ТОКСИЧНЫЕ ПАРЫ В САЛОНАХ САМОЛЁТОВ: СКРЫТАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПИЛОТОВ И ЭКИПАЖА
Новое расследование The Wall Street Journal выявило тревожную тенденцию: участились случаи проникновения токсичных паров в кабины и салоны коммерческих самолётов. Эти инциденты, известные как «fume events», представляют серьёзную опасность для здоровья пилотов, бортпроводников и пассажиров .
Масштабы проблемы
С 2015 по 2024 год количество reported инцидентов выросло более чем в 3 раза: с 33 до 108 случаев на миллион вылетов .
Наиболее уязвимы самолёты Airbus A320neo: у авиакомпаний JetBlue и Spirit Airways за 8 лет число сообщений о задымлении салонов выросло на 660% .
Для сравнения: на Boeing 737 подобные инциденты происходят в 7 раз реже, чем на Airbus A320 .
Влияние на здоровье
Токсичные пары содержат нейротоксины (например, трикрезилфосфат), угарный газ и другие вредные химические вещества. Симптомы отравления включают:
Головокружение, тошноту, рвоту, спутанность сознания .
Долгосрочные последствия: повреждение нервной системы, черепно-мозговые травмы, симптомы, схожие с сотрясением мозга .
Невролог Роберт Канецки, консультирующий NFL, сравнил воздействие паров на мозг с травмами игроков в американский футбол .
✈️ Причина утечек
Воздух в салон подаётся непосредственно из двигателей через систему «Bleed Air». При износе уплотнителей масло или гидравлическая жидкость могут просачиваться в систему кондиционирования. Высокие температуры двигателя превращают их в токсичные пары, которые попадают в кабину без фильтрации . Единственный самолёт, избежавший этой проблемы — Boeing 787, где используется альтернативная система подачи воздуха .
Почему проблема игнорируется?
Авиакомпании и производители (Airbus, Boeing) считают инциденты «редкими» и утверждают, что уровень загрязнения недостаточно высок для серьёзных мер .
Симптомы часто списывают на стресс, гипервентиляцию или «массовую истерию» .
Кислородные маски пассажиров не герметичны и не защищают от токсичных паров .
Реальные случаи
В феврале 2025 года рейс Delta Airlines вернулся в Атланту из-за задымления в кабине с запахом «нефти» .
Бортпроводница Флоренс Чессон получила необратимое повреждение нервов после инцидента с запахом «грязных ног». Её коллеги были госпитализированы с рвотой и потерей сознания .
Требования к действиям
Эксперты призывают:
Установить датчики загрязнения воздуха в кабинах .
Пересмотреть стандарты FAA и ICAO для регулярных проверок систем кондиционирования .
Обеспечить медицинскую поддержку и протоколы отчетности для экипажей .