Так вот она, наша Победа! Юбилей взятия Кракова

75 лет назад – 19 января 1945 года – город Краков был взят бойцами Первого Украинского фронта, среди которых был и мой дед Пётр Прокофьевич Лисичкин (фото документа прилагается). Как положено, город взяли «к празднику», в данном случае – на Крещение Господне, что отражено в поэзии:


«… Прекрасно ведомо солдатам,

Из дому вырванным войной,

Что города берутся «к датам»,

И потому – «любой ценой!».


Полностью этот город называется так: «Столичный королевский город Краков», причём это – официальное название. Иногда похожие «длинные» названия встречаются и у наших городов, но они носят неофициальный характер. Например: «Господин Великий Новгород» (мало кто знает, что на самом деле так называли нынешний Ярославль, а не нынешний Новгород на реке Волхов), или: «Киев, мать городов русских» (на самом деле исходная княжеская фраза в летописях приведена так: «се буде мати градам руським», тобто «на этом месте буду иметь русский город»), ну или «Харьков – первая столица Украины» (это во всех отношениях самое правильное, друзья).


Действительно, город Краков, основанный никто-не-знает-когда, упоминаемый в летописях 965 года нашей эры (если верить Википедии), был столицей Польши с 1038 года. Название его, по одной из версий, происходит от карканья ворона (крука): эти птицы любят жить на чердаках старинных каменных зданий, потому их настолько много в Кракове и, скажем, во Львове, что сам регион называется Галиция, т.е. страна галок. Краков находится на западе исторического региона Галиция, а Львов – на востоке.


В 1596 году, в Кракове сильно пострадал от пожара королевский замок Вавель – главная архитектурно-историческая жемчужина Польши и в наши дни, по статусу что-то вроде питерского Эрмитажа или парижского Лувра: являясь сокровищем сам по себе, Вавельский замок хранит в своих стенах собрание национальных сокровищ польского народа. Король же в том году перенёс свой офис из Кракова в Варшаву, однако и до 1734 года Краков оставался местом коронации польских королей, как Аахен – немецких и Реймс – французских.


Столичный статус Кракова подчёркнут не только в тексте приведенного ниже приказа Верховного Главнокомандующего, но и масштабом салюта: 24 залпа из 324-х орудий, т.е. салют Первой категории, что означало взятие столицы европейского государства. А не как сейчас, запустили позавчера в Москве «около 3000 фейерверков» к 75-летию взятия Варшавы и всё, а следующий они обещают запустить 13 февраля «ко взятию Будапешта» (на самом деле – только Буды, а 75-летие Пешта было вчера).


«Командующему войсками 1-го Украинского фронта

Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 1-го Украинского фронта в результате умелого обходного маневра в сочетании с атакой с фронта сегодня, 19 января, штурмом овладели древней столицей и одним из важнейших культурно-политических центров союзной нам Польши городом Краков – мощным узлом обороны немцев, прикрывающим подступы к Домбровскому угольному району.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение Краковом, представить к присвоению наименования “Краковских” и к награждению орденами.


Сегодня, 19 января, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим древней столицей союзной нам Польши городом Краков, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Кракова.


Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

19 января 1945 года, № 230»


Среди воинских частей, получивших почётное наименование «Краковских» по этому приказу, был и 75-й геодезический отряд (на фото к статье), в котором служил мой дед. Это подразделение специального назначения, проще говоря, занималось артиллерийской разведкой, корректировкой огня, контрбатарейной борьбой и целеуказанием для артиллерии больших калибров. Офицеры 75-го отряда, пребывавшие в непосредственном подчинении штаба фронта, постоянно находились в расположении артиллерийских подразделений, к которым были прикомандированы. Моему деду выпала высокая честь пройти боевой путь в составе 17-й Киевской Житомирской артиллерийской дивизии прорыва – лучшей на Первом Украинском фронте, как утверждает в своих мемуарах его командующий – маршал Конев. За эту конкретную операцию (Краков + Домбровский угольный бассейн, упомянутый выше в приказе Сталина), дивизия была награждена орденом Ленина, а командовавший ею генерал Волкенштейн – полководческим орденом Суворова 2-й степени.


Несмотря на то, что в боях за Краков отличилась артиллерийская дивизия – «убийца городов и армий», этот город был взят, как говорится, с невыбитыми оконными стёклами, в отличие от, скажем, Будапешта, Тернополя или Варшавы (но в последнем случае ломали не мы).


Дело в том, что немцы тоже рассматривали Краков как древнюю европейскую столицу, сакральное место. Более того, во времена Средневековья этот город, расположенный на границах с Германией, активно заселялся немецкими колонистами, и в ходе Второй Мировой войны шла такая политика, что вот «Краков – старинный истинно немецкий город», поэтому в период оккупации он, в отличие от Варшавы, избежал серьёзных разрушений и жертв среди местного населения. Именно здесь (а не в Варшаве) с 1939 по 1945 год находилась столица «Польского генерал-губернаторства», так называлась Польша в составе Германии.


Когда же мы наступали на этом направлении в ходе Сандомирско-Силезской операции, командование Первого Украинского фронта организовало боевые действия таким образом, чтобы нейтрализация основных сил противника состоялась не в самом Кракове, а за пределами городской черты. В предыдущих сражениях вдоль крайне урбанизированной 50-й параллели, от Воронежа до Сандомира, Первый Украинский фронт, как никто другой, познал всю тяжесть боёв внутри городской застройки, и бессмысленность сноса города тяжёлой артиллерией ради того, чтобы воткнуть красный флажок в дымящиеся руины. Поэтому в случае с Краковым, маршал Конев применил свой опыт, когда ещё со Вторым Украинским фронтом брал город с похожим названием – наш Харьков: оставил противнику небольшой коридор, для отхода в юго-западном направлении из почти полностью окруженного города. Немцы этим коридором воспользовались, и оставили Краков при минимальном сопротивлении.


Благодарные горожане Кракова поставили маршалу Коневу гигантский памятник, который, впрочем, демонтировали в 1991 году в связи с очередным изменением политического вектора. Также именем маршала Конева была названа одна из улиц Кракова, теперь она переименована в честь, вы не поверите, не какого-нибудь Костюшко или Мицкевича, а в «улицу Армии Крайовой». Так сказать, противник наносит ответный удар: как и в случае с киевским проспектом генерала Ватутина, переименованным именно в проспект Шухевича (чьи люди убили Ватутина), история отношения Конева с этой организацией известна. Когда в 1944-м люди Конева взяли Львов, то бойцы Армии Крайовой вроде как помогали, напрашиваясь к нам в союзники типа англо-американцев. И даже первые пару дней, освобождённый Львов патрулировали сводные наряды: совместно бойцы Первого Украинского фронта и Армии Крайовой, а флаг последней даже висел на горисполкоме (или как там это называется). Но потом весь командный состав Армии Крайовой пригласили в штаб Конева, вроде как на совещание, там предложили сдать оружие, арестовали и увезли в ГУЛАГ, лет на 10 каждого. Тем временем отряды НКВД окружили и разоружили подразделения бойцов Армии Крайовой во Львове, и тоже: кого-то увезли, кому-то надавали подзатыльников и отпустили.


Рассказывая о Кракове, нельзя не упомянуть, что этот город посещал также Владимир Ильич Ленин (в советское время там было целых два музея Ленина), а железный Феликс Дзержинский даже ездил туда на собственную свадьбу.


Наверняка многие видели замечательный советский фильм «Майор Вихрь», сюжет которого: действия советской агентуры в Кракове, оккупированном немцами, и спасение города от его подрыва немецкими сапёрами. Там ещё звучит хорошая песня:


«… А когда войны не будет,

Тишину услышат люди,

Ах, какая это будет тишина…

Будет необыкновенной,

Будет тише довоенной

В день, когда закончится война…»


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor%3A5643e3158b4073ce2c6...

Так вот она, наша Победа! Юбилей взятия Кракова Краков, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, 1945, Длиннопост, Освобождение