Тимбилдинг

Сплотить коллектив – святая обязанность каждого руководителя любого уровня. Тимбилдинг, безусловно, нужен. Он дает встряску трудящимся организмам. Можно сказать, это зарядка. Кому-то она позволяет влиться в коллектив, кого забраковать, кто-то открывается с новой стороны, а кто-то поворачивается задом. Наблюдая за коллегами и делая выводы об их поведении и участии, иногда на ум приходят интересные управленческие решения. Всё зависит от организации мероприятия. Если все начинается с алкоголя и им же заканчивается, то мы говорим о разных вещах. Раскрепостить собравшихся, часть которых, наверняка, не желала видеть лица коллег и предпочла бы полежать на диване, необходимо без алкоголя, а вот сплотить под окончание горячительные напитки все же помогают. Принципы тимбилдинга, основанные на практике в суровой российской действительности:

1. Мероприятие должно доставлять участникам страх. Звучит жутко, но смысл в том, что каждый участник должен преодолевать свой страх: пройтись по канату, вскарабкаться на что-либо, совершить прыжок с высоты, довериться коллегам и упасть спиной со стула. Выбор места и действий-экшен за тобой. Их огромная масса. Всегда помни о безопасности. Не путать с квестами, хотя варианты бывают неплохие. Страх вводит в стрессовую ситуацию, и человек не думает ни о чем другом, кроме как спасти свою шкуру.

Выступая в роли канатоходца, сотрудник не станет позировать на камеру телефона и не думает, как он выглядит со стороны. Он максимально сосредоточен, в то время как другие, наблюдая за его страхом, «ржут аки кони». Боится ли он подвести своих коллег в этот момент? Нет. Стресс заставляет думать только о себе, отключается репродуктивная функция и пищеварительная система, именно поэтому в стрессовой ситуации всегда пересыхает горло. Так устроена физиология. Вопрос в другом. Если сотрудник упал и подвел команду, то его эмоции обязательно будут связаны с чувством вины и досады, что не смог, тем самым подвел коллег, и постарается взять реванш в следующем конкурсе. На тебя надеялись, болели, но ты подвел – разочарование, но вот он смотрит на команду противника, где происходит аналогичное, и у вашей команды еще есть шанс, команда опять сплочается, и этот сотрудник снова кричит и снова в обойме.

2. Соревновательный момент. Без наличия конкурентной борьбы нет интриги, и все превращается в болото. Это подтверждают компании-монополии, особенно государственные, а уж в тимбилдинге – это основа основ. Важный момент – формировать команды нужно заранее, без демократии и холакратии, то есть ты сам определяешь, кто и в какой команде будет. Правило подбора, высказанное И.В. Сталиным: «Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы». В команду вы должны собрать абсолютно противоположных людей, с разным уровнем интеллекта, с диаметрально противоположными занимаемыми должностями и статусами. Если ты в курсе, что между двумя сотрудниками есть «теншен», обязательно помести их в одну банку, пусть воюют не друг против друга, а друг с другом идут к общей цели команды.

3. Конкурсы должны быть устроены так, что в них принимает участие каждый. Именно здесь должна проявиться холакратия и самоорганизация команд, где они сами определяют, кто пойдет, кто выступит лидером в данном этапе состязаний. Возникает то самое коллективное бессознательное, которое двигает команду к успеху и заряжает коллектив. Что-то сродни бежевому уровню спиральной динамики Грейвза. Инстинкт толпы в форме «здесь и сейчас».

4. Подведение итогов желательно визуализировать яркими моментами из состязаний, в крайнем случае, аудио или пародией с изображением действий какого-либо сотрудника, занимающего ответственный пост. Адреналин, гуляющий в крови сотрудников, будет постепенно падать, и самое время его наполнить эндорфинами, выброс которых напрямую зависит от положительных эмоций. Инстинкт толпы тебя не подведет, и если шутка понравилась только половине, то смеяться все равно будут все. Известный диктатор австрийского происхождения в свой книге отмечал, что «у толпы много голов, но мало мозгов». Похвальные и политические лозунги, типичные тимбилдинговские речи коллективизма и дружбы, перемежающиеся с легким «троллингом» собравшихся, как в целом, так и в персоналиях, заводят толпу, а незамысловатые шутки становятся в один ряд с профессиональным юмором.

5. Распределение участников за столами должно предусматривать прямую зависимость от подразделения. «Продажники» – с «продажниками», технари – с технарями, моряки – с моряками. В крайнем случае, по департаментам. Ранее существовавшие команды приказывают долго жить, они свою миссию выполнили. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Время взаимодействия смежных подразделений ушло, на смену приходит спокойная обстановка с алкогольными возлияниями, где люди имеют одни и те же проблемы, но разный взгляд на их решение, дай им возможность «помыть кости», иногда в споре рождается истина.

6. Еда без пафоса. После прыжков, стресса, двигательной и мозговой активности организм собравшихся попросит калорий. Кулинарные изыски тут не нужны. Главное – насытить тела белками, жирами и углеводами. Эстетичность, правда, никто не отменял.

7. Алкоголь. Всегда найдется тот, кто принесет или пронесет на ваше празднество заветные 40 градусов, посему не стоит ограничиваться только слабоалкогольными напитками на столах. От смешения проблем больше. Важно следить за периодичностью тостов и последующими опрокидываниями стопок с огненной жидкостью, а также, как подобает руководителю, осуществлять контроль за подчиненными и отправлять выбывших из строя бойцов домой.

8. Быть до конца. Вверенный личный состав должен видеть своего вожака. По возможности, удели внимание каждому, просто перекинься фразами, похвали сотрудника, в алкогольном опьянении или переизбытке чувств ему крайне важно понимать и слышать затуманенными мозгами, что он – уважаемый человек.

Данные пункты помогут тебе правильно организовать тимбилдинг и провести его с пользой.