"Сюхари" - три стадии тренировок

Мой предыдущий пост попал в горячее, большое вам за это спасибо. Раз есть к ним интерес, то я порылся в своих архивах и решил на этот раз рассказать про другую область, связанную не только с гитарами, но и всем, что подразумевает тренировки. Если вы занимались боевыми искусствами, то наверняка слышали про это, если же нет - постараюсь в двух словах объяснить, что к чему. В моём случае речь пойдёт с уклоном на музыку, разумеется, но вообще - этот пост может быть полезен любому.


Источник - inhalath.com

Баянометр ругается на Уэсибу, ну оно и понятно.

"Сюхари" - три стадии тренировок Тренировка, Сюхари, Shuhari, Музыка, Искусство, Спорт, Длиннопост

«Сюхари» (Shuhari, 守 破 離) — это вовсе не сухари, а очень даже простая, но классная концепция, по которой строятся этапы обучения в японских боевых искусствах. Как оказалось, кроме пацанских цитатников подобные штуки употребляются в целой пачке разных областей, и, что примечательно — везде в тему. Самое интересное, что сюхари отлично объясняет и лично мой взгляд на гитарные тренировки, просто я не знал до этого, что хитрые китайские и японские вояки всё давно придумали и сформулировали. Позднее эта идея вышла за пределы Азии, и была популяризована, кажется, американцами, разлетевшись в итоге по всему миру.

Понятие о трех шагах мастерства, если верить литературе, появилось когда-то в Китае, однако в итоге завоевало большую популярность в Японии. Применяясь для боевых искусств, в частности, айкидо, а также для настольной игры «го», концепция сюхари нашла свое применение также и в любых «живых» направлениях, от искусства до ведения бизнеса.


Что, собственно, представляют из себя эти три шага? Дословно их можно перевести как «соблюдать, прорываться, отделяться».


Шаг «Сю» — соблюдать. Начало тренировок. Человек еще ничего не знает, не умеет и не представляет, какие возможности ему предоставлены. На этом этапе нужно долго и упорно повторять одни и те же упражнения, оттачивать технику, повторять, повторять, повторять и повторять одни и те же технические приемы. Очень важным нюансом на этом этапе является то, что человек не имеет права отклоняться от правил. Это идет вразрез с мышлением будущих музыкантов и деятелей искусства, которые хотят творить и не влезать в рамки, но поверьте на слово — без базы умений и знаний вы сможете творить, скорее всего, только унылую дичь. Отложите гордость и фантазию, и тренируйтесь. Позже станет понятно, зачем это было нужно.


Шаг «Ха» — прорываться. Ученик натренировался достаточно, чтобы начать привносить что-то своё в наработанную базу тренировок и партий. Идеально исполняя базовые технические приемы, которые он всё время тренировал, он наконец-то может пытаться импровизировать так, как ему подскажет фантазия. Предыдущие тренировки нужны для того, чтобы эти импровизации не упирались в планку мастерства. Если тренироваться достаточно, то ситуаций, когда в голове крутится фишка, а сыграть её не получается, просто не будет.


Шаг «Ри» — отделяться. Оба предыдущих шага — это тренировка. Но «Ри» — это отход от упражнений в пользу создания материала. «Когда все выученное усвоено, решения принимаются автоматически» (Джефф Сазерленд). Вы натренированы, научены импровизировать, у вас есть свои предпочтения, решения и нюансы, которые выбраны среди прочих после того, как вы выучили всё. И теперь всё это воспринимается как одна большая база, подспорье для всего, что вы решите делать с вашим инструментом. Больше нет правил, делайте всё, что вам захочется.

"Сюхари" - три стадии тренировок Тренировка, Сюхари, Shuhari, Музыка, Искусство, Спорт, Длиннопост

Из личного опыта я уже кучу раз убедился, что первый шаг всем хочется побыстрее проскочить. При этом к третьему далеко не все вообще собираются приближаться. Людям скучно зубрить одно и то же, поэтому они порываются сходу закинуть своих (вернее, подсмотренных) фишек в свой ассортимент. Следствие таких попыток - различная лажа, корявое подражание и "так себе результат". В сочетании с недостаточным количеством тренировок в той же музыке результат получается весьма хреновый - по факту мы слышим то, от чего кровь не бежит из ушей только потому, что стынет в жилах.


Что же касается третьего шага — с ним тоже всё не так просто. Материал может быть заучен и исполнен просто отлично, идеально ровно и красиво, но при этом оставаться набором заученных упражнений, слегка разбавленных чем-нибудь по вкусу исполнителя. Технически к нему не придраться, но это остаётся где-то в районе первых двух этапов. Увидеть границу между вторым и третьим шагом довольно сложно, по крайней мере - мне. И это то, над чем все мы должны работать.