Стратегическое вождение

Имея некоторый опыт нахождения за рулем (5 лет), я усвоил, что помимо ПДД на дороге существует ряд правил, позволяющих не только безопасно, но и комфортно передвигаться по дороге.


Термин «Стратегическое вождение» придуман мной, и, как мне кажется, наиболее емко описывает комфортное поведение на дороге. И основывается оно на нескольких принципах:

1. В большинстве ситуаций нам необходимо доехать из пункта А в пункт Б.

2. Время в пути можно примерно рассчитать исходя из данных навигатора или личного опыта.

3. Дорога является местом общего пользования. А значит в водитель взаимодействует с другими участниками движения.


Это простые истины, на базе которых я попытаюсь отразить свое видение процесса вождения.


Правило 1: Не торопиться


Оно простое, однако его довольно сложно придерживаться. Так как в каждом из нас сидит маленький гонщик, пытающийся уложиться в каждую секунду. Мы часто пытаемся найти самый быстрый путь, перестраиваемся на ту полосу, которая в данный момент едет быстрее. Мы думаем, что выигрываем время. Но как показывает практика, это время небольшое и не критичное. Так ли важно приехать на пять минут позже?

Будет ли комфортно мне от большого количества маневров? А другим водителям?


Гонку за временем навязывают нам навигаторы, всегда ищущие быстрые пути. Да, иногда действительно необходимо добраться до точки Б как можно раньше. Например, опаздываешь на рейс или твой организм подает тебе недвусмысленные сигналы. Но будем честны, такие ситуации скорее исключения, чем правило.


Выход: принять тот факт, что рано или поздно мы все-равно доедем до нужного места. Нет смысла торопиться и нервничать из-за этого.


Правило 2: Меньше ненужных маневров


Все знают, что если перестраиваться, то водитель позади движущейся машины скорее всего притормозит, чтобы набрать комфортную дистанцию. По цепочке за ним будут сбрасывать скорость другие машины. Все просто.

А представьте, что в плотном потоке очень много машин, меняющих полосы движения. Скорость потока автоматически падает. Добавьте сюда различные съезды и уменьшения количества полос, и получите пробку.

Выход: стараться занять определенную полосу и не перестраиваться, даже если она едет медленнее. Таким образом я не доставляю проблем соседним автомобилям и тем, кто сзади. Просто? Главное не торопиться.


Правило 3: Лояльнее к дуракам, торопыгам, шашечникам и т.д.


Может им реально очень нужно, а может их вождение - это результат их характера. В любом случае нет смысла злиться на них, ведь в первом случае их поведение оправдано, а вторых вряд ли исправить. И непонятно кто дурак, а кто нет. Поэтому для комфорта проще принять, что ему нужнее, пропустить, снизить скорость и отпустить с миром торопыгу. Ругаться бесполезно, а порой даже вредно, особенно если рядом есть пассажиры.

Выход: перестать злиться на дураков.



Правило 4: Предугадывать дорожную ситуацию


Мы не знаем, что происходит в головах других людей, но в принципе можем понять их поведение по внешним признакам.


Например, впереди идущая машина с соседней полосы начинает плавно приближаться к разграничительной линии. И ежу понятно, что человек хочет перестроиться, даже если он не включил сигнал поворота. Зачем мешать ему без явных причин? Пусть перестраивается. Если можно сбросить скорость, не мешая задней машине, я сброшу. От того, что пропущу, мир не рухнет. Торопиться некуда.


Другая ситуация. Еду по правой полосе. Левая свободна. На полосе разгона ускоряется автомобиль. Скорость потока он набрать не успевает. Абсолютно логичным решением будет перестроиться влево, не сбрасывая скорость и освободить дорогу для других. То же самое можно проделывать и в плотном потоке, включив поворотник и заранее запросив у движущихся слева ТС разрешения перестроиться.


Таких ситуаций много, и почти всегда можно предугадать их. По машинам впереди можно понять, нужно ли сбросить скорость или наоборот разогнаться.

По машинам сзади можно расчитывать дистанцию, чтобы в случае чего плавно затормозить и не помять задний бампер.

Тут присутствует как раз принцип стратегии, когда можно продумывать ходы и ситуации наперед. И тогда вождение превращается в нечто большее, чем скучное перемещение в пространстве.


Правило 5: Быть вежливым


Вряд ли кто-то в нормальной обстановке идет по улице и орет на прохожих, что они медленные, преграждает им путь или подрезает и толкает их. Это иррациональное поведение. Так почему многие забывают о правилах приличия, садясь за руль?

Я всегда включаю сигнал поворота перед маневром ( привет ПДД), благодарю, если меня пропустили или я создал кому-то неудобство. Это правила приличия. Я знаю, многие так делают, и это отлично. Но ограничиваться «Спасибо» аварийкой все же не стоит. Правилом хорошего тона считается забота о других. Правильно ли понял сосед мой замысел перестроиться, не будет ли он резко тормозить и т.д.


Правило 6: Играть по правилам


Банально, но мы к сожалению живем в правовом государстве. Правила нужно соблюдать. Тем более, что ПДД созданы не только для безопасности, но и для нашего комфорта.


Каюсь, иногда бывают ситуации, когда приходится пересекать сплошные, ехать с большей скоростью, чем положено. Это российские реалии, выполнять все нереально. Однако есть способ, который заставляет меня с уважением относиться к знакам, разметке и прочим дорожным атрибутам. Я играю в игру.


Представьте себе футбол, в котором игроки подыгрывают себе рукой и безнаказанно бьют соперника по ногам. Или настольную игру, где все нарушают правила. Пропадает азарт. То же самое и с дорожным движением. Это та же игра по определенным правилам. Выдержать скорость, дистанцию, правильно перестроиться, уступить - и дорога превращается в интересное поле.


Ко всему вышеперечисленному стоит, конечно же, подходить с умом. Вся эта забота о других должна прежде всего строиться на адекватности и безопасности.


Все правила «стратегического вождения» - это результат моих личных наблюдений и опыта. Никому их не навязываю. Однако буду рад, если хотя бы какая то часть пригодится вам. Спасибо, что дочитали до конца.