое чудище (или же государство) способно прекратить вечное и бессмысленное насилие. Оно создаёт законы, приказывает и наказывает, но делает это во благо тех людей, которые отдали ему свою свободу.


До договора люди были равны, но бесконтрольны. После подписания они тоже равны, но равны перед Левиафаном также, как и любой человек равен перед законом.


Очевидно, что Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Только монарх сможет распорядиться полученной властью в интересах людей.


На иллюстрациях Левиафан изображён как огромный человек, тело которого состоит из людей. Это символизирует единство государства и народа, из которого оно состоит. И это важный момент, ибо Гоббс не отделяет гражданское общество от государства. Государство и есть продукт деятельности общества. Своего рода искусственно созданный продукт, Франкенштейн, если посмотреть на иллюстрацию ниже.

Томас Гоббс. "Левиафан". Что это за чудище и с чем его едят? Давайте разбираться Политология, Мнение политолога, Гоббс, Философия, Государство, Длиннопост

Благодаря "Левиафану", Томаса Гоббса считают основателем теории "Общественного договора", которая в дальнейшем развилась в отдельное течение, к которому себя относят такие великие мыслители как Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие.
______________________________________________________________________________________________________

Понравился пост? В нашем телеграм-канале можно найти больше подобной информации, посвященной политологии и политике в целом. Подписывайтесь!