Только ненаписанные письма не доходят до адресата
Роман «Письмовник» Шишкина на первый взгляд выглядит обычно. Есть он, есть она. Есть письма, которыми главные герои обмениваются. А в письмах теплые дачные деньки, пляж, жуки на тростинках, прохладная тень под яблоней, занятия любовью, солдатская жестокость, война, кровь, смерть, любовь и вечное желание встретиться.
Казалось бы, как можно подать старое блюдо эпистолярного жанра по-новому. Что можно привнести? Какую специю добавить? И Шишкин находит этот рецепт. Он деконструирует недеконструируемое.
Варнинг! Дальше будут полуспойлеры
Поначалу складывается ощущение, что герои переписываются друг с другом. Она пишет о даче, напрямую обращаясь к своему возлюбленному. Он о том, как попал на фронт и как все ему там противно и скверно. Она задает вопросы, он на них отвечает.
Ага, как бы ни так.
Со временем понимаешь, что это совершенно разные люди. Разнесенные не только расстоянием, но и временем. Она живет, предположительно в 60-х годах двадцатого века. Он, предположительно, в конце 19 века.
Шишкин через эту призму показывает, что ни место, ни время не имеют значения, потому как все мы люди. И волнуют нас обычные заботы и вещи. Любовь ближнего. Благость, когда под солнцем на дачном пруду купаешься и загораешь. Отношения с родителями, детьми и друзьями. Будущее, такое туманное и скользкое, в особенности для того, кто находится на передовой.
Вся жизнь двух прекрасных незнакомых людей проявляется в письмах. Проявляется чувственно и красиво. Автор умеет рисовать картины тонкими мазками, обращая внимание на детали, на которые все: и я и вы обращали внимания. Но которым не придали значения и не увидели в них красоты. А Шишкин видит. И через героев, через их восприятия показывает нам.
Весь сюжет, все флешбеки идут через письма.
Есть красивая фраза, которая идет лейтмотивом через весь роман: Только ненаписанные письма не доходят до адресата
И к концу книги начинаешь верить, что так оно и есть. Невысказанные слова, несовершенные поступки, исчезает бесследно. А сказанное, сделанное, все-таки расходится кругами по воде, минуя все физические законы.
Даже смерть для главных героев не является конечной точкой. Не в религиозном плане, а скорее в энергетическом.
Пишут, что в начале снова будет слово. А пока в школах еще по старинке талдычат, что сперва был Большой взрыв и все сущее разлетелось.
Причем все якобы существовало уже до взрыва – и все еще не сказанные слова, и все видимые и невидимые галактики. Так в песке уже живет будущее стекло, и песчинки – семена вот этого окна, за которым как раз пробежал мальчишка с мячом, засунутым под футболку.
Это был такой сгусток тепла и света.
А размером эта ни окон ни дверей полна горница людей была, сообщают ученые, с футбольный мяч. Или арбуз. А мы в нем были семечками. И вот там все созрело и, напыжившись, поддало изнутри.
Первоарбуз треснул.
Одно семечко пустило росток и стало нашим деревом, вот тень его ветки елозит по подоконнику.
Другое стало воспоминанием одной девочки…
Роман философский. Медленный. Спокойный. Но от этого не менее интересный. И весь роман теплится надежда, что главные герои, несмотря на различие во времени и месте и, даже учитывая, что они никогда не были знакомы, все-таки встретятся.
Если не здесь, в жизни, то хотя бы там
Роман подойдет любителям спокойного чтения. Без неожиданных поворотов, скелетов в шкафу, умерших дядей миллионеров с завещаниями, тайными записками и прочими жанровыми трюками.
Подойдет тем, кто любит красивый язык. Любит жизнь и хочет посмотреть на нее с другой стороны.
Крайне рекомендую к прочтению
P.S.
Настолько давно ничего не постил, что не сразу вспомнил как это делать)
Всеми любимая ссылка на ТГ :)