Та весна /1944/. Годовщина освобождения Евпатории и Симферополя

76 лет назад – 13-го апреля 1944 года – советские войска освободили Евпаторию – лучший (по моему мнению) из курортов Крыма. Это произошло на пятый день Крымской наступательной операции.


Данная операция началась 8-го апреля, штурмом главной полосы немецкой обороны на Перекопе и Сиваше, силами Четвёртого Украинского фронта под командованием генерала Толбухина. На Перекопе оборона противника была прорвана в первый же день – 8-го апреля, на Сиваше – 11 апреля.


Вторую полосу обороны противника на перекопском направлении, где наступала 2-я гвардейская армия генерала Захарова, составляли так называемые Ишуньские позиции, центром которых было село Ишунь (в 20-ти километрах южнее Армянска, на развилке дорог Армянск – Симферополь и Армянск – Джанкой). Здесь, кроме густо построенных немецких долговременных огневых точек и минных полей большой площади, дальнейшее продвижение затрудняли два перешейка: каждый метр их был пристрелян противником. В течение двух дней войска 2-й гвардейской армии были задержаны на этом рубеже.


Однако с 11-го апреля, в связи с успешным прорывом обороны противника в полосе наступления соседней, 51-й армии на Сивашском плацдарме, и угрозой выхода частей этой армии в тыл Ишуньским позициям, противник начал постепенный отход, и в ночь на 12-е апреля войска 2-й гвардейской армии заняли Ишуньские укрепления и вышли к третьей полосе обороны противника – реке Чатырлык.


Сама река Чатырлык, шириной в несколько метров, не глубокая, хотя и с обрывистыми в отдельных местах берегами, не являлась значительным препятствием. Но немцы создали на ее южном берегу сильно укрепленную оборонительную позицию, вырыли траншеи, окопы, противотанковый ров, заминировали броды и мосты.


Советским разведчикам удалось обнаружить брод, и под покровом тумана группа бойцов форсировала реку и зашла в тыл к противнику. Одновременно во фронтальную атаку пошли основные силы 3-й гвардейской стрелковой дивизии, при поддержке бронетехники. В течение нескольких часов сопротивление противника на последней полосе обороны было сломлено.


Отступая на Симферополь и далее на Севастополь, немцы оставляли заслоны, разрушали и минировали дороги. С целью их преследования, в составе обеих армий создавались мобильные отряды. Хотя прорыв перекопских позиций противника был в целом успешным, но перед Армянском бронетехника 2-й гвардейской общевойсковой армии напоролась на минное поле, из-за чего потеряла 65% своего состава. Поэтому для взятия Евпатории (находившейся в стороне от оси главного удара армии), был создан сводный мобильный отряд достаточно пёстрого состава, куда вошли:


- 1 (один) «обычный» танк Т-34,


- 10 тяжёлых танков КВ-85 (экспериментальные машины, переходная модель: с ходовой частью от устаревших «КВ-1» и башней от новых «ИС-1», с пушкой калибром 85-мм; их было изготовлено всего 148 штук),


- рота огнемётных танков (8 машин) «ТО-34» из состава 512-го отдельного огнемётно-танкового батальона. Внешне это обычные танки, но вместо курсового пулемёта у них установлен огнемёт, извергающий струю пламени на 70 метров (а при использовании спецсмесей – и на 130). Один из этих танков до сих пор стоит на постаменте в парке Победы в Симферополе.


Этот сводный отряд (танки плюс пехота 24-й гвардейской стрелковой дивизии на грузовиках и бронетранспортёрах) выдвинулся на Евпаторию через Новосёловское, т.е. напрямую (а не через Саки, как ездят сейчас). Возглавил этот отряд подполковник Пузанов.


Второй мобильный отряд, также для действий в направлении Евпатории (два батальона из 3-й гвардейской дивизии, усиленных самоходной артиллерией), возглавил капитан Стребунов.

Третий отряд (из состава 87-й гвардейской стрелковой дивизии) действовал западнее – в направлении на Ак-Мечеть (ныне Черноморское), на северной оконечности мыса Тарканхут.


Оба наступавших на Евпаторию отряда, периодически взаимодействуя друг с другом, быстро продвигались к побережью, сбивая с дорог заслоны противника и преодолевая минные поля. Темп наступления был исключительно высок.


Тем временем, в тыл евпаторийской группировке противника был высажен морской десант: группа пехотинцев на лодках выдвинулась из района Скадовска Николаевской области, через Керкинитский залив (отделяющий западное побережье Крыма от материка). Глубина этого залива – от 10 до 20 метров, а большинство бойцов не умели плавать, потому командование рассадило «морской» десант таким образом, чтобы в каждой лодке был хотя бы один опытный пловец. Но всё обошлось: десант благополучно преодолел Керкинитский залив и высадился западнее Евпатории – в тыл оборонявшемуся здесь противнику.


12-го апреля мобильные отряды вышли на дальние подступы к Евпатории и завязали сражение.


Часть немецких подразделений, принявших решение отходить из Евпатории в сторону Симферополя, с боем прорвалась вдоль берега на соседний город Саки. В это время отступающая через Евпаторию с Тарканхутского полуострова 9-я румынская кавалерийская дивизия разрозненными группами сдавалась в плен, но были и такие, что пытались с боем пробиться к Евпаторийскому морскому порту и попытаться эвакуироваться морем. Отряду капитана Стребунова за ночь (с 12 на 13 апреля) пришлось восемь раз вступать в бой с такими группами. Тогда как более громоздкий и обладающий мощными средствами отряд подполковника Пузанова действовал как таран, сбивая немецкие заслоны.


В ночь на 13 апреля оба отряда вплотную подошли к Евпатории, продвинувшись за день до 65 км.


Командир одного из отрядов, капитан Стребунов, выслал в город две разведгруппы. Первая из них вела разведку Евпатории от конечной железнодорожной станции до озера Мойнаки. Войти в Евпаторию она должна была в районе Грязелечебницы (ныне там остановка трамвая, курсирующего мимо озера Мойнаки). Вторая группа получила задание вести разведку севернее озера Сасык на Новую Владимировку и Саки.


Основные же силы отряда вели бой с отступающими с севера и запада частями немцев в 10 км от Евпатории. Прикрывая свои отходящие колонны, противник остановил продвижение советских отрядов перед узлом дорог в районе каменоломни.


В 5 часов 12 минут утра советская разведка достигла Евпатории. В городе метались немецкие солдаты из карательных подразделений, минируя и разрушая здания и инфраструктуру. В седьмом часу утра главные силы отряда капитана Стребунова, после боя на подступах к Евпатории, вошли в город.


Первый батальон наступал со стороны элеватора, имея впереди зенитно-пулеметную установку. Одна рота перекрыла Симферопольское шоссе, остальные устремились к центру города. В это время солдаты второго батальона, силами одной роты прорвались к центру, а две другие роты устремились соответственно к санаторию «Чайка» и Евпаторийскому Маяку. Часть сил выходила на северо-западные окраины, чтобы перекрыть дороги и не допустить прорыва противника, отходящего со стороны Тарканхута.


В бою за порт, откуда проводилась эвакуация морем, противник фанатично сопротивлялся, устремляясь к спасительным причалам и отчаянно пытаясь сбросить советских солдат в море.


Здесь, в пехотном строю, пришлось идти в атаку даже минометчикам и артиллеристам, связистам и саперам, пытаясь в рукопашной схватке не пропустить противника в порт. Подробнее о технических особенностях немецкой эвакуации из Крыма, рассказано ниже по тексту.


Подразделения второго батальона (из отряда капитана Стребунова), совместно с танками из отряда подполковника Пузанова, овладели железнодорожным вокзалом. В этом районе противник крупными силами пехоты предпринимал отчаянные усилия пробиться вдоль железной дороги на восток (к Сакам), но подошедшие советские огнемётные танки охладили этот наступательный порыв. А противотанковая советская батарея, прикрывая выходы из Евпатории на север и восток, встречала плотным огнем колонну немецкой бронетехники, пробивающуюся на Саки по шоссе.


К полудню 13-го апреля, окраин Евпатории достигли основные силы 3-й гвардейской стрелковой дивизии (5-й и 9-й полки), следовавшие вдогонку за мобильным отрядом. Сопротивление противника в городе было сломлено. В полдень на Театральной площади состоялся митинг в честь освобождения, а в 15 часов Евпаторию посетил командующий Четвёртым Украинским фронтом генерал Толбухин и представитель Верховного Главнокомандующего маршал Василевский.


«Генералу армии Толбухину


Войска 4-го Украинского фронта, продолжая успешное наступление, сегодня, 13 апреля, в результате смелого удара танковых соединений и пехоты овладели городом и портом на Черном море Евпатория – важным опорным пунктом обороны немцев на западном побережье Крыма.


В боях за овладение Евпаторией отличились войска генерал-лейтенанта Захарова, генерал-лейтенанта Чанчибадзе, генерал-майора Цалякова, подполковника Пузанова; …


В ознаменование одержанной победы наиболее отличившиеся в боях соединения и части представить к присвоению наименования “Евпаторийских” и к награждению орденами.


Сегодня, 13 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 4-го Украинского фронта, освободившим город Евпатория, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Евпатории.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

13 апреля 1944 года, № 107»


Не сбавляя темпа, танкисты с пехотой на броне, выдвинулись из освобожденной Евпатории на Саки; в 13 часов они уже завязали сражение с противником в районе химзавода. Бой за овладение Саками длился с полудня до 20-ти часов вечера, и завершился военной победой советских войск.


В целом, за сутки боев и преследования противника на пути от Чатарлыка к Евпатории и затем к Сакам, подразделения 3-й и 24-й гвардейских стрелковых дивизий из состава 2-й гвардейской армии, овладели 42-мя населенными пунктами. В соответствии с процитированным выше приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, этим двум дивизиям, а также 512-му отдельному огнеметно-танковому батальону, артиллерийским и инженерным частям присвоено почетное наименование «Евпаторийских».


Похожим образом развивались события в полосе наступавшей параллельно 51-й армии. После взятия Джанкоя, в её составе был сформирован мобильный отряд на основе 19-го танкового корпуса (две танковые бригады и одна мотострелковая), отдельной 6-й гвардейской танковой бригады, 52-го мотоциклетного полка, артиллерийских и инженерных частей. Следуя за передовыми отрядами, обе армии Четвертого Украинского фронта (2-я гвардейская и 51-я) на главном направлении удара, с 12-го апреля начали прорыв последнего рубежа немецкой обороны перед Симферополем (по линии Саки – Сарабуз (ныне Гвардейское) – Зуя – и далее по дороге Симферополь – Керчь), и уже 13-го апреля овладели Симферополем:


«Генералу армии Толбухину


Войска 4-го Украинского фронта, развивая наступление, сегодня, 13 апреля, в результате стремительной атаки танковых соединений и пехоты овладели столицей Крыма городом Симферополь – основным опорным пунктом обороны противника, прикрывающим пути к портам южного побережья Крымского полуострова.


В боях за овладение городом Симферополь отличились войска генерал-лейтенанта Крейзера, …


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение Симферополя, представить к присвоению наименования “Симферопольских” и к награждению орденами.


Сегодня, 13 апреля, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 4-го Украинского фронта, овладевшим городом Симферополь, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Симферополя.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

13 апреля 1944 года, № 108»


Потеряв путь отступления на Севастополь из восточных районов Крыма через Симферополь, немцы пытались отходить другой дорогой – вдоль Южного берега Крыма, через Алушту и Ялту на Севастополь. Но 15-го апреля советские войска, ударом со стороны Симферополя, взяли Алушту, и у немцев остался только один путь – эвакуация по морю, с причалов на Южном берегу.


При этом использовались быстроходные десантные баржи, подобные известным пассажирским судам типа «Ракета» / «Комета» / «Метеор». Учитывая малое количество посадочных мест, немцы не продавали билеты своим союзникам – румынам, и те зачастую открывали огонь им вслед, прежде чем оказаться в советском плену. Наша авиация пыталась помешать эвакуации войск противника, но эти баржи, являясь слишком малоразмерными и быстроходными целями, были неуязвимы для ударов с воздуха. А с моря им в те дни почти ничего не угрожало.


Обычно указывается, что «освобождению Крыма, а также Одессы, содействовал Черноморский флот». Это не совсем верно, если не сказать – «неверно в принципе». Как известно, Флот состоит из пяти родов войск: надводных и подводных сил, морской авиации, береговой обороны и морской пехоты. Так вот, в данный период принимали участие в боевых действиях только последние четыре из них, т.е. морская авиация и морская пехота, личный состав частей береговой обороны и несколько подводных лодок. Что же касается главных – надводных сил флота, то из их состава в боевых действиях участвовали только торпедные катера, сторожевые и тому подобные малотоннажные суда. Большие боевые корабли Черноморского флота в этих операциях участия не принимали, оставаясь на своих базах в Новороссийске, Поти, Туапсе.


Это было связано с трагическим случаем, когда полностью погиб отряд кораблей, в составе лидера «Харьков» и двух эсминцев (под «лидером» понимается так называемый супер-эсминец, близкий к лёгкому крейсеру, корабль с усиленным артиллерийским вооружением, пробивающий дорогу для обычных эсминцев). Этот отряд 6-го октября 1943 года выдвинулся со стороны Новороссийска на обстрел занятой немцами Ялты, но после частичного выполнения задания был атакован немецкой авиацией и уничтожен в течение дня. Хотя на войне бывают потери, но дикость этого случая заключалась в том, что отряд (особенно лидер «Харьков») имел новейшую систему ПВО, и находился в зоне действия советских истребителей прикрытия – однако получилось так, как получилось. Взбешенный Сталин в тот же день издал директиву о том, что теперь ни один корабль не может выйти в море, кроме как по его личному указанию.


Весной 1944 года такого указания не поступило: было сказано, что операция имеет статус сухопутной, и изгнание немцев из Крыма не стоит того, чтобы потерять хотя бы один корабль (а его бы обязательно потеряли, и вряд бы только один). Поэтому корабли Черноморского Флота в эти дни оставались на своих базах.


Развивая наступление, советские войска к 16 апреля со всех сухопутных направлений вышли к Севастополю. Попытка взять город с ходу потерпела неудачу, и началась подготовка к его полноценному штурму ...


Интерактивная карта боевых действий:


https://yandex.ua/maps/?um=constructor:e8791c8bd8222564cc526557b960b7ffd5e9d969d9eaa6e58ad5138a21c1565d&source=constructorLink