Старые FMV-игры для PC. История жанра с примерами игр. Часть 1.
Есть у меня такое хобби, как коллекционирование коробочных (Big box) версий старых игр. Для тех кто не знает, Big Box версия – это здоровая коробка, внутри которой лежит диск с игрой, инструкция к игре страниц на 100 и более, куча другой макулатуры, бывают наклейки, постеры, брелки и всякие другие атрибуты, связанные с игрой или издателем игры.
Как пример: Вот что входит в Civilization II.
Часть моей коллекции – это FMV игры. Нравится мне игры сделанные по этой технологии. Вот о них и хочу рассказать.
Full motion video - технология простая и гениальная. Для отображения игрового процесса используются заранее записанные видеофайлы, а не спрайты, векторы или 3D-модели. В 90-е, откуда родом FMV, разработчики видеоигр и мечтать не могли о современной реалистичной графике, от которой многие «ценители» сейчас уже презрительно морщат носы. Но зачем далеко ходить, если в наличии куча актеров с весьма реалистичными лицами, ресурсы кинематографа и мультипликации и творческая смекалка? В таких играх настоящие актеры и некоторые предметы, снимаются на синем фоне, а затем внедряются в трехмерную графическую среду. Вот так это выглядит.
Эта технология родилась в первую очередь благодаря изобретению лазерных дисков, а точнее благодаря некоторым их приятным особенностям – они могли хранить большие объемы графической информации и давали возможность мгновенно переходить от одного эпизода видео к другому. Одна игра могла занимать 5-7 CD.
Во времена слабой компьютерной графики такие игры выглядели просто великолепно. Это были масштабные и дорогостоящие проекты. Они достойно выглядят даже сейчас. Однако, из-за своей дороговизны и стремительного развития компьютерной графики, данная технология просуществовала недолго. Но она не исчезла совсем, а перешла на качественно новый уровень. Например, в "Beyond: Two Souls" использовалась технология performance capture, которая позволила нам насладится игрой реальных актеров – Эллен Пейдж и Уильяма Дефо.
Основные жанры c FMV:
- Интерактивный фильм: Самый ранний тип FMV-игр. Игры этого типа представляют собой специально снятые фильмы или мультфильмы, в определённые моменты предлагающие игроку выбор из нескольких вариантов. При выборе правильного варианта фильм продолжается, в противном случае игра заканчивается (продолжается с начала уровня). Также могут присутствовать ветвления сюжета.
Выбор варианта может быть организован как в виде паузы со списком вариантов, так и в виде подсказки на экране, требующей нажатия определённой клавиши за короткий промежуток времени. Подсказка может быть выполнена как часть самого видео (подсветка или обводка части сцены), так и в виде накладываемой поверх видео графики.
Интерактивные фильмы не предполагают произвольного перемещения игрока по локациям, сцены меняются в заранее запланированной последовательности.
- Квесты и приключения: Игры этого типа отличаются от интерактивных фильмов свободой перемещения игрока между сценами. Игровой процесс аналогичен обычным играм в жанре приключений, но игровая графика выполнена в виде видеороликов. Среди известных игр этого типа — Phantasmagoria и Cyberia[en]. Многие игры этого типа занимали несколько CD-дисков. Например, версия игры Phantasmagoria для Sega Saturn занимала 8 дисков.
- Интерактивный тир: Один из наиболее распространённых типов FMV-игр. Игры этого типа могут иметь различия в исполнении, но сводятся к стрельбе по различным объектам с помощью прицела или светового пистолета.
Существовало два основных вида этого типа игр. Один представляет собой интерактивный фильм, в определённые моменты которого игрока атакует персонаж фильма. Игрок должен успеть выстрелить в некоторую область экрана — тогда фильм продолжается сценой поражения атакующего. Если игрок не успевает выстрелить или допускает промах, то он теряет попытку и фильм начинается с начала уровня (эпизода, сцены). Наиболее известные игры этого вида — Mad Dog McCree[en], Crime Patrol[en] и многие другие игры компании American Laser Games, специализировавшейся на интерактивных фильмах.
Второй вид игр представляет собой рельсовый шутер, где видео используется в качестве фона, а цели являются спрайтами или полигональными моделями. Среди известных игр этого вида — Area 51 и Rebel Assault
- Гоночные игры: Технология FMV также применялась в двух гоночных играх — MegaRace и MegaRace 2. В заставках игры использовалось «живое видео». В самой игре кольцевая гоночная трасса представляла собой видеоролик. Машины в первой части игры были выполнены в виде спрайтов, во второй части использовались полигональные модели с интерактивным освещением, которое изменялось в зависимости от положения машины и источников освещения на трассе.
- Action: В эксклюзивной игре Bram Stoker's Dracula для Sega CD, представляющей собой двухмерный экшн, видеоролики использовались в качестве «трёхмерной» графики фона.
- Shoot 'em up: Игра Silpheed представляла собой классический скролл-шутер, где герой управлял космическим кораблём, наблюдая за ним сверху, от третьего лица. Фоновая трёхмерная графика была выполнена в виде видеоролика, игровые объекты являлись малополигональными трёхмерными моделями, отображавшимися в реальном времени.
- Спортивные: Компания Digital Pictures, являвшаяся одним из основных производителей FMV-игр, разработала игры Quarterback Attack и Slam City with Scottie Pippen, имитирующие определённые моменты американского футбола и баскетбола. Эта компания также разработала игру Supreme Warrior, представлявшую собой файтинг с видом от первого лица.
А теперь, собственно, о некоторых FMV-играм, в которые мне посчастливилось поиграть.
Первой хочется упомянуть великолепную «Phantasmagoria» (1995), так как именно с нее началось мое знакомство с FMV- играми.
Вот такая коробка, 7 CD. Наклейки «совместима с Windows 3.1 и Windows 95» вызывают особое умиление.
Игра обладает классическим сюжетом «семья переезжает в новый дом». В результате незапланированной перепланировки на волю вырывается злой дух предыдущего хозяина дома и вселяется в супруга. А далее его очаровательной жене предстоит узнать страшную тайну дома и … выжить. Игра достойна бурных аплодисментов: интересный сюжет, очень качественная реализация (нелинейность событий и возможность добиться нужного результата разными способами в те времена вызвала восторг) и достаточно моментов способных порадовать сердце любителя фильмов ужасов. В связи с участием в сценах насилия (в том числе и сексуального) реальных актеров, «Фантасмагория» оправдывала свой рейтинг 18+ на все сто процентов и даже была запрещена в Австралии.
Следующая игры «The Beast Within: A Gabriel Knight Mystery» (1995) единственная игра из трилогии «Gabriel Knight» сделанная по технологии FMV.
Частный детектив Гебриэл Найт расследует случаи нападения оборотней на людей. Действие игры происходит в Баварии. Причем, все локации игры (Мюнхен, Риттерсберг и др.) поразительно реалистичны и соответствуют существующим, а в историю про оборотней изящно вплетены реальные факты из жизни Людвига II, Вагнера и других известных исторических личностей. Это обстоятельство делает игру чрезвычайно интересной и познавательной.
«Ripper» (1996).
Действие игры происходит в 2040 году. Репортеру Джейку Куинлэну предстоит столкнуться с Джеком Потрошилем 21 века. Параллельно дело ведет детектив Винсента Магнотта, в роли которого снялся Кристофер Уокен. К сожалению, игру испортили очень неудачные пазлы: сложные и нудные они отбивали охоту играть дальше. Хочу заметить, что в 1996 году в интернете не лежали прохождения всех игр, какие только бывают на белом свете, поэтому слишком мудреная загадка могла испортить все удовольствие от игры.
«The X-Files Game» (1998).
Как это понятно из названия, следующая игра посвящена популярному сериалу «Секретные материалы». В ней даже снялись Духовны и Андерсон, но, к сожалению, не в качестве главных персонажей. Главным героем «The X-Files Game» является молодой агент ФБР Крейг Уилмор, которому поручили ответственное дело – найти пропавших федеральных агентов Малдера и Скалли. Разумеется, без заговора правительства и инопланетян здесь не обошлось. Приятная игра, интересная в первую очередь для поклонников «Секретных материалов».
И в заключение - трилогия о приключениях частного детектива Текса Мерфи.
Under a Killing Moon (1994).
2042 год, после третьей мировой войны большинство городов отстроены заново и помимо нормальных людей на улицах немало мутантов. Частный детектив-неудачник Текс Мерфи берется за простенькое дельце об ограблении ломбарда, а в результате выходит на след злобной секты.
The Pandora Directive (1996)
2043 год. Текса Мерфи нанимают, чтобы найти некоего Томаса Маллоя. В результате Текс узнает о крупном правительственном заговоре связанном с небезызвестными событиями в Розуэлле. Замечательная игра.
Tex Murphy: Overseer (1998)
Текс вспоминает свое первое дело. 2037 год. Сильвия Лински, которая в будущем станет сначала женой, а затем бывшей женой Текса, нанимает нашего героя, чтобы расследовать обстоятельства смерти ее отца. Официально он покончил с собой, но Сильвия уверена, что его убили. Текс выясняет, что дело связано с имплантатами для контроля над разумом.
Собственно, пока на этом всё. Про остальные FMV игры, технологии сжатия видео и разработчиков в другой раз.