Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

США и Третий рейх. Часть 8

Немецкие филиалы крупных американских корпораций не были конфискованы нацистами после Перл-Харбора, как это часто предполагалось. Вмешательство фашистских руководителей в их управление оставалось минимальным, и их штаб-квартиры в США сохраняли по крайней мере определенную степень контроля через доверенных немецких менеджеров и в некоторых случаях через филиалы в нейтральных странах, таких как Швейцария. Они продолжали производить военные товары, в которых Гитлер отчаянно нуждался, чтобы продолжать свою кровопролитную войну. Американские заводы-филиалы были специалистами по массовому производству такого рода материалов, и нацистские лидеры слишком хорошо понимали, что вмешательство в управление Opel и другими компаниями может поставить под угрозу это производство. Американские отраслевые заводы продолжали поставлять нацистской Германии огромное количество военной техники: грузовики, оснащенные полным приводом, радиолокационные системы, двигатели для Ме-262, самого первого реактивного истребителя и турбины ракет V2. Американская дочерняя компания также поставляла сложное оборудование, которое помогало нацистам в совершении их беспрецедентных преступлений. Наконец, по крайней мере некоторые американские корпорации продолжали снабжать Третий Рейх топливом, без которого большая часть этого оборудования была бы бесполезна. Через порты Карибского бассейна и Испании "Стандард Ойл" поставляла в Германию не только нефтепродукты, но и другое сырье, необходимое для ведения войны, например вольфрам и хлопок.

Это правда, что, как утверждают апологеты, у американских филиалов в Германии не было иного выбора, кроме как производить продукцию для фашистской Германии. Но эта защита, очевидно, не распространяется на корпорации, которые находились вне территорий Третьего рейха, и нашли способы экспортировать нефть и другие товары в Германию. Также верно, что руководителей отраслевых заводов и их американских боссов не нужно было заставлять это делать; они были очень заинтересованы в производстве продуктов для Третьего рейха. Причина заключалась в том, что производство для нацистов в Германии оставалось весьма прибыльным вплоть до самого конца войны (между прочим, фашистские власти оплачивали счета деньгами, конфискованными у еврейских узников, золотом, награбленным в национальных банках оккупированных стран, таких как Бельгия, и другими богатствами, полученными в результате завоеваний и преступлений; швейцарские и международные банки, базирующиеся в Швейцарии, являлись в этой торговле посредниками). Доходы компании "Форд-Верке", например, почти удвоились между 1939 и 1943 годами. Примечательными факторами, определяющими высокие нормы прибыли, были регрессивная политика нацистского режима в области занятости и массовое использование принудительного труда. Нацисты заморозили заработную плату немецких рабочих и ввели значительно более длительный рабочий день. В "Опеле" и "Зингере" рабочим приходилось работать по 60 часов в неделю, при этом получая весьма низкую заработную плату.

Стоимость рабочей силы также была снижена, а прибыль, таким образом, увеличена за счет использования принудительного труда в виде иностранных рабочих, многие из которых были принудительно депортированы в Германию, а также военнопленных и узников концлагерей. Это было равносильно одной из форм рабства, которой могли воспользоваться и отраслевые заводы американских корпораций. Дочерние компании, которые, как известно, извлекали выгоду из такого рабского труда, включали Coca-Cola, Kodak, Opel, которые отдавали предпочтение военнопленным, и Ford-Werke, который однажды даже нанял заключенных концентрационного лагеря Бухенвальд.

Прибыль, получаемая американскими отраслевыми заводами, продолжала реинвестироваться в основном в Германию, например в расширение мощностей и приобретение более современного оборудования, что увеличивало стоимость предприятия. Таким образом, стоимость Ford-Werke официально выросла с 60,8 млн рейхсмарок в 1938 году до 68,8 млн рейхсмарок в 1945 году, но на самом деле она, вероятно, более чем удвоилась во время войны. Кроме того, представляется, что прибыль была репатриирована через банки в Швейцарии, такие как Банк международных расчетов в Базеле. Это финансовое учреждение, управляемое американскими и немецкими банкирами даже во время войны, как известно, помогало нефтяному магнату Уильяму Родсу Дэвису репатриировать часть прибыли, полученной его немецкой дочерней компанией". До и после Перл-Харбора этот банк сотрудничал с представителями как немецких, так и американских корпораций. С американской стороны в их число входил Аллен Даллес, представитель в Берне секретной службы США (УСС, предшественник ЦРУ). Согласно немецкому историку Юргену Брюну, УСС была с социальной точки зрения ассоциацией руководителей крупных компаний, биржевых брокеров и юристов с Уолл-Стрит. Перед войной Даллес вместе со своим братом Джоном Фостером был партнером в юридической фирме "Салливан и Кромвель", специализирующейся на американских инвестициях в Германии и немецких инвестициях в США. Начальником Даллеса, главой УСС, был Уильям Джозеф Донован, также бывший юрист Уолл-Стрит и хороший друг Герхарда Вестрика, немецкого юриста "Форда" и "Стандард Ойл", который в июне 1940 года устроил празднование немецких побед в Нью-Йорке. Во время войны Вестрик был администратором немецких филиалов ITT и Kodak. На протяжении всей войны БМР функционировал как своего рода частный клуб, в котором немецкие и американские бизнесмены, их выдающиеся юристы и любимые банкиры могли встречаться и вести дела. Как выразился французский писатель Поль Валери в конце Первой мировой войны, на войне "люди, которые не знают друг друга, убивают друг друга ради блага людей, которые знают друг друга, но не убивают друг друга".

В США общественность не знала, что филиальные заводы престижных американских корпораций производили всевозможное оружие и другую технику для фашистской Германии. С другой стороны, американское правительство прекрасно понимало, что происходит, но предпочитало игнорировать такого рода "торговлю с врагом". Это терпимое отношение во многом было связано с тем, что "большой бизнес" всегда имел огромное влияние на правительство. По сути — управлял им. Целый сонм представителей крупного бизнеса, в том числе высокопоставленных чиновников, обрушился на Вашингтон и занял важные посты в государственной бюрократии. Среди них были Уильям С. Кнудсен, президент General Motors с 1938 по 1940 год, поклонник Гитлера, Эдвард Стеттиниус-младший, еще один бывший старший офицер General Motors, и Чарльз Э. Уилсон, президент General Electric, еще одной фирмы с крупными инвестициями в Германии. Подавляющее большинство этих крупных буржуа продолжало продвигать интересы своих корпораций, получая выгодные государственные контракты и, что неудивительно, защищая интересы своих дочерних компаний в Германии. Таким образом, мы можем понять, почему правительство США решило благочестиво игнорировать тот факт, что крупные корпорации страны сколачивали состояния на земле «врага». Однако были и исключения из этого общего правила. Были возбуждены судебные иски против небольшого числа корпораций, чьи связи с фашистской Германией оказались публично известны, в частности "Стандард Ойл" и "Ай-би-эм", но это привело лишь к легкому удару по имиджу и карману. Тот факт, что крупный бизнес обладал беспрецедентным контролем над американским правительством, также объясняет, почему немецкие филиалы американских корпораций, включая огромный Ford-Werke, были лишь слегка пострадавшими от бомбежек союзников (если вообще были).