Таинственный малочисленный коренной народ России

Историки до сих пор спорят об их происхождении.


В статье мы собрали информацию о их быте, культуре и традициях. Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов» и Фонда поддержки и социального развития культуры, истории и туризма Удмуртской Республики «АТАЙ».


Бесермяне – малочисленный народ северо-запада Удмуртии. По данным переписи 2010 года бесермянами себя назвали 2101 человек.

Представители этого народа сейчас в основном живут в на северо-западе Удмуртской Республики и очень малое количество (единицы) в Кировской области, в деревнях или в небольших городках. Издавна соседствуют с удмуртами, татарами и русскими. Всего насчитывается 41 населённый пункт с бесермянами, из которых 10 — полностью бесермянские деревни.

Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост

Краткая история бесермян


В русских летописях XIII—XV вв. рассказывается про народ, называющийся бесермянами и проживающий на Волге и в нижнем течении реки Камы. А вот сохранившиеся записи XVII в. говорят про народ на реке Чепцы, который называется «чуваш», — этноним бесермяне появится чуть позже.

Бесермены (бесермяне), проповедовавшие магометянскую веру, пришли из страны Бесерменов или из Хорезма в Волжскую Булгарию. Тем самым они самые первые, от кого некоторые булгарские племена переняли эту веру. Основными городами, где проживали бесермяне были Джукетау (Жукотин), Кашан, Керменчук и Биляр. В результате "нападений, войн" бесермяне с другими племенами мигрировали в район Кукморы, а далее мигрировали вверх в район междуречья Вятки и Чепцы, в Карино. А оттуда на современную территорию Удмуртии.

Несмотря на довольно высокую степень лингвистической и этнографической изученности этого народа, до сих остается нерешенной проблема происхождения бесермян. Бесермяне тюркский народ, но в настоящем их относят к финно-угорским народам, т.к. бесермянский язык в своей основе состоит из языков уральской языковой группы.


А некоторые историки и этнографы относительно происхождения бесермян считают, что бесермяне – это потомки древнебулгарского населения.


Рост этнического самосознания начался в 90-ые годы XX в. Появляется бесермянская интеллигенция, люди начинают чувствовать ответственность перед быстрым исчезновением этноса. Зимой 1990 года состоялось учредительное собрание Общества бесермянского народа, где была поставлена «бесермянская проблема». В 1992 г. Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики от 2 июля и Советом Министров Удмуртской Республики от 29 июля было принято постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». По представлению Правительства Удмуртской Республики, постановлением Правительства Российской Федерации в 2000 г. бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В справочно-энциклопедических изданиях публиковались статьи. Удмуртским ИИЯЛ УрО РАН впервые опубликованы две солидные книги, полностью посвященные бесермянам: О бесермянах. Сборник статей / Составитель Г. К. Шкляев. Ижевск, 1997; Е. В. Попова. Семейные обычаи и обряды бесермян (кон. XIX – 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998.

С 1996 года регулярно проводится бесермянский праздник «Корбан». Также функционируют фольклорно-этнографические коллективы.


Язык бесермян


По одной из версии ученых, первоначальный язык бесермян представлял собой один из тюркских диалектов булгарских племен, так как в языке бесермян прослеживаются языковые явления, свойственные современным тюркским языкам Среднего Поволжья и Приуралья.

В процессе взаимодействия с древними удмуртскими группами, бесермяне усвоили удмуртский язык на территории Нижнего Прикамья, но при этом остались древнебулгарские элементы.

В конце XIX века этнографы и ученые уже интересовались бесермянами. Так финским ученым Юрьё Вихманном впервые были введены в науку тексты в идеальной точной записи «бесермянского» диалекта. Прожив в 1892 году неделю в бесермянской деревне Ёжево (соврем: село Ёжево), он зарегистрировал специфические для бесермян языковые явления, формы слов, произношение и некоторые термины.


Бесермянский язык отличается у его носителей, проживающих в разных районах. Так выделяют лекминский говор и юндинский.


Одна из основополагающих работ по изучению вопроса происхождения бесермянского языка — обширная монография Тамары Ивановны Тепляшиной «Язык бесермян», увидевшая свет в 1970 году. Современные исследователи до сих пор используют наработки Тепляшиной и работают с её картотекой.


Сейчас лингвисты продолжают изучать язык бесермян. Деревню Шамардан Юкаменского района Удмуртии с 2009 года регулярно посещают лингвисты и исследователи удмуртского языка, которые занимаются составлением бесермянского словаря.

«Словарь бесермянского диалекта удмуртского языка» увидел свет в 2013 г. и содержит более 3 000 словарных статей, большинство из которых включают богатый иллюстративный материал, представляющий из себя не только отдельные словосочетания, но и целые предложения, записанные непосредственно от носителей. Второй словарь – «Тезаурус бесермянского наречия: Имена и служебные части речи (говор деревни Шамардан)» опубликован в 2017 г.

Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост
Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост

Быт бесермян


Бесермяне в современной истории – земледельцы. На своих территориях они выращивали озимую рожь, ячмень, овес, из технических культур - лен, коноплю, из овощей – репу, лук, а около 1860 года на огородах появился картофель. Так же они занимались охотой, рыболовством, животноводством и бортничеством — добывали мёд.


В конце XIX века каша из круп местного производства, картофель, горох, лук и капуста, вместе с хлебом были обычной пищей. В огородах морковь к тому времени еще не сажали. Из мяса предпочитали конину. Женщины варили домашнее черное пиво. Гущу заливали водой и получали квас. Под лен отводились большие участки полей. Ежегодно засеивали по одному пуду льна на каждую взрослую работницу в семье. По вычислениям бесермян, ровно столько, чтобы материала от урожая льна хватало на всю зиму для работы одной женщины.


Бесермяне в сочельник, 6 января, пекли сочни из пресного теста с коноплей, который они называли «куарнянь» и угощали ими ряженых – «вожо». Также в праздничные, обрядовые, поминальные дни готовили: шаньги, пироги с различной начинкой, паровые ватрушки с мясом, яичные блины – бэлем, суп с мясом и взбитым яйцом - пуштэм и другое. Пили: квас «сюкащ», пиво «сур», брагу и кумышку — дистиллят из кумыса.


Жили бесермяне семейной общиной вплоть до 30-ых годов XX в., разделы были крайне редки, в пределах двора. Состав семейств большой, иногда до 50 человек. В одном доме жили деды, родители и сыновья со своими семьями. Примечательно, что межэтнические браки почти не встречались, это обуславливалось особенностями культуры.


Традиционное жилье бесермян представляло собой срубную избу с двускатной крышей. Окна украшали наличниками, а ворота были резными. Внутри дома: скатерти, занавески и другие яркие предметы быта. Во дворе чаще всего был двухэтажный амбар – «кенос»: на первом этаже хранились продукты, а на втором – одежда. В теплое время года, летом, там ночевали. Так же на усадьбе располагались: баня, хлев, двор для скота и вэйкищкан куала.


Вэйкищкан куала — традиционное религиозное святилище бесермян. Представляет собой низкую срубную постройкув рост человека с односкатной крышей, низкой дверью и без окон, расположенной в огороде. Название святилища связано с обязательным предметом жертвоприношения – вэй «масло». Масло лили в обозначенном месте этой постройки. Один раз в год в середине лета, до наступления Петрова дня, проходило моление в войкищкан, в нем принимали участие пожилые женщины одной родственной группы одеты в белые костюмы. В святилище, считали бесермяне, обитает дух «бабача» - дедушка, которому приносили жертву и просили, чтобы скот не болел, благополучия.


Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост

Вера бесермян


11 сентября 1740 года был издан именной Высочайший указ для массового крещения иноверцев. Указ предписывал предоставлять, принявшим христианство, льготы в платеже податей и отбывании рекрутской повинности в течение трех лет. Так значительная часть бесермян Глазовского уезда приняла православие. Этот факт подтверждают проведенные ревизии, в которых указаны имена и фамилии до крещения (в основном тюркского происхождения) и полученные православные имена, фамилии от священников при крещении. Примечательно, что некоторые бесермянские фамилии в процессе крещения не подверглись изменению. Например, Сабреков, Бибанаев, Абашев, Зянтереков, Зямбаев, Болтачев, Дюкин, Зянкин, Ешмеметьев, Антуганов, Биянов, Зяналеев и др. Бесермяне, не принявшие православие обратились в мусульманскую веру, стали называться татарами. В Глазовском уезде при волостном делении в начале XIX некрещеных бесермян и татар относили к Починошной волости, а крещеных бесермян – к Юберевской.

Православие в бесермян вкоренилось весьма прочно. Среди бесермян встречается не мало истинно религиозных людей. Крестьянин Илья Сабреков пожертвовал в течение нескольких лет на свою приходскую церковь до 5 тыс рублей.


Мифология бесермян

Ачарвак – мифический обитатель реки, полуптица-получеловек. На берег реки для Ачарвак приносили угощение, чтобы птицы не съедали растущие побеги, урожай, чтобы лучше ловилась рыба. (рисунок приложил).

Вукузё – хозяин воды. Осенью на берегу реки резали гуся, приносили жертву хозяину воды. Чтобы на следующий год гусят было много, и хозяин воды присматривал за ними речке.

Иньмар – творец, бог неба

Лешак – бестелесый дух, обитает повсеместно и причиняет мелкие неприятности или чертяка, черт

Неврама – неподходящее время для совершения каких-либо действий. Например, плохое время – это полдень и полночь. В полдень нельзя ходить в лес.

Луд бабам – хозяин поля

Нюлес бабам – лесной хозяин. Для его благосклонности подносили в дар домашних птиц (уток и гусей), а имя Нюлес говорить вслух было запрещено;

Сюсетка – домовой или приведение

Дома властвовал Коркакузё

Межамумы владел полями. Чтобы задобрить его и попросить благосклонности к посевам, в пашне закапывали яйцо, а после сбора урожая на поле приносили барана.

Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост

Одежда бесермян


Традиционный костюм бесермян достаточно яркий. Он состоит из туникообразной рубахи с вышивкой на рукавах и груди; на подоле также вышивка, в которой преобладают красные, синие, оранжевые, зеленые и желтые цвета. В холодное время года бесермяне традиционно носили распашной халат.

Маленькие девочки носили красную круглую шапочку, спереди которой нашивались мелкие серебряные монеты в два или три ряда: от уха до уха. Или нашивались треугольником монетами и каури в центре лба.

Девушки носили небольшую остроконечную шапочку (такъя), которую украшали монетами, бисером и раковинами каури. Около ушей к такъе пришивались несколько монет, имитирующие серьги. А сзади, сверх косы, лента с монетами и украшениями.

Головной убор замужних женщин Кашпу также обшивался монетами, каури и бисером. Под кашпу голову повязывали белым платком, прикрвыая при этом шею. По верх кашпу

На свадьбу невесте шили специальное покрывало на голову из ткани красного цвета, а чтобы прикрыть лицо, расшивали полотно белой тесьмой и длинными кистями.

Женщины постарше носили полотенце из белой ткани и шапочки. Поверх всего надевали ситцевый, атласный или кашемировый платок. Любили носить украшения из бисера, раковин каури, коралла и монет.

Что же касается мужчин, то праздничный костюм состоял из рубашки, сшитой из белого холста с вышитым воротником-стойкой и вырезом по середине. Края подола и рукавов рубахи также украшались вышивкой. Рубаха была почти до колен и подпоясывалась плетенным поясом. Брюки белого цвета, чуть ниже колен. Заправлялись в высокие белые онучи. На ногах лапти. На голове войлочная белая шляпа с загнутыми вверх краями. Повседневно носили традиционную рубаху-косоворотку, сшитую из домотканой пестряди, таких же штанов, белых онучей и лаптей. Как и у всех народов по костюму можно было определить возраст и положение в обществе.

Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост

Культурное наследие


Бесермяне – певучий народ. Они поют в собственном стиле, который называет «крезь». У крези нет текста, она представляет собой слоги и интонации, передающие душевное состояние певца.

Музыкальный инструмент народа – волынка «боз», изготовленная из шкуры и кожи животных и резервуара, оборудованного несколькими (двумя или тремя) трубками. Игра на волынке – обязательный свадебный обряд.

Еще бесермяне играли на колотушке «Чолпан». Изготавливается она из бревна, установленном на специальной стойке, а из сучьев делаются специальные колотушки.


Традиции бесермян


Малочисленный народ отмечает как православные праздники, так и тюркско-мусульманские.

У каждого события свое название на наречии, например: Вербное воскресенье — Вэрва нунал; Пасха или Великий день — Паска, Великтэм; Великий четверг — бурчин (мулине) кэрттон, «завязывание шелковых ниток». Накануне этого праздника гадали на будущего супруга или супругу, а также приносили в дом ветви можжевельника, которым окуривали дом, дабы защитить его от злых духов. Утром детям, желая здоровья, повязывали на запястье шелковую плетенную ниточку (как правило красного цвета) и угощали их блинами. Такие браслеты носили до праздника Акашка, а после бросали их в воду, уплывая нитки уносили болезни. Лазарева Суббота — Вэрба Суббота. В этот день собирались близким кругом, готовили брагу, а после застолья хлестали пришедших вербой. Кузьминки осенние — окончание аграрного года. В роще, принадлежавшей Хозяину леса, устраивалось моление, мужчины совершали жертвоприношение: оставляли еду в берестяном коробе под елью.

Если вам интересно подробнее узнать про жизнь бесермянского народа, советуем вам сообщества: https://vk.com/udmdna

Таинственный малочисленный коренной народ России Народ, Коренные народы, Культура, Быт, Традиции, Малые народы, Этнос, Длиннопост