Слово об автомобилях 5. "Черный доктор", часть 1
Продолжаю рассказ про авто-переделки времен СССР, и сегодня я предлагаю Вам взглянуть на еще один вариант переделок правительственных автомобилей. Тема достаточно большая, а потому мне пришлось разделить ее на несколько частей. Сегодня рассказ пойдет о Чайке в кузове универсал, как ее создавали и для чего она была нужна.
Автомобиль на базе ГАЗ-13, метко прозванный Черным доктором: Чайка ГАЗ-13С. Появлению этого автомобиля способствовали быстро стареющие и дряхлеющие члены политбюро ЦК КПСС и их статусность. Таких людей в больницу на обычной скорой не повезешь. Впрочем, сейчас все разберем по порядку.
В 1964 году, на базе Четвертого управления Министерства здравоохранения СССР была сформирована спецполиклиника для обслуживания членов Политбюро ЦК КПСС. К ней были прикреплены медицинские машины ГАЗ-12Б и ЗИС-110.
К началу 70х годов назрела необходимость обновления этого автопарка по причине его устаревания. Соответственно, встал вопрос, какой же автомобиль нужно создать? И тут, в 1973 году снова прошла реорганизация спецполиклиники, ее объединили с Первой больницей. Все это стало называться «Объединенная спецбольница с поликлиникой» Четвертого Главного управления при Минздраве СССР, а в народе Кремлевка. Ее клиентами стало всё высшее руководство нашей страны и стран соцлагеря. А значит, и новый медицинский транспорт должен был быть соответствующим.
Ранняя модификация ГАЗ-13С, обратите внимание, заднее окно еще целиковое с единым стеклом
В задачи создаваемого автомобиля входила только транспортировка важного пациента до Кремлевки. В принципе, на случай реанимационных действий, еще в 1964 году был разработан ЗИЛ-118А, именно медицинский, с подъемной крышей. Немного обгоняя историю скажу, что идею с этим автомобилем в качестве медтранспорта для первых лиц не прошла и помимо экспериментального, их было построено всего 2 штуки.
Крыша у этого автомобиля могла подниматься, для этого на фабрике музыкальных инструментов были заказаны специальные меха (как гармошка на Икарусе).
Гармошку сделали на фабрике гармошек ))
Но завести ее в этот проект все-же попытались. Есть байка или легенда, которая звучит так: для того, чтобы доказать медикам состоятельность "Юности", водитель-испытатель ЗИЛа Иван Лонтюшин, долетел от аэропорта "Внуково" до "Склифа" всего за 12 минут. Сделал он это правда пренебрегая ПДД, хотя и с одобрения московского ГАИ. Позже был сделан ЗИЛ-118КА уже с полноценной высокой крышей. Их было создано уже 8 штук (иногда пишут про 7).
Такой Вы можете видеть в фильме «ТАСС уполномочен заявить».
Все-таки «ЗА» создание медицинского автомобиля на базе лимузинов ключевую роль сыграло то, что он, находясь в кортеже, не должен выделяться. Это в современном кортеже присутствуют внедорожники и микроавтобусы, а в те времена правительственный картеж состоял исключительно из легковых автомобилей. Таким образом, на оба завода производителя автомобилей представительского класса ушло распоряжение о создании медтранспорта.
И вот еще одна особенность партийной номенклатуры: членам Политбюро ЦК КПСС по статусу полагались автомобили ЗИЛ, Чиновникам рангом пониже, «Чайки». Естественно, что медицинские автомобили для Четвертого управления Минздрава тоже соответствовали номенклатурной иерархии. Уточню: на заводе ЗИЛ работы по созданию своего «Черного доктора» шли независимо и примерно одновременно с разработками на РАФе (Черного доктора на базе ГАЗ-13 собирали на заводе РАФ, но об этом чуть позже). Впрочем, и о ЗИЛах я тоже расскажу, но уже в следующих постах.
На этом фото хорошо видно распределение автомобилей по статусу.
Но продолжу про ГАЗ-13. Новые автомобили должны были соответствовать статусу с одной стороны, и не привлекать внимания с другой стороны, а потому их цвет остался стандартным для представительских машин – черным. Ну и конечно, никакой санитарной символики. По той же причине в салоне появились ШТАТНЫЕ шторки. (это требование относилось и к машинам, создаваемым на ЗИЛе).
Ранняя модификация ГАЗ-13С, вид сзади.
Но почему данный автомобиль попал в мою подборку? А потому, что их переделывали из стандартных ГАЗ-13 на базе завода РАФ. То есть сначала Чайку полностью собирали на ГАЗе, а затем ее отправляли на РАФ для переделки.
Почему же так получилось? По одной из версий, с родного Горьковского автозавода, производство этих машин передали на другой завод из-за переполненности заказов и занятости освоением новых автомобилей для Советской армии. По другой версии, ГАЗовцы не хотели связываться с этим заказом и нашли официальную причину, чтобы от него отказаться.
Медицинский автомобиль в более поздней версии с разделенным задним окном.
Ещё по одной версии на Рижскую автобусную фабрику решили передать производство, так как у них уже был опыт массового производства санитарных микроавтобусов. К тому же, в Риге уже существовал цех малых серий с необходимыми мощностями.
В салоне автомобиля устанавливалась дополнительная перегородка.
Так или иначе, но РАФовцев никто не спрашивал, хотят они делать или нет. Просто пришло спец-письмо из ЦК с указанием построить на базе двух автомобилей «Чайка» санитарные машины по техническому заданию Четвертого Главного управления Минздрава.
Место для «клиента».
В отличие от «скорых» на базе ЗИСа, для создания медицинской Чайки было принято решение об изменении кузова на тип «универсал». И изначально проект предполагал высокую крышу, но такой вариант требовал серьезных изменений в конструкции кузова и от этой идеи отказались.
Вообще, помимо кузова и салона другие изменения в конструкцию автомобиля не вносились, кроме задней подвески – в нее вводили два дополнительных листа – и всего их получалось по десять. Это было необходимо из-за увеличения общей массы автомобиля вместо 2660 кг он стал весить более трех тонн.
ГАЗ-13С, первый прототип с пластилиновой надстройкой крыши.
Салон новой санитарки естественно был переделан. Установлена перегородка, отделяющая передний водительский диван от медицинской части. Левая сторона предназначалась медоборудования, также имелись кислородные баллоны и дефибриллятор. Запаска переехала из бывшего багажника за левую заднюю дверь. А на правой стороне салона устанавливались два пассажирских кресла для медперсонала.
Тираж таких автомобилей был невелик, их изготовили всего 20 штук. Санитарные Чайки делали малыми партиями, например, в 1979 году было построено всего 4 автомобиля. Надо отметить, что внесение таких изменений позволило рижскому заводу на получившиеся автомашины вешать свой шильдик RAF.
Выпуск этих аппаратов начался в 1973 году, ходя в некоторых источниках пишут, что первый экземпляр был выпущен в еще 1968 году.
За сим Все! Можете пинать!
Автомобильное сообщество
26.5K пост48.3K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.