Та весна /1944/. Годовщина освобождения Могилев-Подольского

76 лет назад – 20 марта 1944 года – в Москве прогремел торжественный салют в честь войск, накануне овладевших городом Могилёв-Подольский:


«Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 2-го Украинского фронта в результате стремительного маневра танковых соединений и пехоты вчера, 19 марта, овладели городом Могилев-Подольский – крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев на Днестре.


В боях за овладение городом Могилев-Подольский отличились войска генерал-лейтенанта Трофименко, генерал-лейтенанта Горячева, генерал-майора Семенова, танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Кравченко, генерал-лейтенанта танковых войск Волкова, артиллеристы генерал-майора артиллерии Лебедева и саперы генерал-майора инженерных войск Цирлина.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Могилев-Подольский, представить к присвоению наименования “Могилев-Подольских” и к награждению орденами.


Сегодня, 20 марта, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим городом Могилев-Подольский, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Могилев-Подольский.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

20 марта 1944 года, № 89».


Овладев Могилёв-Подольским, передовые подразделения Второго Украинского фронта тем самым вышли на современную границу Украины. В наши дни, этот райцентр Винницкой области является пунктом пограничного контроля на украинско-молдавской границе: город расположен в горной долине на берегу реки Днестр, а «за речкой» уже начинается молдавская земля. Раньше он так и назывался – «Могилёв-на-Днестре», чтобы не путать с другим Могилёвом – областным центром в Беларуси (тот, в свою очередь, назывался «Могилёв-на-Днепре»).


Считается, что дата основания Могилёв-Подольского совпадает с Днём независимости Украины, и приходится на 24-е августа 1595 года. В этот день, тогдашним хозяином Молдавии – Иеремией Могилой – был начато строительство на этом месте замка-крепости, который он позже подарил своему зятю, Стефану Потоцкому. Здесь мы сталкиваемся с наглядным примером ещё одной «талантливой семьи, которая владеет Украиной» (если использовать формулировку Анны Герман, видного политического деятеля времён В.Ф.Януковича).


Семья Потоцких оставила очень широкий след в истории Украины: жена Потоцкого (дочь Могилы) владела всей Левобережной Украиной (правда, в то время этим термином обозначали прибрежную территорию нынешних Сумской и Полтавской областей), а Петр Могила основал Киево-Могилянскую академию имени себя (её современная реинкарнация существует и в наше время).


В 1795 г. Могилёв-Подольский, находившийся на тот момент в составе Польши, был выкуплен Российской Империей Романовых (т.е. за наши с вами деньги), и включён в её состав. Со второй половины XIX века в ходе развития судоходства на Днестре, порт Могилёв-Подольский становится центром хлебной торговли в Приднестровье. В 1881 г. в городе началось строительство железной дороги Жмеринка – Одесса, что способствовало энергичному развитию города и всей близлежащей местности.


В силу своего стратегического положения, Могилев-Подольский имеет богатую военную историю. Так, в 1768 году жители города принимали активное участие в тотальной Гражданской войне, под руководством известных полководцев Максима Зализняка и Ивана Гонты. В 1941 году, этот город одним из первых подвергся немецким бомбардировкам, а 19 июля 1941 года был занят немецкими и румынскими войсками и включён в состав Румынии. Тогда же здесь был организован транзитный центр для евреев, которых перемещали дальше на восток из Буковины и Бессарабии, в ходе так называемого «окончательного решения еврейского вопроса в Европе»; при этом в самом Могилёве-Подольском евреям селиться не разрешалось.


В наши дни, одной из главных достопримечательностей этого края является, расположенная в пригородном селе Бронница, усадьба бывшего имения фельдмаршала Витгенштейна, участника войны 1812 года (командовавшего 2-й русской армией). Под этим имением находится пещера «Бабина дюра», где люди прятались во время войны и ходы которой ведут к сёлам Катериновка и Садкивцы.


Весной 1944 года, Могилёв-Подольский оказался в зоне проведения Уманско-Ботошанской наступательной операции войск Второго Украинского фронта, под командованием маршала Конева. Операция началась 5-го марта, исходный рубеж (район Звенигородки) совпадал с финальным рубежом предыдущей, Корсунь-Шевченковской операции. Как и состав участников, оставшийся практически без изменений: четыре общевойсковые армии и три танковые, имевшие трёхнедельную оперативную паузу после окончания ликвидации так называемого Корсунь-Шевченковского «котла».


Прорвав оборону противника в первые же часы операции, советские войска в течение трёх дней одержали военную победу в танковых сражениях по рубежу реки Горный Тикич, и 10-го марта овладели крупным населенным пунктом и транспортным узлом Умань.


В это же время перешёл в наступление и северный сосед – Первый Украинский фронт, действовавший на более приоритетном – Берлинском – направлении, поэтому наиболее сильные немецкие танковые части были переброшены на тот участок – в район Волочиска и Тернополя. А те немецкие соединения, что остались на участке Второго Украинского фронта, начали беспорядочный отход на запад.


На следующий день после взятия Умани, 11-го марта, Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин уточнил дальнейшую боевую задачу Второго Украинского фронта: преследовать отходящего противника и не дать ему возможности организовать оборону на реке Южный Буг, далее выйти на реку Днестр и захватить на ней переправы.


Главную группировку фронта указывалось вывести в район населенных пунктов Могилев-Подольский, Ямполь.


На вспомогательном направлении, две общевойсковые армии на левом фланге фронта наступали от Кировограда в направлении Новоукраинка, Первомайск, Рыбница. Из перечисленных пунктов, Новоукраинка взята 18 марта:


«Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 2-го Украинского фронта, продолжая наступление, вчера, 17 марта, штурмом овладели городом и крупной железнодорожной станцией Ново-Украинка, городом и важным железнодорожным узлом Помошная, превращенными немцами в сильные опорные пункты своей обороны.


В боях за овладение Ново-Украинкой и Помошной отличились войска генерал-лейтенанта Жадова, генерал-полковника Шумилова, танкисты генерал-майора танковых войск Каткова, полковника Брижинева и артиллеристы генерал-майора артиллерии Полуэктова, генерал-майора артиллерии Петрова и генерал-майора артиллерии Поповича.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение Ново-Украинки и Помошной, представить к присвоению наименования “Ново-Украинских” и к награждению орденами.


Сегодня, 18 марта, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим Ново-Украинкой и Помошной, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Ново-Украинки и Помошной.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

18 марта 1944 года, № 86»,


А Первомайск (Николаевской области) – уже 22-го марта:


«Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 2-го Украинского фронта, продолжая наступление, сегодня, 22 марта, после двухдневных упорных боев овладели городом Первомайск – важным железнодорожным узлом и сильным опорным пунктом обороны немцев на среднем течении Южного Буга.


В боях за овладение городом Первомайск отличились войска генерал-лейтенанта Жадова, генерал-полковника Шумилова, генерал-лейтенанта Родимцева, генерал-майора Лебеденко, генерал-майора Акименко, генерал-майора Морозова, генерал-майора Бакланова, генерал-майора Лиленкова, артиллеристы генерал-майора артиллерии Полуэктова и танкисты генерал-майора танковых войск Каткова.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Первомайск, представить к присвоению наименования “Первомайских” и к награждению орденами.


Сегодня, 22 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим городом Первомайск, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Первомайск.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

22 марта 1944 года, № 91»


Тем временем, для наращивания темпов наступления и форсирования с ходу Южного Буга в наступающих армиях главной группировки были сформированы передовые отряды с включением в их состав танковых подразделений, артиллерии и саперов. Из-за бездорожья и грязи, орудия, как правило, двигались на прицепе за танками. Широко практиковалось выдвижение на пути отхода противника мелких подразделений, которые минировали дороги, нападали из засад на отступающие немецкие войска, всячески задерживая их отход.


Уничтожая арьергарды противника, советские танкисты и пехотинцы 11 марта стремительным ударом овладели районными центрами Ладыжин (25 км юго-западнее Брацлава), Джулинка и Гайворон, расположенными на Южном Буге.


За четверо суток передовые отряды преодолели 100 километров пути, и вышли к реке Южный Буг на участке шириной также 100 километров, фактически одновременно с отходившим противником, а кое-где и раньше его. Стремясь не дать противнику закрепиться, передовые советские подразделения форсировали реку с ходу, переправлялись на лодках, плотах, понтонах и подручных средствах. Поскольку немецкая авиация смогла разрушить несколько мостов, танки переправлялись по разведанным бродам.


В своем среднем течении река Южный Буг достигает ширины 90–120 м и глубины 1–4 м. Вдоль правого берега реки противник заранее построил развитую сеть оборонительных сооружений и заграждений, состоявшую из траншей и окопов полного профиля, противотанковых рвов, огневых точек, блиндажей, минных полей и проволочных заграждений. Эти оборонительные сооружения и заграждения в сочетании с естественным препятствием, каким являлась разлившаяся река, представляли собой труднопреодолимый оборонительный рубеж.


Однако противнику, вопреки ожиданиям, не удалось задержать советское наступление на этой полноводной реке ни на один день: для тех, кто имел за плечами опыт форсирования Днепра, немецкий рубеж на берегах Южного Буга выглядел, прямо скажем, слабовато.


К трем часам дня 13 марта в районе Ладыжина через реку переправились два полка 42-й гвардейской стрелковой дивизии. В тот же день у Джулинки начали переправляться 15-я и 57-я мотострелковые бригады 2-й танковой армии. К 14 часам они захватили плацдарм на противоположном берегу. Пытаясь сорвать форсирование реки, противник спешно подтянул к участкам переправ пехоту, танки и штурмовые орудия и бросил их в контратаки. Однако советские передовые подразделения, форсировавшие реку, отбили все контратаки противника и обеспечили переправу главных сил.


Еще недавно немецкая пропаганда уверяла: «Южный Буг — это плотина, о которую разбиваются все атаки русских». И вот к 15 марта все армии Второго Украинского фронта оставили реку в своем тылу. Сразу за Южным Бугом в сражение была введена 6-я танковая армия (до этого шедшая походным порядком в тылу у 2-й и 5-й гвардейской танковых армий), что позволило сохранить высокие темпы движения до следующего рубежа – по реке Днестр. Это была идея маршала Конева: поскольку обстановка (слабость противника) позволяла это сделать, он разместил все свои танковые армии на одном направлении, и из-за спины одной танковой армии вырастала новая танковая армия, наматывая на гусеницы немецкую пехоту, наспех окапывавшуюся в грязи.


Важное событие, определившее дальнейший ход наступления, произошло 16 марта: подразделения советского 16-го танкового корпуса (из 2-й танковой армии генерала Богданова) овладели городом и крупным железнодорожным узлом Вапнярка. Тем самым была перерезана железная дорога Жмеринка – Одесса, главная линия снабжения южной группы немецких войск.


По этому поводу тоже давался салют в Москве, хотя там не все знают о такой замечательной станции Вапнярка:


«Маршалу Советского Союза Коневу


Войска 2-го Украинского фронта, развивая наступление, вчера, 15 марта, в результате стремительной атаки танковых соединений и пехоты овладели крупным железнодорожным узлом и городом Вапнярка, перерезав, таким образом, важнейшую железнодорожную магистраль Жмеринка – Одесса.


В боях за овладение Вапняркой отличились танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Богданова, генерал-майора танковых войск Дубового и войска генерал-лейтенанта Трофименко и генерал-лейтенанта Жмаченко.


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение Вапнярки, представить к присвоению наименования “Вапнярских” и к награждению орденами.


Сегодня, 16 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим крупным железнодорожным узлом и городом Вапнярка, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за Вапнярку.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

16 марта 1944 года, № 84»


Не задерживаясь в Вапнярке, советские танкисты продолжили движение, и ранним утром 17 марта перед ними открылась величественная панорама Приднестровья и синяя лента реки Днестр. На плечах отступавшего противника, части 16-го танкового корпуса ворвались в г. Ямполь и после напряженного боя очистили его от противника.


Южнее, к Днестру подошли соединения 5-й гвардейской танковой армии маршала Ротмистрова: части 29-го танкового корпуса этой армии, пройдя более 60 км по резко пересеченной местности, в 13 часов 17 марта вышли к этой реке в километре восточнее населенного пункта Сороки. Мостов в этом районе не было, а имевшийся паром оказался непригодным для танков. Тогда командир корпуса генерал Кириченко организовал переправу мотопехоты, которая вскоре совместно с партизанами овладела г. Сороки.


Одновременно с боями войск 2-й и 5-й гвардейской танковых, 4-й гвардейской и 52-й общевойсковых армий за плацдарм в районе Ямполь – Сороки, напряженные бои развернулись и к северу от этого района, у Могилев-Подольского. Здесь, передовые части 5-го механизированного корпуса (из 6-й танковой армии генерала Кравченко), в ночь на 17 марта с ходу форсировали реку Днестр и захватили плацдармы на том берегу южнее города Могилёв-Подольский. А ранним утром 19 марта, 156-й танковый полк (этого же корпуса) ворвался на окраины Могилев-Подольского и начал теснить противника к реке. Ведя огонь с ходу, танкисты устремились к переправе. Скопившаяся у моста немецкая пехота в панике разбежалась; более 200 человек сдались в плен, бросив оружие. В это время к городу подошли другие части 5-го механизированного корпуса, а также 35-го гвардейского стрелкового корпуса (27-й армии генерала Трофименко). К вечеру весь город находился в руках советских войск.


С подходом главных сил 5-го механизированного и 35-го гвардейского стрелкового корпусов началась подготовка к преодолению реки. Для переправы мотопехоты использовались лодки, плоты, бочки. В 2 часа 20 марта началась переправа первых пехотных подразделений, сразу вступавших в бой с противником на том берегу. А к 14 часам 30 минутам (21 марта), на правом берегу Днестра в районе Могилева-Подольского находился уже весь 5-й механизированный корпус.


По результатам этой операции, и создания правобережного плацдарма в районе Могилев-Подольского, немецкая группировка на участке Второго Украинского фронта оказалась расчленена на две изолированные друг от друга части (южную и северную), что давало возможность основательно подойти к их уничтожению по отдельности.


https://yandex.ua/maps/?um=constructor:eeddc99970ea0332aa922294779c0b42d8c93d51ed9d14c525f561379795be1e&source=constructorLink