Тохарские языки

До начала XX века индоевропеисты знали немного о реальном распространении индоевропейских языков в древности. Даже принципиальное деление этих языков на "кентумные" и "сатемные" было осмыслено ими неверно: учёные делили индоевропейские языки на западные ("кентумные") и восточные ("сатемные"). Открытие хеттского языка в Малой Азии и тохарских языков в Восточном Туркестане заставило пересмотреть отношение к данному вопросу: оба языка рассматриваются как восточные, но по особенностям трёх рядов дорсальных согласных они относятся к "кентумным" языкам. В результате была высказана другая теория, согласно которой "сатемные" языки выделились в результате инновации в центральных диалектах праиндоевропейского языка.

Тохарские языки - это группа языков, существовавших в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э., включавшая два хорошо различимых идиома: тохарский А (восточный) и тохарский Б (западный). Наиболее распространённым считается тохарский Б, который просуществовал дольше тохарского А. Последний на момент создания известных нам сегодня текстов (VI-VIII вв.), скорее всего, был уже мёртвым языком и использовался в культовых целях (все тексты на этом языке носят религиозный характер). Письменность создана на основе индийского письма брахми, адаптированного под тохарскую фонетику. Оба языка происходят из единого пратохарского, рано отделившегося от остальных индоевропейских языков.

Тохарские языки существенно различались фонетически и грамматически, хотя неизвестно, были ли они взаимопонятными. Фонологически тохарский Б был более консервативным. Основной особенностью консонантизма тохарских языков является морфологизированное противопоставление по твёрдости-мягкости. В вокализме наблюдается сильная редукция безударных гласных (они сохраняются в некоторых поэтических текстах на тохарском Б, в тохарском А выпали).

Грамматика тохарских языков продолжает развитие праиндоевропейской грамматики с некоторыми инновациями, вызванными, вероятно, влиянием других (в том числе неиндоевропейских) языков. Имена тохарского языка характеризуются наличием рода (мужской, женский, обоюдный), категории одушевлённости-неодушевлённости, числа (единственное, двойственное, множественное), падежа (первичные: именительный, родительный, винительный (общий косвенный); вторичные, образуемые агглютинативно от формы косвенного падежа: творительный, комитатив, дательный, отложительный, местный, каузальный (Б), перлатив (А); звательная форма (Б)). Глагол характеризуется категориями лица, числа, времени (настоящее, прошедшее, имперфект; дуратив (Б)), наклонения (индикатив, императив, конъюнктив, оптатив), залога (актив и медиопассив). Существуют особые формы каузатива для каждого глагола.

Лексика тохарских языков преимущественно индоевропейская. В тохарских числительных легко угадываются индоевропейские аналоги: sas (А)/ṣe (Б) "один" (пра-и.е. *sḗm; лат. semel, др.-греч. εἷς, гот. simle), wu/wi "два" (* dwóh₁; лат. duo, др.-греч. δύο, гот. twai), tre/trai "три" (*tréyes; лат. trēs, др.-греч. τρεῖς, гот. þreis), śtwar/śtwer "четыре" (*kʷetwóres; лат. quattuor, др.-греч. τέσσαρες, гот. fidwōr), päñ/piś "пять" (*pénkʷe; лат. quīnque, др.-греч. πέντε, гот. fimf) и т. д.; термины родства: pācar/pācer "отец" (*ph₂tḗr; лат. pater, др.-греч. πατήρ, гот. fadar), mācar/mācer "мать" (*méh₂tēr; лат. māter, др.-греч. μήτηρ, гот. mōdar), pracar/procer "брат" (*bʰréh₂tēr; лат. frāter, др.-греч. φράτηρ, гот. brōþar), ṣar/ṣer "сестра" (*swésōr; лат. soror, др.-греч. ἔορ, гот. swistar); названия животных: yuk/yakwe "лошадь" (*h₁éḱwos; лат. equus, др.-греч. ἵππος, гот. aiƕs), ko/keu "корова" (*gʷṓws; лат. bōs, др.-греч. βοῦς, др.-англ. cū) и т. д.; части тела: tsar/ṣar "рука" (*ǵʰes-; др.-греч. χείρ), pe/paiyye "нога" (*pṓds; лат. pēs, др.-греч. πούς, гот. fotus), ak/ek "глаз" (*h₃ekʷ-; лат. oculus, др.-греч. ὤψ, гот. augo) и т. д. Эти и многие другие совпадения по базовому словарю позволили сразу однозначно отнести тохарские языки к индоевропейским.

Честь открытия первых письменных памятников на тохарских языках принадлежит русскому консулу в Кашгарии Н. С. Петровскому. Э Зиг и В. Зиглинг в начале XX в. внесли значительный вклад в изучение текстов и их языка. Известный английский путешественник, исследователь Центральной Азии А. Стейн обнаружил в пустыне Такла-Макан близ Лоуланя, вдоль южного края Таримского бассейна и в ряде других мест так называемые таримские мумии (XVIII до н. э. - II н. э.), которые были отнесены к индоевропейцам (предположительно связаны с афанасьевской культурой Южной Сибири). Многие исследователи считают, что люди этой культуры и были носителями тохарских языков, хотя этому прямых подтверждений нет.

Понятия "тохарский", "тохары" (англ. Tocharian, нем. tocharisch, франц. tokharien, исп. tocario) используются сегодня применительно к двум разным народам, проживавшим в древности на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Дабы избежать путаницы, используют понятия "тохары" и "псевдотохары". Первые известны по китайским источникам как юэчжи (月氏), в греческих источниках их называют Τόχαροι (название из индоиранских языков, ср. санскр. तुखार (tukhāra)). Это восточноиранский народ, культурно отождествляемый с сарматами. Мигрировавшие сюда носители тохарских языков себя тохарами не называли, но название закрепилось именно за ними (использовать это название как научное предложил немецкий востоковед Ф. В. К. Мюллер). Вероятно, сами носители тохарского А называли себя ārśi, носители тохарского Б - kuśiññe.

Несмотря на то что открытие тохарских языков позволило индоевропеистам заглянуть глубже в древность, а также в очередной раз подтвердить правильность сравнительно-исторического метода, тем не менее остаётся ещё немало вопросов. До сих пор нет однозначного понимания того, каковы были миграции "псевдотохар", с кем они контактировали (за пределами центральноазиатского региона). Располагая большим корпусом тохарских текстов, лингвисты тем не менее не имеют исчерпывающей информации о фонетике и грамматике тохарских языков, а также о их диалектах.