Сварочная история
Начало здесь: Бетонная история
Меня подвели к худощавому дядьке в робе из толстого грубого материала. Из ворота робы торчала длинная шея с кадыком, поверх которого было небритое и грустное лицо.
- Суслов, Брежнев и Подгорный на**чились «Отборной» и проснувшись, с пьяной рожи, водку сделали дороже! – произнес дядька.
Я молчал, не зная, чего он от меня ждет.
- С прошлой недели водка подорожала – пояснил свой поэтический каламбур сварщик и добавил: – Ну, пошли, покажу работу.
Мы подошли к фундаменту будущего цеха. Сварщик указал мне на небольшое устройство: обрезок трубы, на котором был закреплен электродвигатель и две рукоятки по бокам. Поднял один из лежавших рядом стальных прутков длиной полтора метра и, поставив прут вертикально, велел взять устройство за ручки и надеть его сверху на пруток.
- Это вибратор. Включаешь кнопку, давишь на рукоятки вниз, пруток заглубится в землю. Не доходя сантиметров 30 до почвы – стоп! Берешь второй пруток, привариваешь внахлёст к первому. Длина шва не меньше 10 сантиметров. Потом опять надеваешь вибратор и заглубляешь третий прут. Его загоняешь до упора. Всё ясно?
- Ясно. А потом что?
- Потом идешь вдоль здания. Видишь метку – в этом месте заглубляешь следующие три. И так до обеда. В обед приду, проверю работу. Вот электроды, вот твой кабель – он указал на бухту толстого кабеля.
- А…?
- А твой трансформатор – там! – дядька ткнул пальцем вверх, в сторону крыши здания. И ушел.
Здание цеха было невысоким, не более трех этажей городского дома. Но лестниц в нем еще не было и на крышу можно было попасть только по узкой приставной лестнице. Эта длинная железная лестница своим верхним концом была прочно приварена к бордюру плоской крыши. Я взвалил тяжелую бухту кабеля на плечо и, прижимаясь телом к неприятно пружинящей лестнице, медленно пополз вверх.
На крыше было несколько трансформаторов. От них кабели тянулись вниз. Я подошел к тому, что был свободен и присоединил свой кабель. Сбросив свободный конец вниз, обнаружил, что до моего рабочего места он не достает нескольких метров. Не беда! На крыше были еще кабели. Я выбрал подходящий по длине и скрутил его со своим. А, чтобы оголенные провода не коротнули, вставил между ними найденный здесь же деревянный брусок. Еще не привыкнув к высоте, сполз вниз по лестнице, касаясь пузом каждой ступеньки.
Сейчас ручные вибраторы уже не применяются. Уж очень вредная эта штука! Когда я стал загонять пруток в землю, с силой надавив на ручки вибратора, вскоре почувствовал, будто мясо на моих руках отходит от костей, а мускулы лица ослабли так, что челюсть своевольно опустилась. Я понял, что назначенная мне работа не так проста, как вначале казалась, и что делать ее нужно не спеша.
Сварке меня обучили в институте на первом курсе. Было три или четыре лабораторных занятия. И, хотя с тех пор прошло больше года, я не сомневался, что справлюсь. Заглубив первый прут, я вставил электрод в держатель, приставил к первому второй прут и опустил на лицо маску. Чёрт, так не видно же куда тыкать электродом! Я поднял маску и, чтобы рука запомнила нужное положение, приблизил электрод к пруткам. Сверкнул разряд, я не успел зажмуриться. Через какое-то время вновь обретя зрение, опустил маску и стал нащупывать электродом пруток. Не сразу, но всё ж поймал искру и повел шов. Первые пару швов я клал и перекладывал по несколько раз, пока рука не прибрела нужную твердость и не приучилась двигаться прямолинейно.
Так работал я некоторое время и решил перекурить. После отдыха вновь взялся за сварку. Но, сколько не тыкал я электродом, искра не появилась. И я опять полез на крышу. Там обнаружил, что конец моего кабеля лежит на полу, а второй, прикрученный кабель, исчез. И другие кабели отсутствовали. У соседнего трансформатора возился незнакомый сварщик.
- Вы моего кабеля не видали? – обратился я к нему.
- А, так это ты чужое взял! – сурово отреагировал мужик.
И, не став со мной общаться, ушел к лестнице. Вот и головоломка для студента: как быть? Некоторое время я приводил мысли в порядок, и появилась идея. Подойдя к краю крыши, я увидел, что другой сварщик делает ту же работу, что и я, только движется от противоположного конца здания мне навстречу. И его кабель состоял из двух скрученных друг с другом кусков. Улучшив момент, когда сварщик стал перекуривать, я быстро прикрутил свой кабель к его скрутке. Спустился вниз и приготовился работать как бы в противофазе с ним. Мне не была известна мощность трансформатора и возможно, если б мы стали варить одновременно, трансформатор мог выйти из строя. Поэтому пока он загонял прутки в землю, я варил. Потом он варил, а я заземлял прутки. Он так ничего и не заметил.
После обеда пришел мой наставник.
- О, ёё! Я знал, что вы, студенты, работы не понимаете. Вкалываете как папыкарло! – недовольно проворчал он и добавил:
- А ну пошел теперь вон, кури до конца смены!
Я потребовал объяснений, и он их дал. Получив меня в помощники, он не получил увеличение дневной нормы. То есть, хоть нас двое, работал как будто один человек. Поэтому перевыполнять норму было не выгодно, кто-то из коллег лишился бы заработка. Дядька надеялся, что, не имея возможности варить, я сбегу и где-нибудь пофилоню.
Я его не разочаровал. Обратился к командиру стройотряда с просьбой дать мне другую работу. И на следующий день меня направили приваривать кронштейны к коробам вентиляции. Я делал эту работу один и с удовольствием.
****Через много лет случилась у меня командировка в Варну. Там готовилось к океанской экспедиции геофизическое судно. На нем должно было разместиться специальное оборудование, изготовленное в Москве. Моё задание состояло в проверке проведения работ по монтажу этого оборудования на палубе судна. Сверяясь с технологической картой работ, я обнаружил, что болгары еще не приступили к сварке каркаса, в котором должна крепиться основная часть оборудования. На эту работу по карте было отведено четыре дня, а до планового завершения ее оставалось два дня!
На мою претензию местный инженер сказал:
- Понимаете, у его родителей огород. Нужно было им помочь. Но он завтра приедет, не беспокойтесь!
Это он про сварщика сказал. Но и на следующий день тот не появился.
- Я же сказал, он приедет сегодня – улыбался мне болгарский инженер – А завтра придет и все будет в порядке!
Когда я на следующий день за пару часов до конца рабочего времени появился на заводе, увидел готовый каркас. Рядом высокого роста жгучий балканский брюнет в робе сматывал кабели.
- Погоди! – сказал я ему – Стой здесь, не уходи!
И стал осматривать конструкцию. Честно скажу, таких замечательных сварочных швов мне редко приходилось видеть.
И напоследок:

