Технологии хранения CO2 под дном Северного моря

Норвежский проект Longship — один из первых промышленных проектов по улавливанию и хранению углекислого газа. Страна планирует уже к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 50%.

Технологии хранения CO2 под дном Северного моря Переработка, Отходы, Углекислый газ, Климат, Глобальное потепление, Улавливание углерода, Длиннопост

В переводе Longship означает «длинный корабль». И здесь норвежцы опираются на историческое прошлое своих предков — викингов. В давние времена отважные викинги завоевывали северные морские просторы благодаря своим необычным гребным кораблям — баркасам — длинным, легким и гладким, рассчитанным на скорость и маневренность. Баркасы непременно были при каждом военном судне. На них осуществлялась перевозка людей и грузов, питьевой воды и провизии.

Технологии хранения CO2 под дном Северного моря Переработка, Отходы, Углекислый газ, Климат, Глобальное потепление, Улавливание углерода, Длиннопост

И вот спустя сотни лет современные норвежцы выводят на европейские моря технологию Longship, призванную помочь в решении климатического вопроса — самой серьезной на сегодняшний день проблемы человечества.


Технологии будут сокращать выбросы углекислого газа, параллельно решая проблему с отходами. Проект подразумевает улавливание СО2 от завода «Энергия из отходов» в Осло и транспортировку его на корабле к норвежскому континентальному шельфу для постоянного хранения в специальных резервуарах на глубине 3 тысячи метров ниже морского дна.


Специальные устройства будут «охотиться» за углекислым газом и собирать его в танкеры.

Затем планируется отгружать жидкий углекислый газ в танкерах на береговой терминал недалеко от Бергена (западное побережье Норвегии). Оттуда сжиженный СО2 будет транспортироваться по трубопроводу к месту хранения — глубоко под дном Северного моря, где он и будет находиться постоянно.


Система обращения с отходами также является одним из приоритетных направлений в Осло в рамках генерального плана по сокращению выбросов парниковых газов. Заводы перерабатывают «хвосты», генерируя электроэнергию и тепло, а специальная установка улавливает до 90% образующегося СО2, предотвращая его попадание в атмосферу.

Технологии хранения CO2 под дном Северного моря Переработка, Отходы, Углекислый газ, Климат, Глобальное потепление, Улавливание углерода, Длиннопост

Завод по энергоутилизации отходов Fortum Oslo Varme в Осло может стать одним из первых в мире, удаляющих значительное количество СО2 из углеродного цикла. Он уже успешно осуществил пилотный запуск проекта по улавливанию СО2. Эксперимент показал феноменальный результат — эффективность захвата составила более 90%!

Это означает, что в перспективе завод сможет улавливать 400 000 тонн выбросов парниковых газов ежегодно.

Технологии хранения CO2 под дном Северного моря Переработка, Отходы, Углекислый газ, Климат, Глобальное потепление, Улавливание углерода, Длиннопост

В конце 2020 года Инновационный фонд ЕС запустил программу финансирования проектов по улавливанию СО2 в энергоемких отраслях. В общей сложности Фонд готов выделить на это 1 миллиард евро. Только за прошлый год поступило 311 заявок от желающих со всей Европы, но лишь 70 из них были одобрены. Одним из счастливчиков стал норвежский завод Fortum Oslo Varme.


На данном этапе Норвегия готова взять на себя расходы по транспортировке и складированию — а это 2/3 проекта (~600 млн евро). Оставшиеся средства обещал профинансировать Евросоюз. Если запрошенное финансирование (~300 млн евро) будет одобрено Еврокомиссией, завод введут в эксплуатацию уже в 2026 году.

Технологии хранения CO2 под дном Северного моря Переработка, Отходы, Углекислый газ, Климат, Глобальное потепление, Улавливание углерода, Длиннопост

«Наша богатая страна, зависящая от нефти и газа, просто обязана разработать технологии улавливания и хранения углекислого газа, чтобы затем сделать их более доступными для остальной Европы. Это будет наша плата за использование природных ресурсов», — считает мэр Осло Йохансен.