азбуке морзе учатся на слух, фактически точки и тире и их письменный вариант ты не запоминаешь, а запоминаешь их звучание. для быстрого приема радиограмм мозгу необходим некий алгоритм, который воплощается в ассоциациях. Этими ассоциациями являются "напевки", слова, произношение которых выстраивает ассоциацию с длинным звучанием тире и коротким звучанием точки.
Спасибо Кэп, парни выше больше не выглядят поехавшими на голову, но тут буковок русского языка не хватает. Как с ними?))
на х было вроде хи-ми-чи-те, на ш не помню, на ю вроде ю-ли-аа-наа, на э э-лек-троо-ни-ки
на ч вроде чее-лоо-вее-чек
вообще напевки это было дело лично, у кого кто был учителем так сказать, но зачастую они совпадали
меня учили на военной кафедре при университете, было это весьма интересно. Помню даже устраивали конкурс на автомат в сессию =)
у нас на Ч было ЧА-ША-ТО-нет, смысл в том, чтобы на звуки А, О ставить тире, а на Е и И точки, так проще воспринимается на слух. То же самое с буквой С - напев си-не-е воспринимается проще, чем са-мо-лет.
https://www.youtube.com/watch?v=2c8cI9_hqmM
Я вообще задумался как это выглядит, и нашел вот это видео
букву Л он мне обьяснял как соЛ-дааа-ти-ки, но лунатики даже круче.
ну вообще выстраивается связь между напевом и буквой
я когда принимал радиограмму уже не задумывался о том на какую букву начинается слово, но на начальных этапах это могло спутать мысли..
Помню, что выполз из госпиталя после пневмонии как раз, когда начинали учить азбуку Морзе. На первом занятии сидел и втухал, пытаясь принять хоть что-то. Потом пятьдесят раз приседал с радиостанцией Р-123 (вести 30-35 кг). Потом снова учил. Потом читал распечатки азбуки Морзе с кодами на двери в туалете. Потом опять учил. Потом опять приседал. Потом снова учил. Потом снова приседал. Потом уже принимал нормально
Р-123!! моя любимица =**
там все таааак крутой крутилось само по себе при переходе по фиксированным частотам)
Она и настраивалась проще всех. А Р-130-ю еще попробуй запомни, чего в каком порядке там переключать. Да и со 111-ой такая же фигня. Я вот уже забыл, хотя учил наизусть и схемы настройки, и ТТХ и прочее
ага, а еще попробуй какой рычажок не в свою очередь в норматив сдвинуть)
еще помню была в аудитории одна большая рст, навроде 140й чтоли
там препод любил предохранители вытащить и ехидно смотреть не выключая секундомер не тебя после доклада о готовности
мол иди ищи косяк, время тикает)
Не, у нас такого не было. Зато была развлекуха по сматыванию и разматыванию кабеля, если неправильно настроил. Сначала прыгаешь от КШМки по сугробам 50 метров, подключаешь "тапик", потом отключаешь и сматываешь кабель обратно. Старлей в это время сидит в кунге и кофе пьет. Снова не на ту частоту настроил - "Где связь, сука?!" И опять прыгаешь
ай ноу зет фил, бро!
"не доходит через голову - дойдёт через ноги."
И ведь дошло же. Стал один из лучших в взводе. Ну очень не хотелось приседать...
спасибо) теперь реально стало понятней и появилась возможность даже заучить её самостоятельно)
А мне дед-связист рассказывал, как они сигналы передавали, и у него был немного "другой" алфавит. Одно из сообщений: болгария самолет куда резеда часики катенька -- как объяснял дед, ЩСА -- вызов на связь или что-то вроде. Однако, что означают эти "резеда часики" -- не понятно. Я понял, что это, вроде, УД. Катенька -- ясно, конец сообщения.
А еще сигнал SOS был не "синее около синее", а "самолет молоко самолет".
А по поводу сигнала СОС, то тут всё просто. SOS - это три точки, три тире и вновь три точки (... --- ...). В Море буква С это три точки, а буква О это три тире. Букву С (три точки) можно выучить используя напев "са-мо-лёт" или "си-ни-е", читается быстро, а букву О (три тире ) можно выучить используя напев "о-ко-ло", заменяем на "мо-ло-ко", читается медленно.
Нет, я же объясняю: "Болгария самолет куда" -- это три буквы из приведенного выше алфавита. Болгария( _ _ . _) -- Щ, самолет (...) -- С, куда (. _) -- А. Это не позывные и степени важности, это был именно писк в радиоэфире.
Насчет SOS -- я знаю, как он выглядит, просто говорю, что дед мой учил эти напевы именно как "самолет молоко самолет".
А вот насчет "резеда часики" (. . _ _ . . ) -- до сих пор не ясно.
Таки чуть-чуть иначе учили: Айда, бакитекут, видала, говори, домики, есть, ябукваже, иди, икратноее, какдела, лунатики, мама, около, таа, филимончик, цаплицапли, юлиана, "сетьсети?)"
уроки труда - самые непредсказуемые)))
р.с. - были еще, правда, уроки ОБЖ, но там вообще хоть в карты играй, хоть правила поведения в случае ядерной угрозы отрабатывай)