4991

Скрытый монолит или Seagate Seatools – убийца флешек.

С новым годом мои дорогие подписчики и все остальные Пикабушники! С Вами опять Кот.


Новогодние подарки подарены, салаты съедены, а на работу ещё рано! Значит, есть время рассказать об интересных случаях из будней DR, благо неопубликованного материала накоплено прилично. Буду потихоньку публиковать. Пишу по памяти, часть фотографий сделаны на тапок, по этому не обижайтесь, могу чего-то и позабыть.


Летом написал мне один пикабушник (пожелал остаться анонимным), с проблемой. Запустил он утилиту «Seagate Seatools» для проверки своего диска, при этом забыл вынуть флешку. Флешка после такого неуважения взяла, да и приказала долго жить. А там…. да как обычно, вся жизнь и ещё половинка чужой.


Сначала сам не поверил в такие странности, с чего бы утилите для проверки дисков убивать флешку? Понимаю ещё, при неправильном использовании, можно потереть содержимое, но убить флешку… Чудеса, да и только, либо что-то недоговаривают.


Оказывается, чудеса случаются, и случаи такие не единичны, есть даже темы на «профильных» форумах flashboot.ru/forum/index.php?topic=61036.0 и www.usbdev.ru/f/index.php?topic=787.0 (Не знаю, можно ли тут публиковать ссылки на сторонние ресурсы, если не прав – дорогие модераторы, прошу меня простить и удалить ссылки.)

Видимо, программа какими-то командами портит служебку или фирмварю флешки при попытке получить от неё идентификаторы или ещё какую-то информацию.


Вот какой мне показали новопреставленную флешку + бонусом лапку кота пикабушника:

Пока флешка ещё хоть как-то определялась, но с нулевым объёмом, с неё успели снять идентификаторы через программу «Chip Genius»:


Description: [W:]Запоминающее устройство для USB(USB MEMORY BAR)

Device Type: Mass Storage Device


Protocal Version: USB 2.00

Current Speed: High Speed

Max Current: 100mA


USB Device ID: VID = 090C PID = 3000


Device Vendor: Silicon Motion,Inc.

Device Name: SM3255AA MEMORY BAR

Device Revision: 0100


Product Model: USB MEMORY BAR

Product Revision: 1000


Controller Vendor: SMI

Controller Part-Number: SM3257ENAA - ISP NONE

Flash ID code: ECD798CE - Samsung K9ABGD8U0B - 1CE/Single Channel [TLC-8K] -> Total Capacity = 4GB

Ну, в принципе, ничего страшного и смертельного. Флешка по фотографии не монолит. Внутри SM3257EN + одна микросхема памяти. Хотя память и TLC, но умерла флешка не из-за износа ячеек памяти, поэтому особых проблем с вычитыванием битовых ошибок не должно быть. Да и лапа котейки на фотке красивая. Как тут можно отказать? В общем, договорились о пересылке трупика мне.


Договорились летом, а отправить, уже остывший трупик, смогли мне только в ноябре. Ну да ладно, хозяин – барин.

Вот таким он предстал передо мной:

«Гм, обычная рекламная флешка, сейчас мы её раздербаним», - подумал я.

«А вот @#$%& тебе!» - подумал остывший трупик флешки.

Поддеваем пластик со стороны usb-порта, а там:

Упс! Внутри затаился страшный зверь - монолит.

Отправляю фотографии владельцу, объясняю ситуацию и утверждаю возросшую стоимость восстановления. Человек оказался адекватный, все вопросы решили быстро и без проблем.


Дальше всё по накатанной. Гладим пузико трупа наждачкой, располагаем его на «операционном столе», распаиваем проводами питание. На этот раз используем новый «операционный стол» под названием «Spider board» из комплекта комплекса «PC-3000 Flash»:

Этот адаптер позволяет обойтись почти без пайки при работе с монолитами. Пайкой подключается только питание и земля, а все остальные сигналы подключаются через специальные пружинящие иголки. По времени +- одинаково в сравнении с пайкой, но иглы позволяют подключиться к более тонким проводникам.

Расставляем иглы на монолит под микроскопом и подключаем адаптер к основному блоку комплекса:

После подключаем к компьютеру, запускаем комплекс, назначаем иглам определённые сигналы, пытаемся читать идентификатор микросхемы памяти. И получаем неизвестный идентификатор. Гхм… Попробуем пошевелить иголки, возможно не все хорошо контактируют. Шевелим пинцетом под микроскопом, снова подключаем и читаем идентификатор. Ура, идентификатор прочитан правильно. Читаем содержимое микросхемы памяти:

Дальше корректируем по ECC содержимое, перечитываем страницы с нескорректированными битовыми ошибками. Как и ожидалось, ошибок было немного и все они удачно скорректировались\перечитались.


Кто из коллег имел дело с «PC-3000 Flash», тот знает, что построение правильного графа преобразований и транслятора в нём частенько не такая уже и тривиальная задача. Поэтому, для начала, грузанём считанный образ микросхемы памяти в комплекс «Flash-Extractor». Благо там есть хорошо работающий мастер для сборки флешек на контроллерах SM3257:

Комплекс ругается на несоответствие объёма подсунутого образа и записей в его внутренней базе, но отрабатывает корректно:

ECC зелёное, микс собран, сборщик настроен. Давайте взглянем на то, как собралась флешка:

А вот и файлы. Проверка по сигнатурам выдала всего 2 битых файла, беглый визуальный осмотр показал, что есть ещё несколько битых картинок и одна битая презентация. Это уже хорошо, есть чем порадовать владельца, но давайте поборемся за битые файлы.


Переходим обратно в ПС-3000 и начинаем колдовать с графом преобразований. Пару-тройку часов колдовства над графом Дракулой и получаем вот такого кровопийцу:

хотя большая часть времени ушла на то, что бы я оттупил и догадался, что нужно проделать последний шаг с инверсией служебной информации страниц. После этого шага стали видны нормальные маркеры блоков, и заработал специализированный сборщик под контроллеры SM3257\55:

Теперь посмотрим на то, что у нас собралось:

Ну вот, другое дело, структура файловой системы видна. Сохраняем файлы, сравниваем с тем, что получили ранее. Все битые фотографии восстановились в полном объёме, а вот презенташка осталась такой же битой.

Засылаем результаты работ хозяину флешки, благо он уже очень соскучился по своим файлам. По результатам осмотра восстановленного пикабушник остаётся очень доволен, а в той презентации нет ничего важного, поэтому с ней можно не заморачиваться.

На этом восстановление можно считать завершённым.


Засим разрешите откланяться. В следующий раз расскажу историю про восстановление длиною в полтора года.


Если кому-то понадоблюсь – всегда welcome ко мне в вк odinokij_kot или в телегу @Odinokij_Kot

Сообщество Ремонтёров

8.1K поста44.1K подписчиков

Правила сообщества

ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:


Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont

К публикации допускаются только тематические статьи с тегом "Ремонт техники".

В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:

1. Оскорбления.

2. Реклама.

В остальном действуют базовые правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

И ещё интересно, бывают ли клиенты, которые согласны на работы, только если они рядом будут стоять и контролировать процесс, все спрашивать - что да как. Примерно как присутствие на родах, чтобы акушер не прыгал на животе роженицы для выхода младенца и прочих непотребств не творил, ну и если ошибся, чтобы знать об этой ошибке. Как поступаете с такими клиентами? Не берётесь? Берётесь и имитируете сложность и длительность процесса, чтобы клиент ушел и оставил Вас в автономке продолжать процесс? Беретесь и делаете всё при клиенте от и до по честному?

Тут подумалось, всё-таки идеальный для клиента вариант, это когда исполнитель, приступая к работам, врубает стрим и все его действия в режиме онлайн фиксируются без возможности редактирования, в этом случае фиксируется весь процесс, ошибки исполнителя, уровень компетентности проводимых работ, соотношение времени затрачиваемого на решение задачи с объективной необходимостью в этих затратах. Интересно, доживём ли мы когда-нибудь до такого?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Таких клиентов не было. Да и если человек ничего не понимает - что мешает косячить с каменным лицом?

Наблюдаю такое "желание" часто в автосервисах. Клиенты маниакально хотят присутствовать при ремонте машины. А зачем? Вы знаете технологию ремонта? Вы знаете какие болты с каким моментом надо закручивать?Вы знаете зазоры и допуски при ремонте?

Да элементарно замена сайлентблоков в рычагах подвески как происходит? Подняли машину, сняли рычаги, распрессовали старые резинки, запрессовали новые, закрутили все болты и гайки на место поставили машина на землю, отдали вам старые порванные резинки и добро пожаловать в кассу. Что тут замечено неправильного? Несведующиму человеку - ничего. Мастер красиво открутил, показал порванные резинки и тд.

Лично я заметил главный косяк! Подвеску нельзя собирать навесу! Максимум наживить, а затягивать уже на земле на яме, иначе сайлентблоки работают неправильно и через пару месяцев опять порвутся. Затяжка подвески должна производиться динамометрическим ключом с конкретными моментами, а не пневмогайковёртом. При закручивании хорошо бы ещё смазать некоторые резьбовые соединения медянкой, а некоторые посадить на фиксатор резьбы. И таких нюансов огромное множество. И не зная их смысл смотреть?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас даже мало-мальски приличном автосервисе надо самому присутствовать, и вовремя давать пинки и подзатыльники "мастерам", для того чтобы не осталось лишних запчастей, всё нормально сделали, и прикрутили как надо.

А еще лучше, дать "мастеру" фирменный мануал по ремонту, или на худой конец

книжку от Третьего рима, желательно с картинками, т.к. читать они не умеют :-)

Иначе они будут курить, пить чай, помогать друг другу: там подержи, здесь подай, тут посвети, и.т.д. но никак не заниматься вашим авто.

Причем не важно, официалы или ара-сервис, везде будут тянуть кота за хвост,

и делать все спустя в рукава, даже за 100500 денех :-(

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
книжку от Третьего рима
Только ЗР! В Третьем Риме какие-то плебеи книжки пишут...
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже Третий Рим не люблю. Как то раз у них на такие фэйлы с моментами затяжки наткнулся.... Теперь только первоисточник, только родные сервисные мануалы.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Были такие в практике. Так как работаю в основном с дисками, первая проблема - конфиденциальность. На одной станции одновременно может выполняться несколько задач. Лаборатория небольшая, поэтому диски других клиентов лежат там же. Работа в присутствии (а с флеш еще более актуально) осложнена тем, что за 3 минуты редко что можно решить, а это просиживание многих часов и дней рядом с клиентом без возможности заняться чем-то еще. А у инженера всегда полно работы.

То есть, по моим самым скромным прикидкам, простая замена головок в присутствии должна стоить примерно в 25-30 раз дороже, чем без присутствия.

На тему стрима - пытался как-то стрим сделать по уже выполненной работе, с подготовкой, в итоге получасовой повтор работ вылился в два дня подготовки, и то с ошибками получилось... Потому что сделать идеально, с правильными выводами с первой попытки - сложно, часто идет проверка предположений, а они далеко не всегда верны.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку