Только ненаписанные письма не доходят до адресата

Роман «Письмовник» Шишкина на первый взгляд выглядит обычно. Есть он, есть она. Есть письма, которыми главные герои обмениваются. А в письмах теплые дачные деньки, пляж, жуки на тростинках, прохладная тень под яблоней, занятия любовью, солдатская жестокость, война, кровь, смерть, любовь и вечное желание встретиться.

Казалось бы, как можно подать старое блюдо эпистолярного жанра по-новому. Что можно привнести? Какую специю добавить? И Шишкин находит этот рецепт. Он деконструирует недеконструируемое.

Только ненаписанные письма не доходят до адресата Литература, Русская литература, Рецензия, Книги, Обзор книг, Длиннопост

Варнинг! Дальше будут полуспойлеры

Поначалу складывается ощущение, что герои переписываются друг с другом. Она пишет о даче, напрямую обращаясь к своему возлюбленному. Он о том, как попал на фронт и как все ему там противно и скверно. Она задает вопросы, он на них отвечает.

Ага, как бы ни так.

Со временем понимаешь, что это совершенно разные люди. Разнесенные не только расстоянием, но и временем. Она живет, предположительно в 60-х годах двадцатого века. Он, предположительно, в конце 19 века.

Шишкин через эту призму показывает, что ни место, ни время не имеют значения, потому как все мы люди. И волнуют нас обычные заботы и вещи. Любовь ближнего. Благость, когда под солнцем на дачном пруду купаешься и загораешь. Отношения с родителями, детьми и друзьями. Будущее, такое туманное и скользкое, в особенности для того, кто находится на передовой.

Вся жизнь двух прекрасных незнакомых людей проявляется в письмах.  Проявляется чувственно и красиво. Автор умеет рисовать картины тонкими мазками, обращая внимание на детали, на которые все: и я и вы обращали внимания. Но которым не придали значения и не увидели в них красоты. А Шишкин видит. И через героев, через их восприятия показывает нам.

Весь сюжет, все флешбеки идут через письма.

Есть красивая фраза, которая идет лейтмотивом через весь роман: Только ненаписанные письма не доходят до адресата

И к концу книги начинаешь верить, что так оно и есть. Невысказанные слова, несовершенные поступки, исчезает бесследно. А сказанное, сделанное, все-таки расходится кругами по воде, минуя все физические законы.

Даже смерть для главных героев не является конечной точкой. Не в религиозном плане, а скорее в энергетическом.

Пишут, что в начале снова будет слово. А пока в школах еще по старинке талдычат, что сперва был Большой взрыв и все сущее разлетелось.

Причем все якобы существовало уже до взрыва – и все еще не сказанные слова, и все видимые и невидимые галактики. Так в песке уже живет будущее стекло, и песчинки – семена вот этого окна, за которым как раз пробежал мальчишка с мячом, засунутым под футболку.

Это был такой сгусток тепла и света.

А размером эта ни окон ни дверей полна горница людей была, сообщают ученые, с футбольный мяч. Или арбуз. А мы в нем были семечками. И вот там все созрело и, напыжившись, поддало изнутри.

Первоарбуз треснул.

Одно семечко пустило росток и стало нашим деревом, вот тень его ветки елозит по подоконнику.

Другое стало воспоминанием одной девочки…

Роман философский. Медленный. Спокойный. Но от этого не менее интересный. И весь роман теплится надежда, что главные герои, несмотря на различие во времени и месте и, даже учитывая, что они никогда не были знакомы, все-таки встретятся.

Если не здесь, в жизни, то хотя бы там

Роман подойдет любителям спокойного чтения. Без неожиданных поворотов, скелетов в шкафу, умерших дядей миллионеров с завещаниями, тайными записками и прочими жанровыми трюками.

Подойдет тем, кто любит красивый язык. Любит жизнь и хочет посмотреть на нее с другой стороны.

Крайне рекомендую к прочтению

P.S.

Настолько давно ничего не постил, что не сразу вспомнил как это делать)

Всеми любимая ссылка на ТГ :)