Танки - большие и маленькие...

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Все помнят непреложный закон призыва в армию еще со времен Союза: если ты небольшого роста, то обязательно будешь танкистом! Однако в то же самое время за "железным занавесом" механиком-водителем танка служил срочную небезызвестный почти двухметровый бодибилдер, ставший впоследствии знаменитым актером и политиком. Некоторые удивляются и вопрошают - как он в танк поместился?


А загадки никакой нет. Советские и западные танки имеют одно ключевое отличие, которое корнями уходит в разные концепции применения бронетанковых войск. Да и войны в целом. Это - размер.

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Модели танков Т-55 и M48 Patton III в одном масштабе


Для СССР танки были основным наступательным элементом, своеобразной стальной кавалерией, которая должна была лавиной ворваться в Западную Европу и стремительным марш-броском дойти до Ла-Манша. Поэтому их "пекли" как пирожки - тысячными сериями. Соответственно дешевизна изготовления и экономия материалов играли не последнюю роль в конструкторском техзадании. Тем более положительный опыт массового валового выпуска недорогой и относительно простой бронетехники в годы Второй мировой войны уже имелся. И он также оставил свой след во взглядах на вопросы производства и применения бронированных машин.

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Лобовая проекция танков Т-62 и Challenger 1


В конце 80-х в СССР было огромное количество танков. Почти семьдесят тысяч, включая резерв и на хранении. Некоторые приводят еще большие цифры. Восемьдесят и даже девяносто тысяч! Но как бы там ни было, основной противник по "холодной войне" был в любом случае далеко позади. США распологали всего лишь пятнадцатью тысячами танков; цифра также приведена с машинами на складах. Из стран НАТО лишь Турция и Германия могли похвастать значительным танковым парком примерно по четыре тысячи машин, страны же ОВД имели по столько же танков каждая!

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Cилуэты основных послевоенных советских танков


Чтобы обеспечить логистику войны при таком количестве техники, нужны были машины, не выходящие за определенные массо-габаритные параметры для перевозки ЖД транспортом, не требовавшие отдельный понтонный парк, без проблем преодолевающие крупные мосты. То есть танки должны были быть компактными и легкими, что также позволяло добиться характеристик, желаемых военными, а именно высокой скорости и проходимости. Но взять и просто уменьшить толщину брони было нельзя, поэтому пожертвовали единственным, чем оставалось - забронированным объемом. Это как, например, куб из броневой стали сделать в два раза меньше при той же толщине стенок. Вес и размеры соответственно уменьшатся, а бронезащита останется на том же уровне. Еще один плюс такого подхода - низкий силуэт танка и, как следствие, снижение его заметности на поле боя. Казалось бы, у такого конструкторского подхода одни преимущества - машины получались компактными, приземистыми, скоростными и относительно легкими. Масса послевоенных советских танков всего на несколько тонн превышала массу Т-34-85 военных лет при возросшей в разы защищённости и огневой мощи. Исключение из экипажа заряжающего и замена его АЗ (автоматом заряжания) позволило еще больше уменьшить размер башни до почти крохотной в сравнении с западными аналогами. Но, как обычно, где есть плюсы там случаются и минусы.

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Сравнение размеров башен танков Merkava Mk.4, Leopard 2A6 и Т-90А


Чрезвычайно плотная внутренняя компоновка советских танков сделала их самыми тесными в мире. Экипаж фактически сидит на боеприпасах и они вокруг него. Для сравнения, боекомплект американского танка "Абрамс" находится в кормовой нише башни и отделен от экипажа бронированной перегородкой. На крыше ниши расположены вышибные панели, которые должны вылететь под давлением газов во избежание большего взрыва. Шесть выстрелов, которые по инструкции следует расходовать в последнюю очередь, находятся в бронированной выгородке между боевым и моторным отделением и также снабжены вышибными панелями. Одним словом, в случае пожара или детонации части боекомплекта у экипажа "Абрамса" имеются шансы выжить и не пострадать. Более того, танк может сохранить подвижность и покинуть поле боя своим ходом. Вероятность же взрыва всех снарядов крайне мала и обычно происходит только при длительном пожаре. Подобных примеров масса - выгоревшие или подбитые "Абрамсы" с выжившим экипажем.


В советских танках в аналогичных условиях шансов остаться в живых у экипажа практически нет! Мало того, внутренняя теснота и плотная компоновка совсем не способствуют эвакуации из подбитой машины. Если в мирное время стремительно покинуть танк с горем пополам еще можно, то в стрессовой ситуации боя это практически нереально. Люк механика-водителя из-за скошенного лобового листа брони расположен аккурат под маской пушки. Башню нужно повернуть, чтобы открыть ему путь. Завести ремни под раненого и вытянуть его также проблема из-за тесноты.


Однозначно, психологическое состояние экипажей "Абрамсов" в разы позитивнее, чем экипажей танков советской школы. Если конечно вторые знают правду и реальное положение дел. Но как говорится, советские танки создавались для боя и победы, а не для удобства и безопасности. И в этих словах есть доля истины.

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Наложение проекции танка Т-72 на проекцию некоторых западных танков


В противоположность наступательной доктрине СССР, танки западных стран были больше оборонительным оружием. Если в СССР при проектировании танков ставили в первую очередь на маневренность, скорость и универсальность, отчего танки были относительно легкими с автоматами заряжания, то, например, уже в 70-х совместная германо-американская разработка MBT-70 имела явную тенденцию к утяжелению и усилению артиллерийской компоненты. Западные танки разрабатывались в первую очередь для борьбы с лавиной советских и концептуально представляли из себя противотанковые САУ. Основным типом их боеприпасов долгое время являлись исключительно подкалиберные бронебойные, в то время как у советских основными были фугасные снаряды. Что очень явно характеризует цели и задачи танков сторон на поле боя.

Танки - большие и маленькие... СССР, Танки, История, Бронетехника, НАТО, Длиннопост

Сравнение размеров танков Т-72 и M1 Abrams


Исходя из этих соображений, западные танки были больше и тяжелее танков советской школы. Они имели более толстую броню и огромные башни. Даже ныне, как можно заметить, они не обвешаны из-за невозможности дальнейшего увеличения толщины бронеплит блоками динамической защиты. Скорострельность у них никогда не стояла на первом месте. Им не нужно было на скорости давить огневые точки противника, засыпая их фугасами, поэтому автомат заряжания у них как правило отсутствовал. Ведь не секрет, что скорость стрельбы по танкам противника ограничена не стремительностью заряжания, а больше поиском цели и наводкой орудия, на что требуется большее время.


Но прорыв танковых армад к Ла-Маншу ушел в прошлое. Нет уже той страны и того количества танков. Да и размеры машин в современном мире самонаводящегося оружия и дронов не имеют былого значения. Развитие танков советской школы закономерно подошло к своему тупику - дальнейшее усиление бронирования и вооружения при компактных размерах практически невозможно. И хотя до сих пор советские танки модернизируют, уже явно прослеживаются тенденция отказа от былых установок. Характерный пример - новый российский танк Т-14 "Армата", который по размерам практически "Абрамс", а отнюдь не Т-64.


Автор: dinodont

Источник: https://forummg.info/articles/post/tanki-bolshie-i-malenkie-...