Техники оспаривания мыслей (Ч5)

Вот мы с вами подошли к концу. Это заключительная статья, посвященная ведению диспута. Разберем последние две техники.

1.  Реатририбуция

Данная техника хорошо подходит для тех, кто много на себя берет. Здесь могут быть два типа людей.

Первый тип – гиперответственные. Такие люди ответственные за все, что только может происходить. Они виноваты во всех бедах, даже когда ничего не могли в действительности контролировать.

Второй тип – люди с высоким самомнением. Они убеждены в том, что все в этом мире – их заслуга. Они игнорирует тот факт, что на успех влияет множество факторов. Пускай, они незначительную роль сыграли, но в своем восприятии, если бы не они, все бы провалилось.

Начнем с 1 типа. Представьте, что у вас случилась какая-то неприятность. Допустим, вы не смогли поступить в университет. Давайте комплексно разберем, почему так могло произойти?

Я думаю, у вас сразу же родиться мысль о том, что с вами что-то не так, вы плохо постаралась, недостаточно хорошо учились, поэтому результата не получили. И отчасти ваша мысль действительно будет верной. Вы внесли свой вклад в поступление, но далеко не все зависит 100% от вас и есть и другие факторы, которые могли повлиять на исход.

Самое банальное – качество образования. Задача учителя заинтересовывать ребенка в своем предмете. Как бы учителя не говорили, что вы бестолочь, раз так учите, но ведь они не смогли вас научить, ведь они так преподавали, что по факту у вас слабый результат.

Почему-то из одних школ выходит много олимпиадников, стобалльников, успеваемость выше среднего. А в других школах успеваемость оставляет желать лучшего.

Второй момент, который мог повлиять на результат – ресурсы. У одних детей возможности позволяют учиться в хороших школах, нанимать репетиров, иметь доступ к образовательным ресурсам и т.д. А у других детей нет даже собственного рабочего места, где они могли бы заниматься, где им никто не мешал бы.

Следующий фактор – конкуренция. С каждым годом конкуренция только растет. Причем качество конкуренции также растет, так как появилось больше информации и ресурсов для подготовки. Если еще лет 5-10 назад тебе было достаточно набрать 170-200 баллов, чтобы поступить, сейчас же нужно набирать минимум 270, а то иметь 300 + достижения. В некоторых конкурсах даже 300 баллов, максимальный результат по ЕГЭ был недостаточен для поступления.

До сих пор практикуется поступление по блату. Ваше честно заработано место могли отдать другому человеку только потому, что он сын/дочь какого-то влиятельного человека. И это лишь мала часть того, что могло повлиять на поступление.

Закономерный вопрос, в чем же ваша вина в таком случае? Здесь приведены 6 факторов (и это не все), которые могли повлиять на исход. Если мы посчитаем процент вашего влияния на исход, он далеко не будет 100%, как это рисуется в вашей голове.

В обратную сторону это точно также работает. Поступление может складываться из множества факторов. Ваши усилия, помощь родителей, хорошее финансовое положение, доступ к лучшим преподавателям, повезло с экзаменом, было достаточно бюджетных мест и т.д.

Безусловно, поступление – это ваш успех, но не стоит обесценивать вклад вашего положения в конечный результат.

2. Анализ преимуществ и недостатков.

Данная техника отличается от других тем, что она не пытается оспорить мысли, а рассматривает пользу и вред мышления.

Задавайте себе вопрос: «Данная мысль мне помогает или наоборот мне как-то мешает.

Иногда аргументы за и против мыслей бывают бесполезными. Некоторые люди настолько убеждены в собственной никчемности, что не могут найти ничего хорошего в себе. Как бы ты им не указывал на их достоинства, они все равно все обесценят. И тут на помощь приходит данная техника.

Представьте, вы считаете себя никчемным человеком. И у вас даже есть доказательства данной мысли. У вас маленькая зарплата, нет выдающихся достижений, вы посредственный работник, нет друзей, а новые люди не хотят с вами знакомится, возможно вас даже травят, у вас не ладиться с противоположным полом, вам не чем гордиться. В общем, вы считаете себя жалким человеком.

Составьте преимущества и недостатки мышления, где вы думаете, что вы «никчемный», и где вы думаете, что вы «несовершенный человек».

Скорее всего, в первом случае, вы найдете гораздо больше недостатков, ведь такой способ мышления ставит на вас клеймо неисправимого человека, у которого все в этой жизни кончено.

Во втором же способе мышления есть преимущества в том, что есть возможность для развития. Все люди несовершенны и это нормально. Но любое несовершенство всегда можно улучшить. Навыки работы можно улучшить, можно развивать коммуникативные навыки, можно учиться знакомится и т.д.