16

Спасибо деду за победу Империи! Отзыв о романе Джеймса Лусено «Таркин»

В свое время я вообще не успел прикоснуться ни к чему, что было связано с расширенной вселенной Звездных Войн, а потому новость о том, что ее обнулили, меня не расстроила, как многих других фанатов по всему миру. Даже не знаю, почему никогда не возникало желания к ней прикоснуться, хотя я являюсь большим фанатом первых шести эпизодов. Возможно, фильмы чувствовались настолько самодостаточными, что внутри ничего не шевелилось от понимания, что вот, гляди, парень, можешь узнать, как Оби-Ван стал падаваном Квай-Гона. Сейчас, повзрослев, я частенько сталкиваюсь с тем, что хочется видеть от новых продуктов любимых вселенных чего-то более глубокого и сознательного, и в итоге остаюсь разочарованным, потому что время идет, а ориентация на юную аудиторию не меняется. Единственное исключение, которое приходит в голову, когда франшиза все-таки взрослеет – это Гарри Поттер. Особенно в этом плане удивили «Фантастические Твари», которые, кажется, вообще не пытались привлечь новую аудиторию и работали исключительно на старую фанбазу – тех людей, что были сверстниками Гарри в «Философском Камне», а сейчас стали на 15 лет старше. Поэтому там мы спокойно наблюдаем сцены аля убийство темными магами семьи, включая маленьких детей, чтобы просто занять на время их жилплощадь. Со Звездными Войнами этого, увы, не случилось, и отчасти в этом виновата ее фанбаза, в свое время уничтожившая приквелы в том числе за попытки удариться в глубину вселенной и поговорить на темы устройства государства, политики и войны, уйдя со стези вестерна в космосе, где парни в белом бьют парней в черном. Ну а потом случилась покупка Диснеем – самой жадной и трусливой корпорацией на сегодняшний день, и то, чем стала новейшая трилогия… без мата описать это трудно (хоть мне, признаюсь, как вещь в себе, вполне зашел 8-й эпизод). Впрочем, даже при таком ужасном подходе к франшизе, иногда на свет появлялись отличные продукты. Я искренне люблю «Изгой-Один», и он отныне будет завершать мои марафоны пересмотра оригинальной трилогии и приквелов. Да и «Мандалорец» оказался вполне неплох, пусть и простоват. И вот, затаив дыхание в ожидании сериала про Оби-Вана (моего любимого героя во всей франшизе), я решил немного расширить кругозор и отрыть для себя новую Расширенную Вселенную, случившуюся уже после перезапуска Диснеем. К счастью, пока она не разрослась до каких-то совсем неприличных масштабов и у тебя есть шанс посмотреть на весь список литературы и не словить при этом инфаркт. Первый шаг в этом направлении, сказать по правде, я сделал еще несколько лет назад, когда прочитал роман «Потерянные звезды» Клаудии Грей. Аннотация обещала показать историю классической трилогии со стороны Империи, внести неоднозначность в происходящее, и подобный подход подкупал. По итогу… я прочитал «Сумерки», только в антураже Звездных Войн. Мир там тоже соответствовал духу классики и был черно-белым, а выступающая за Империю героиня просто, казалось, терпела собственное поехавшее окружение. Да и язык был простецким, что, с одной стороны, позволяло с максимальной скоростью усваивать текст, а с другой делало его совсем уж блеклым и безэмоциональным.


И вот, следующим ко мне в руки попал роман Джеймса Лусено «Таркин».

Питер Кушинг, сыгравший этого героя в четвертом эпизоде, в свое время сделал что-то невероятное. Создателям картины явно хотелось иметь в арсенале злодея, у которого есть лицо, чтобы контрастировать с холодным Вейдером, поэтому позвали маститого актера с большим опытом. И он затащил. Можно даже сказать, что в 4 эпизоде именно Таркин является главным злодеем и, пожалуй, единственным персонажем, который относится к Вейдеру не как к злобному властелину, который может в любой момент его задушить, а как к коллеге, с которым можно общаться на равных, а иногда и поставить на место. Даже как-то обидно, что судьба его оборвалась в том же эпизоде, и мы не увидели яркий имперский триумвират, действующий вместе. Впрочем, у этого подхода есть свои плюсы, так как в каждом новом эпизоде главной угрозой всегда становился кто-то новый, плавно подводя нас к пьедесталу с Императором. И как же чертовски рад я был увидеть цифровое воскрешение Таркина в «Изгое-Один», кайфуя на каждой сцене с его участием. Благо, мне очень повезло, и я на сценах с ним не словил эффект зловещей долины (вот с Леей в конце да, а с Таркином, на мой взгляд, все там в порядке). И вот, наконец, представился шанс прочитать про него отдельный роман. Звездные Войны вообще славны тем, что давали отдельные сюжеты чуть ли не каждому статисту из фильма. Из-за того, что роли многих героев там были довольно-таки малы, это дает авторам простор для фантазии, и для некоторых это пошло сильно на пользу (как, например, все тому же Таркину), а кем-то нас в конечном итоге так перенасытили, что потянуло блевать (привет, непонятно зачем воскрешенный Дарт Мол).


Перейдем, наконец, к самому роману. Надо сказать, что от внеочередного окунания в одну из самых любимых вселенных, я поначалу был в полном восторге, потому что роман дал мне то, чего я не ожидал в нем увидеть. Первую половину книги основной сюжет идет где-то фоном, и львиная доля повествования уделяется воспоминаниям Таркина о его взрослении и годах, предшествовавших Войнам Клонов. На читателя в эти моменты вываливается то, за что я так в свое время полюбил приквелы – тонны разговоров и рассуждений о Республике, галактической политике, экономике, необходимости формирования вооруженных сил, интересах сторон конфликта и всем таком прочем. Для меня, как для человека, сильно не погруженного в Расширенную Вселенную, многие подобные моменты стали настоящим откровением. Особенно понравилось то, что до самой битвы на Джеонозисе (конец 2 эпизода) происходящее в галактике напоминало скорее давку коммерческих интересов извне-вовнутрь, и фактически заканчивалось назначением выгодных лиц на нужные посты, и войны, которая для зрителя казалась неизбежным исходом, вообще почти никто не ждал и не понимал, при каких обстоятельствах она может понадобится, даже когда во Внешнем Кольце в противовес загнивающей Республике рождается Конфедерация Независимых Систем. А уж как грустно, зная события наперед, читать разговоры верхушки Империи о том, что Звезда Смерти настолько страшное оружие, что пускать его в ход никогда не понадобится, ооой... На фоне подобной проработки, конфликт из 7-9 эпизодов теперь кажется прямо-таки двойным ребячеством.

Несмотря на знатное происхождение, детство будущего гранд-моффа было совсем не сахарным. С 11 лет каждое лето родители отправляли его к деду на такие вот сафари, где еще не понятно, кто охотник.


Наличие киноосновы и большое количество принимающих участие в сюжете знакомых по фильмам героев также добавляет красок диалогам, потому что читать их про себя голосами дубляжа – это просто непередаваемый кайф, особенно учитывая, что разговоры тут, пусть и не слишком эмоциональные, звучат вполне адекватно, как будто их и правда произносят живые люди, занятые своей работой. Таркин, к тому же, в этой истории играет роль такого Космического Шерлока, и несколько сцен посвящены тому, как он, просто анализируя то, что видит, раскручивает такие схемы, о самом наличии которых ты иной раз и не догадывался. Очеловечивание злодеев только пошло им на пользу, потому что, надо признать, слишком уж часто Вейдера показывают, как рычащего монстра, а Императора, как постоянно ехидно хихикающего урода, который после получения власти, казалось, зациклился на эзотерике Силы и злодейском позерстве. Здесь что Таркин, что Вейдер, что Император, ведут себя, как люди, которые и правда могли бы править государством, а не палатой в дурдоме. Да и отношение к ним подчиненных показано вполне адекватно, и вас не будет тошнить от постоянного страха и лебезения. Такой подход к приданию объема, казалось бы, обычным «Повелителям Тьмы, мухаха!» я всецело одобряю, особенно если вспомнить, как позорно были выстроены взаимоотношения в идейно аналогичном треугольнике Сноук-Рен-Хаск в новейшей трилогии. Даже захотелось после «Таркина» прочитать что-то подобное про Саурона, например.


Приземленность в романе касается даже Силы и того, что с ней собирался делать Император. Лусено прописывает ему вполне материальную мотивацию, и духовные изыскания Императора даже капельку обеляют его (Спойлер: выясняется, что Палпатин не врал Энакину о том, что вместе в будущем они могут познать все аспекты Силы, чтобы научиться управлять жизнью, хотя в 3 эпизоде эти увещевания выглядели, как развод для получения над ним власти).


Когда же дело выходит за рамки диалогов, авторский стиль Лусено не сказать, что сильно радует. В романе описано множество дико интересных историй из прошлого Таркина, и во время прочтения часто воображение рисует дарковые картины, которые вы никогда не увидите в киноадаптациях (например, сцена с сожжением королевы пиратов путем отправки ее корабля в солнце), но у них есть одна проблема – это именно что пересказы историй, а не флешбеки. И из-за того, что рассказывание здесь чудовищно доминирует над показыванием, ты, как читатель, не чувствуешь себя участником происходящих событий, текст теряет тактильность и краски, превращаясь в сухой пересказ пусть и, повторюсь, реально интересных историй.


Вдобавок, сразу бросается в глаза, что для Лусено это далеко не первый роман по Звездным Войнам, и писал он его явно как «фанат для фанатов», потому что количество всплывающих в тексте названий планет, станций, моделей звездолетов, дроидов, оружия и населяющих галактику рас просто огромно, и зачастую не сопровождается никаким описанием, подразумевая, что ты и так знаешь, как все это выглядит. То есть мало того, что текст то и дело скатывается в статью вукипедии, так ее еще и под рукой желательно держать, чтобы на каждом непонятном названии загуглить объект, который воображение не нарисовало автоматом. Не знаю, является ли такое дрочево на внутреннюю терминологию правилом для всей сопутствующей литературы по Звездным Войнам (в тех же «Потерянных звездах», при всех ее недостатках, я такого не почувствовал), но для первого захода это стало для меня однозначным минусом.

Еще немного расстроило то, что после середины романа воспоминания Таркина практически полностью уступают место основному сюжету, который прямо скажем звезд с неба не хватает. Его можно описать буквально одной фразой: «У Таркина угнали личный корабль, и они с Вейдером носятся по космосу, чтобы его вернуть». Читая между строк, можно понять, какого черта подобной мелочью занимаются два самых высокопоставленных человека в Империи, но прямо скажем не совсем ясно, почему для сольника фигур масштаба Таркина, Вейдера и Императора была придумана настолько местечковая история, когда никто не мешал развернуться посильнее.


Так что, суммируя, роман держится на двух столпах – крутых историях Таркина про его деда и последние дни Республики, и на диалогах между крутейшим «триумвиратом зла». Это красивые два столпа, могучие, но они, к сожалению, ничего не держат. Я не жалею, что прочитал «Таркина», это практически образцовая работа с франшизой, и некоторые сцены из нее хотелось бы увидеть в формате фильма, но это явно не то произведение, с которого стоило начинать свой врыв в новую Расширенную Вселенную.


Еще больше рецензий в профиле или в группе вконтакте: https://vk.com/public192524799

Star Wars

4.8K поста10K подписчиков

Правила сообщества

Политика реального мира в любом виде запрещена.


Нарушение правил Пикабу внутри сообщества также может караться баном в сообществе.