Техники оспаривания мыслей (Ч3)

Продолжаем разбирать техники ведения диспута.

1.  Мышление в оттенках серого

Очень часто мы склонны видеть ситуация в полярностях. Либо все хорошо, классно и замечательно, либо все плохо и ужасно.

Спросите себя, а нет ли в ваших мыслях крайностей? Либо все только черное, либо белое?

К счастью, в нашем мире крайне мало, если вообще есть чего-то абсолютно плохого или абсолютного хорошего. Не бывает абсолютных неудачников и абсолютных победителей. Нет однозначно плохих и однозначно хороших людей.

Для того чтобы продемонстрировать работу техники, представьте градиент. Белый автоматически переходит в черный или есть какие-то промежуточные оттенки, создающий плавный переход?

Разумеется, между белым и черным есть еще 1000 оттенков. Есть еще множество вариаций серого оттенка, который недостаточно белый и недостаточно черный.

Более того, если мы попробуем найти в мире что-то абсолютно белое или черное – мы не найдем. Даже самый черный материал не 100%. Вантаблэк черный на 96%.

Ну а как эту информацию использовать для оспаривания? Ну давайте на конкретных примерах.

Представьте, вы совершили ошибку на экзамене. Вы думаете, что провалились и теперь вас отчислят. Вы считаете себя полным неудачником. Это яркий пример черно-белого мышления. Либо вы сдаете идеально, либо вы полный неудачник. Как же начать видеть серые оттенки?

Необходимо включить критику к своим мыслям. Действительно ли, если сделать 1 ошибку, вы автоматические проваливаете экзамен? Какие могут быть еще варианты?

Ошибка может быть незначительной и вам поставят 5 с минусом. Ошибку могут не заметить. Вам могут снизить 1 балл, и вы получите 4. У вас могут быть еще ошибки, которых вы не заметили и получите 3. У вас может быть бездарная работа, за которую поставят 2. И какова вероятность каждого из исхода?

Разумеется, крайние варианты маловероятны. Учитывая, как вы старались написать данный экзамен, сложно представить, как вы можете получить 2. Но ошибку вы все-таки совершили, поэтому навряд ли работа будет идеальной. Самые вероятные исходы получить оценку 3-4. При этом данная вероятность совершенно не исключает, что вы можете получить 5- или 5, а также 2.

Двигаемся дальше. А действительно ли провал 1 экзамена автоматически означает, что вас отчисляют. Вам не кажется, что это крайний вариант?

Средние варианты: вы уходите с 3-4 и экзамен сдан, а значит вы продолжаете учиться дальше. Вы можете пойти пересдать данную оценку и получить повыше. Вы можете полностью провалить экзамен и пойти на пересдачу.

Смотрите, ситуация уже не является абсолютно плохой, если вы совершили ошибку. Хорошо, идем дальше.

А действительно ли если вы совершаете ошибку или вас отчисляют, это говорит о том, что вы полный неудачник. То есть у вас НИКОГДА НИЧЕГО не получалось? У вас вообще НЕТ достижений?

Ну это же не так! Как минимум потому, что вы дожили до экзамена, это говорит, что вы как минимум отучились хорошо в школе, смогли сдать экзамены и поступить. И это самый минимум, который говорит о том, что вы не неудачник. А у вас скорее всего есть еще масса достижений, ситуаций, где вас удавалось справляться и везло.

Суть данной техники найти промежуточные варианты, увидеть, что все не так однозначно плохо и есть положительные моменты.

2. А что думают другие?

Мы очень часто зацикливаемся на своей точки зрения. И далеко не всегда наш взгляд на ситуацию приносит нам массу положительных эмоций.

Если продолжать тему экзамена. Что подумают в вашей ситуации другие люди? Например, как оценят ваши одногруппники происходящее?

Кто-то обрадуется тому, что он сделал всего 1 ошибку, потому что он вообще не готовился и не надеялся, что вообще хоть что-то правильно напишет.

Кто-то скажет, что это ерунда. Одна ошибка ничего не значит. Все мы ошибаемся и это нормально.

Кто-то будет рад тому, что все остальные задания сделал идеально и не обратит внимания на 1 незначительную ошибку.

Кто-то, как и вы расстроится, потому что расскажет себе, что от 1 ошибки зависит вся его жизнь.

Данную технику вы можете использовать как пассивно, так и активно. Пассивно означает наблюдать за другими в похожих ситуациях, смотреть как они реагируют, слушать, что говорят.

Активно означает, что вы прямо задаете вопрос, что думает другой человек о вашей ситуации.

Лучше собрать выборку из нескольких мнений. Не стоит зацикливаться только на одном. Разные взгляды помогают точнее сформулировать собственную позицию.

Чужое мнение может помочь взглянуть на ситуацию под другим углом, а также рассмотреть альтернативный взгляд на происходящее.

Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропускать следующие части.