Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2

Начало : Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.1.

Удар по авиатранспорту «Кард»



Проблемы со зрением у Кая так и не исчезли. Он мог видеть, но об использовании его в спецоперациях и речи не могло быть. По счастью, он не был единственным, кого Нао обучал.


Вместо него пошёл другой боец – Нгуен Фу Хунг, известный среди своих под укороченным прозвищем Хай Хунг.


Теперь Нао тщательнее подходил к планированию. Ошибки быть не должно было бы, американцы не будут беспечны вечно.


Как и обещал До Тоан, корабль пришёл в Сайгон 1 мая 1964 года.


На этот раз Нао продумал всё куда лучше.


Во-первых, был выбран более безопасный путь доставки бомб к тоннелю. Нао и Хунг, должны были доставить мины на лодке по реке. Река контролировалась речной полицией, но, во-первых, эти люди, как и все, кто работал на Сайгонский режим, были коррумпированы, а во-вторых, в некоторых местах лодку можно было загнать в болота, куда полицейский катер не зашёл бы.


При всех рисках, это было безопаснее, чем переться в порт со взрывными устройствами открыто, как в прошлый раз.


Определённый риск был в проносе мин к спуску в тоннель, но Нао и Хунг планировали сымитировать то, что они ведут какие-то работы в тоннеле.


Во-вторых, Нао переделал мины — теперь их стало две, одна с американской взрывчаткой С-4, и на этот раз Нао точно знал, что они исправны.


Утром 2-го мая 1964 года «Кард» стоял под загрузкой. За день до этого он выгрузил военные припасы для южновьетнамской армии, а теперь принимал на борт старые вертолёты для отправки их в США, на ремонт.


Тогда же утром, Нао и Хунг, загрузив мины на лодку, медленно плыли на ней по реке Сайгон в сторону гавани.


Вблизи полуострова Ту-Тием за ними погнался полицейский катер. К счастью, берега в этом месте были заболочены и Нао толкнул лодку в камыши, туда, куда катеру было не зайти. Правда и вьетконговцы теперь были в ловушке.

Хо Ши Мин (бывший Сайгон). Вид на полуостров Ту Тием сегодня. А тогда там было просто болото, впрочем, видно, что оно не осушено до конца. Порт — справа

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

Полиция, видя двух оборванцев, потребовала объяснить, кто они и куда следуют, а также вывести лодку на открытую воду для обыска. Наступил критический момент во всей операции.


Но диверсантам на этот раз улыбнулась удача.



Нао сразу смог убедить полицейских в своей легенде, которая была следующей.


Они, Нао и Хунг – портовые воры. По их сведениям, в порту стоит американский корабль под разгрузкой. Они хотят украсть с него 20 радиоприёмников и одежду на продажу.


Полицейские долго не думали. Под обещание поделиться с ними добычей на обратном пути Нао получил разрешение плыть дальше, но один из полицейских запрыгнул в лодку, сказав, что будет следить, чтобы воришки не «кинули» их после кражи и поделились добычей.


У Нао было два варианта.


Первый – чуть позже убить этого полицейского.


Второй – попробовать дать ему взятку, чтобы он ушёл.


Нао сказал, что груз будет тяжёлый, и из-за лишнего пассажира в лодке у них не будет возможности вывезти всё, что они планируют. Но он, Нао, готов дать «аванс» в 1000 вьетнамских донгов, чтобы лодка была пропущена дальше без пассажира на борту. Если бы полицейские не согласились, пришлось бы убить одного из них, но они согласились.


Деньги были отданы немедленно, а полиция предупредила, что встретит их на выходе из порта. Это была удача, и диверсанты воспользовались ей по полной.


Дальше им никто не препятствовал, и всё шло по плану. Болота, окраина порта, вонючая сточная труба, опять химически агрессивная грязь, вода… Нао, не желавший провала, сплавал к кораблю на разведку, чтобы проверить, нет ли засады на их пути, а Хунг оставался с минами в канализации. Потом Нао вернулся и в следующий заплыв диверсанты уже пошли со своим смертоносным грузом.


На этот раз Нао, который понимал, что на отход с места проведения операции понадобится намного больше времени, настроил таймер на 3 часа ночи. Это дало им резерв времени на случай проблем при отходе.


И небольшие проблемы были – полиция, ждавшая «воров» с добычей перехватила их лодку, как и собиралась.


Но никаких ворованных радиоприёмников и мешков с вещами не было. В лодке было пусто. Нао просто виновато развёл руками и сказал, что ничего не получилось.


Помурыжив якобы незадачливых воров немного, полиция отпустила их, довольствуясь ранее полученной тысячей донгов.


Расчёт по времени оказался точным. Нао вернулся домой только в 2.45. А в 3.00, как и планировалось, в порту Сайгона раздался гулкий взрыв.


Следующим утром Нао и Хунг пришли на работу, как ни в чём не бывало.



Последствия


Взрыв пробил в борту «Карда» отверстие 3,7х0,91 метра, повредил кабель-трассы и трубопроводы, а также привёл к затоплению машинного отделения. Несмотря на очень быстрое начало борьбы за живучесть со стороны экипажа, количество воды принятой на борт привело к тому, что корма корабля ушла под воду на 15 метров вглубь и легла на дно.


Часть груза была повреждена. Касательно потерь то американские источники приводят противоречивые данные – от нескольких раненых, до пяти погибших вольнонаёмных американцев.


Восстановление плавучести «Карда» заняло 17 суток, после чего пара специально пришедших в Сайгон американских спасательных судов начала его транспортировку в Субик-Бэй, на Филиппины, где он должен был встать на ремонт. К выполнению рейсов «Кард» смог вернуться только в декабре 1964, спустя примерно семь месяцев. Затраты на его подъём и ремонт были весьма серьёзными.

"Кард" утром после взрыва

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

Для двух молодых людей, только один из которых получил военную подготовку в настоящих войсках, это был успех.


Американцы понимали, что пропагандистский эффект от этой операции будет очень полезен для Вьетконга и вреден для них, поэтому всячески скрывали информацию о произошедшем.


Когда же её стало невозможно скрывать, то ВМС США признали, что имела место диверсия в порту, и один из американских кораблей получил повреждения.


Стоит сказать, что американцы позже тщательно расследовали эту диверсию и внедрили меры безопасности, которые сделали повторение таких диверсий невозможным.

Американская статья о мерах предосторожности при разгрузке "Коура". Эти меры были внедрены после подрыва "Карда"

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост
Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

Вьетнамцы же раскручивали операцию по полной. Во вьетнамских новостях и сводках говорилось, что диверсанты «Южной освободительной армии» не больше, ни меньше как потопили американский авианосец, первые после японцев во Второй мировой.


Правда была посередине, как обычно. Корабль лёг на дно, но не утонул, его повреждения оказались не смертельными, но существенными, и да, это технически всё ещё был авианосец, просто использовался он давным-давно как небоевой транспорт, впрочем, весьма важный в тот конкретный момент.

Вьетнамская почтовая марка посвящённая диверсии на "Карде"

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

Лам Сон Нао слышал по радио, как эту операцию отметили и Хо Ши Мин, и Нгуен Во Зиап, и Нао был очень горд тем, что и как он сделал в этот раз.


До Тонкинского инцидента, который повлёк за собой открытое вмешательство США в вялотекущий внутривьетнамский конфликт, и его превращение в кошмарную войну на весь Индокитай с миллионами убитых, ковровыми бомбардировками, сожжёнными дефолиантами лесами и сотнями миллионов неразорвавшихся бомб, мин и снарядов, которые оставили после себя в Азии «силы добра».


На момент взрыва «Карда» война ещё даже толком не началась.


Вот только кроме Белого Дома и Пентагона об этом ещё никто не знал…


Лам Сон Нао продолжил свою службу диверсантом. В 1967 году агент южновьетнамской контрразведки вычислил его, и он был арестован.


Следующие пять лет своей жизни он провёл в тюрьме, в заключении, периодически разбавлявшемся вялыми и бестолковыми, не от того не менее болезненными пытками. Вытащить из него никакую информацию не получилось.

Лам Сон Нао в 1981 году, даёт интервью американскому телеканалу

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

В 1973 году его удалось освободить, и он вернулся к старому занятию. Его последней операцией был захват неповреждённым моста через реку Сайгон 29 апреля 1975 года, по которому вьетнамские войска прошли маршем прямо к Дворцу независимости — месту работы южновьетнамского президента.


Нао командовал спецгруппой, которая захватила мост и обезоружила его охрану. Впрочем, в те дни уже мало кто в его родном Сайгоне хотел по-настоящему сопротивляться.

Окончание войны. Вьетнамские солдаты и танки во "Дворце Независимости", пленные на земле тоже вьетнамцы, только южные. Сутками ранее эти войска прошли по мосту захваченному группой Лам Сон Нао

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

Взрыв авиатранспорта «Кард» сам по себе не имел ни стратегического, ни оперативного значения. По большому счёту, для американской военной машины это был укол.


Но из десятков тысяч таких уколов, в конечном счёте и сложилась победа Вьетнама в его долгой и жестокой войне за свою окончательную независимость.

Лам Сон Нао в своём доме в Хо Ши Мине даёт интервью агентству "Viet Nam News", 2015-й год

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард". Ч.2 Вьетнам, Вьетконг, Спецназ, Авианосец, Диверсия, 60-е, Длиннопост

https://topwar.ru/164173-specnaz-vetkonga-protiv-starogo-avi...