Темное прошлое острова Д’Арси: трагедия китайских прокаженных
На рубеже прошлого века остров Д'Арси, отдаленный участок земли у острова Ванкувер, был тюрьмой для горстки китайцев, страдающих проказой. Их оставили там умирать. Сегодня остров — это парк, его история похоронена вместе с забытыми китайскими мужчинами — и одной женщиной — чьи кости лежат под ногами его посетителей.
Колония изгоев
Остров Д’Арси — это маленький безлюдный остров в море Селиш, расположенный южнее острова Сидни у южного побережья Британской Колумбии. Он лежит в проливе Харо между полуостровом Саанич (остров Ванкувер) и американскими Сан-Хуанскими островами. Сегодня здесь никто не живёт — отчасти потому, что с 1961 года остров является охраняемой территорией (частью, сначала провинциального, а затем национального парка «Резерв островов Галф»), а отчасти потому, что добраться сюда непросто. Вокруг острова под водой скрываются многочисленные рифы и коварные течения.
Если бы лейтенант Джон Д’Арси был жив сегодня, он вряд ли обрадовался бы тому, что его именем назвали остров, некогда служивший лепрозорием. Офицер судна HMS Herald, участвовавший в гидрографической экспедиции по Тихому океану в 1852–1854 годах, Д’Арси получил звание капитана в 1862-м — за 29 лет до того, как этот безлюдный остров стал пристанищем для 49 китайских прокажённых, депортированных туда колониальными властями. Где они жили практически в полной изоляции, лишённые медицинской помощи.
Но слово «карантин» слишком мягко для того, что происходило с этими жертвами Лепры(проказы). Заболев, они стали жертвами во второй раз — теперь уже из-за «лечения», которое им «предоставили». Бурные воды вокруг Д’Арси и его удалённость сделали остров идеальным местом для изоляции. В 1891 году власти Виктории обнаружили пятерых больных, скрывающихся в лачуге за магазином в китайском квартале. Чуть позже были найдены еще 44 больных лепрой .Их арестовали, а городской совет оперативно добился разрешения превратить их на уединенный остров Д’Арси . Уже через две недели несчастных вывезли. В конце концов, что может быть проще? Построить барак с каморками (1,5 × 2,4 м), в каждой — койка, стол, стул, а потом оставить там умирать.
Это была настоящая тюрьма без побега — на 33 долгих года. Здесь небольшая группа обречённых доживала свои дни без надежды на лечение.
Кто-то решался на побег с острова, предпочитая утонуть, нежели сгнить от затяжной неизлечимой болезни и упокоиться в безымянной могиле. Двое покончили жизнь самоубийством иным путем
Лишь четыре раза в год в колонию привозили еду, живых уток, кур и свиней. А также непременный опиум и гробы. И это было единственной связью прокаженных с остальным миром.
Забытые жертвы
В марте 1891 года репортёр викторианской газеты The Daily Colonist сопровождал чиновников здравоохранения в одном из их четырёх ежегодных визитов на остров. Он обнаружили, что прокажённые страдают не только от болезни, но и от полной изоляции.
На острове не было ни врачей, ни медсестёр. Чиновники были единственной связью заключённых с внешним миром и единственным перерывом в монотонном существовании между жизнью и смертью. Большинство обитателей колонии были слишком слабы, чтобы работать, поэтому те, кто ещё держался, ухаживали за остальными, обрабатывали небольшой огород, держали уток, кур и свиней, заготавливали дрова и, вероятно, дополняли скудный казённый паёк дарами моря — хотя об этом сами больные не упоминали
Умерших хоронили в грубых могилах, которые со временем исчезли без следа. Их точное местоположение неизвестно, единственная память об умерших, это скромная табличка с именами четырнадцати похороненных на острове.
В 1924-м, к делу подключилось федеральное правительство, оставшихся в живых перевезли с острова-тюрьмы на другой остров, поближе к Виктории – на остров Бентик. Там им хотя бы оказывалась какая-то медицинская помощь.
Последний прокаженный умер в 1957 году, и лепрозорий на острове Бентик был закрыт.
А на Д’Арси и сейчас еще видны руины сожженного в 1960-м барака, где жили 49 прокаженных китайца. И, говорят, по острову до сих пор бродят их не нашедшие покоя души.
Не удивительно, что в наше время изредка попадающие на остров люди чувствуют себя там крайне неуютно.
Когда кинорежиссёр Эрик Паулссон сошёл на берег Д’Арси, он написал, что его пробрала дрожь. Он приехал снимать документальный фильм о забытых жертвах этого места — «Остров теней». «Я помню, как вышел из лодки, и меня буквально пронзил холод», — вспоминал он. Писатель и редактор Чак Гулд, описавший свои впечатления в журнале Nor’westing, завершил статью так:
«Я не уверен, что верю в призраков, но я не могу не верить в остров Д’Арси. Я никогда не видел духов, но покинул этот остров в полной растерянности — здесь со мной происходило нечто очень странное».
Спасибо всем, кто прочитал. Подписывайтесь будет интересно
Информация взята с сайта www.bcmag.ca
Лига историков
18.5K поста54.1K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения