Староверы Пакистана

В продолжение к этому посту Чёрные староверы


Быть христианином в Пакистане непросто. Это глубоко исламская страна - из примерно 182 миллионов пакистанцев 96 % — мусульмане. Еще около двух процентов населения – индуисты, и это понятно, ведь Пакистан исторически – это Западная Индия. И вот только порядка полутора процентов жителей страны – христиане, в большинстве своем – католики.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Отношение к христианам в Пакистане со стороны населения довольно дискриминационное. Во-первых: там они - маргинальные иноверцы, люди другого культурного кода. Во-вторых: большинство из них – выходцы из индуистских низших каст, так называемых «неприкасаемых», люди зачастую необразованные и самых низкооплачиваемых и грязных профессий.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Периодически случаются нападения на христианские храмы и общины, и даже теракты. Так, в результате взрыва, совершённого террористами-смертниками 22 сентября 2013 года у христианской церкви в городе Пешавар, погибли 78 человек, были ранены более ста. 17 декабря 2017г. в городе Квета, двое исламских террористов совершили нападение на методистскую церковь во время воскресного богослужения. В результате теракта погибли как минимум девять христиан, среди жертв есть женщины и дети, и еще 50 человек получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя группировка ИГИЛ. Как сообщает организация «Отрытые двери», более семи тысяч христиан были убиты за свою веру в 2015 году.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Государство, правда, старается охранять церкви, подобное я наблюдал в Турции и особенно в Египте – перед входом в церковь стоит блокпост с вооруженными людьми, металлоискателями, часто бронеавтомобиль. Но, в то же время, в Пакистане существует и действует так называемый “Закон против богохульства”, который предполагает суровое наказание - вплоть до повешения - за любую критику Ислама. Никто из христиан не хулит и не унижает ни Ислам, ни Муххамеда, но из-за зависти или каких-то личных конфликтов христиан легко могут обвинить в этом. Если христианская семья образована и чего-то добилась, ее могут легко оклеветать из зависти - и христианине будут либо растерзаны толпой, либо повешены по суду.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Чтобы понимать, какой средневековый ужас в межрелигиозных отношениях творится в ХХI веке в шестой по количеству населения стране мира, вот вам достаточно яркая история. 14 июня 2009 года тридцативосьмилетняя христианка Асия Норин, которая работала на сборе ягод на ферме помещика Мохаммеда Идриса в деревне Иттан Вали в округе Шекхупура, выпила воды из «мусульманского» колодца. Работавшие с ней женщины-мусульманки обвинили её в том, что она «осквернила воду». Асия отрицала свою вину, спор имел религиозный оттенок. Через 5 дней, думая, что ситуация успокоилась, Асия снова пришла собирать ягоды, поскольку её семья остро нуждалась в дополнительных деньгах – у Асии и ее мужа пятеро детей. Разъяренная толпа напала на неё с обвинениями, которые переросли в побои. Подъехавшие полицейские увезли Асию в тюрьму по обвинению по статье 295 части «С» Пакистанского уголовного кодекса.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Асия Биби


С того момента она находилась в тюрьме, а в ноябре 2010 года Мухаммед Навид Икбал, судья в суде Шекхупуры, приговорил её к смертной казни через повешение с одновременным штрафом на сумму, эквивалентную $ 1100! 16 октября 2014 года Высокий суд города Лахора утвердил вынесенный ранее судом низшей инстанции смертный приговор. Два высокопоставленных чиновника - губернатор Пенджаба Салман Тасир и министр по делам национальных меньшинств Шахбаз Бхатти, единственный христианин в Пакистанском кабинете министров, были убиты только за то, что публично выступили в защиту Асии! Губернатор Салман Тасир был убит своим собственным охранником, а Шахбаза Бхатти застрелили во время вооружённого нападения на его машину возле его резиденции в Исламабаде.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Мумтаз Кадри - тот самый "герой" - охранник-убийца


Надо отдать должное властям Пакистана, охранник-убийца был осужден и казнен (но на его похороны пришло более 100 тысяч человек, для большинства населения он - герой!). А Асию под нажимом мировой общественности – в том числе Ватикана, Франции (Николя Саркози пообещал ей дать политическое убежище) и даже РПЦ, в итоге «оправдали». Ее не убили и даже выпустили из тюрьмы, запретив покидать Пакистан «до возможного пересмотра решения Верховного суда по жалобе обвинения». Лишь в прошлом году, после девяти лет тюрьмы, Асия Биби вместе с семьей тайком смогла выехать в Канаду. В 2013 году в Москве в переводе на русский язык вышла книга Асии Биби и Анн-Изабель Толле «Приговоренная за стакан воды».

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

И тем не менее, христиане в Пакистане есть. Они поддерживают друг друга, строят церкви, принимают в свои общины все новых обращенных.


Православная церковь в Пакистане – самая малочисленная. Лишь в начале 2000-х в стране появилась православная миссия под омофором Константинопольского патриархата. Все священники и первые верующие – из бывших католиков. В феврале 2012 года в Пакистане была учреждена Пакистанская миссия Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. В январе 2013 года митрополитом Иларионом (Капралом) были рукоположены в сан священников Кирилл Шахзад и Иосиф Фарук на приход Архангела в Саргодхе, а также Антоний Шамун Масих на приход святого Антония в Хайдерабаде. Через некоторое время между иереем Кирилом (до крещения Амером) Шахзадом и руководством православной миссии назрел конфликт. Отец Кирил и отец Иосиф пожаловались митрополиту на злоупотребления их благочинного – священника из Шри-Ланки. Священников запретили в служении, но отца Иосифа вскоре восстановили, а отца Кирила – нет. Пакистанский священник решился написать письмо в Московскую Митрополию Русской Православной Старообрядческой Церкви. Отбросив ложь и подлог в отношении отца Кирила, появившиеся в интернете после оглашения им своего решения присоединиться к Старообрядческой церкви, Комиссия по чиноприему инославных клириков постановила принять иерея Кирила в сущем сане, что и было исполнено. После этого голоса клеветников смолкли. 3 июня 2017 года иерей Кирил Шахзад был принят в РПсЦ в сущем сане, вторым чином (через миропомазание).

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Священник Кирил Шахзад

Первый в истории древлеправославный священник Пакистана проходил обучение на Рогожском, постигая основы древнерусского богослужения, участвовал в требах и таинствах. Его приглашали на венчания, погребения, крещение младенцев. Часто доводилось видеть его уставшим, но довольным, что удалось что-то изучить. Во время своего недолгого пребывания в России в 2017 году о. Кирил успел познакомиться со многими людьми в нашей Церкви. Особенно он подружился со своим наставником и переводчиком отцом Николой Бобковым, который тогда был вторым священником на Рогожском.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Отец Кирил подружился также с отцом Михаилом Родиным и даже отправился к нему погостить и вместе послужить в Балакове (Саратовская область). Там он посетил Черемшанские скиты, один из центров древлеправославной веры. Существует видео в Сети, где отец Кирил поет псалмы на урду, находясь на Черемшане. О. Кирил и готовящийся к постригу в иноки Павел (Назир Рехмат). приняли участие в проходивших в Балакове Мальцевских чтениях, познакомились с историей балаковского старообрядчества, а затем отправились в возрождающийся Серапионов мужской монастырь (единственный пока в нашей Церкви), чтобы пройти здесь духовную богослужебную практику.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Отцы Кирил и Павел


Когда о. Кирил прилетел обратно в Пакистан, то началась «жатва», которой, как всегда, «много». В большинстве своем начались присоединения через миропомазание, в других общинах — крещения (сиречь погружения). Таких общин несколько — Саргодха, Исламабад (столица), Джехания и другие, пока еще не зарегистрированные, общины. В течение 2017–2018 года отец Кирил объезжал эти приходы, в результате присоединилось более 1000 человек. Много оглашенных и интересующихся.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Отец Кирил рассказал и о сложных случаях из жизни христиан Пакистана, например, если человек кому-то из местных мусульман неугоден, то обычно возле двери его дома рвут и разбрасывают Коран — священную книгу магометан, что, по сути, является надругательством над религиозным чувством людей иного вероисповедания. Христиане ни в коем случае не могут даже что-то высказать в этом случае, находясь под шариатом — сводом магометанских законов, и часто в таких случаях проигрывают, несмотря на то, что надругательство совершил не христианин.


Отец Кирил в сентябре–октябре 2018 г. вновь побывал на Рогожском, а также 1–2 октября принял участие во Всемирном старообрядческом форуме от наших общин в Пакистане, где рассказал о новых успехах древлеправославной миссии в его стране. Кроме того, он дал несколько интервью российским телеканалам.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Сейчас у общины отца Кирила нет полноценного храма – молельная очень маленькая, не может вмещать всех молящихся и оглашенных. Но, к счастью, постройка помещения в Пакистане не требует таких затрат, как в нашей стране – климат там жаркий, не нужны ни толстые стены, ни отопление. Приход строящегося храма в Саргодхе (штат Пенджаб) решили посвятить Сергию Радонежскому.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Закладка храма во имя преподобного Сергия, радонежского чудотворца в Саргодхе (Пенджаб, Пакистан).


В работе пакистанского священника занимает немаловажное место помощь бедным. В Пакистане существуют целые общины людей, по разным причинам ставших бедными и обездоленными. В настоящее время отец Кирил берет над ними патронаж, его жена Алла, являясь преподавателем начальных классов в школе, обучает детей языкам (родному и английскому) и предметам начальной школы. Английский язык считается вторым языком в Пакистане. Знание английского языка сразу же повышает статус человека, он может найти себе лучшую работу. Тем не менее, люди среднего и, в особенности, старшего возраста в основном владеют только родным урду.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Для них усилиями Просветительского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви, с участием отца Кирила Шахзада напечатан Православный церковный календарь на 2019 год на языке урду. О. Михаил Родин, лично посещавший общину в Саргодхе и принимавший участие в выпуске календаря, говорит:


«Как ни парадоксально, но находящиеся уже многие годы в Пакистане различные «православные деноминации» типа Константинопольского патриархата, РПЦЗ и РПЦ МП ранее не потрудились подготовить и издать церковный календарь для своих общин. Для нас же, как ревнителей Древлего Православия, является существенно важным поддержание и развитие национальных культур всех народов, принимающих Православие… Нас нередко спрашивают: ведь многие в Пакистане пользуются английским как общим языком, тогда зачем урду? Да, некоторые требы совершаются здесь по-английски… Это наследие английских колонизаторов, неродной язык для подавляющего большинства граждан Пакистана, и применяется он сравнительно узко. Значительная часть наших прихожан говорит на своих родных языках: урду, пенджаби и др. Мы же, следуя примеру наших просветителей в Древней Руси, в частности прп. Стефана Пермского, стремимся дойти до сердец людей. А здесь для многих именно урду является «языком предков». Конечно, есть и другие языки, также с миллионами носителей. Надеюсь, просветительской и переводческой работой будем заниматься в будущем и с ними».

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

А ровно месяц назад, 9 февраля 2020 года, в Москве, на Рогожском, был рукоположен уже второй священник в общины Пакистана, отец Павел Назир.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост
Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост

Вот и таким «жарким» бывает старообрядчество. Если интересно, продолжу. Такой экзотики, конечно, как Пакистан и Уганда, больше нет – но есть старообрядцы Румынии, США, Австралии, Латинской Америки. Это уже все этнические русские.

Староверы Пакистана Пакистан, Религия, Старообрядцы, Православие, Христианство, Длиннопост