Ситилинк и мои с ним бодания. Но и не только мои

Прочитал вот это

Как Билайн обманывает с "Безлимитным интернетом" своих клиентов

и торкнуло.

Про обман большими компаниями маленьких людей.

Сначала чужое. Ибо тронуло!

Начну с того, что ехал я встречать человека весной в аэропорт на аэроэкспрессе.

И проворонил начало разговора двух ребят.

Потом сделал подлое дело. Записал их беседу, вернее монолог на диктофон.

Каюсь, грешен.

Сижу, слушаю и со слов печатаю сию грустную историю.

Предупреждаю сразу. Будет лютейший длиннопост! Но "презабавнейший". Думал транслировать или нет. Решился только после очередного пинка и то не мне, а челу, отписавшему на Пикабу

Чел отработал в Ситилинке более четырех лет и собрался уходить. Я пока слушал, думал, почему он раньше то не сбежал?! Хотя... Морковка перед носом в виде зарплат и бонусов. Сам бы наверное повелся.

Записывать начал не сразу, потому как в своих думах ковырялся.

Поехали, опишу, как будто этот тот чел говорит:

Условия работы отличаются от магазина к магазину. Где-то есть возможность покурить, выйдя из торгового зала - и об этом надо предупредить старшего продавца. Где-то такой возможности почти нет. Где-то есть место, где можно поесть. Где-то иди, ищи кафешку на улице. В основном люди приносят еду с собой, потому что это дешевле. Отпросился, быстро за 15-20 минут сгрыз принесённое - и назад, на рабочее место. Очень редко, в маленьких коллективах, есть возможность с утра выпить чай и ещё что-то схомячить в конце дня. Туалет - аналогично столовой. Своего почти никогда нет, приходится бегать в тот, что есть где-то рядом. Шкафчики обычно есть, но не обязательно. В крупных магазинах в торговом же зале продавцы переодеваются за ширмой, прямо при покупателях. Ширмой обычно работает реклама магазина же. Мальчикам-продавцам в этом отношении попроще, чем девочкам. Ведь основная форма - футболка или что-то аналогичное.

Если магазин работает с 10 часов утра - самое позднее ты должен прийти к 9:30. Опоздал - штраф. Если на тебя надо надавить - пишешь объяснение, почему опоздал на минуту. Если ты старший продавец - обязан прийти раньше всех остальных. Пришёл - начинай убираться, готовить торговый зал и прилавки к рабочему дню. В 22 часа магазин закрывается. Обычно ещё несколько минут убираемся, до получаса. Если ты старший - ты уходишь последним.

Сколько можно посидеть в торговом зале за 12 часов открытого магазина? Нисколько. Везде в торговом зале стоят камеры, которые постоянно отслеживаются руководством и теми из сотрудников, кому приплачивают за стукачество. Если на скриншоте ты сидишь или тебя нет в поле зрения - тебе повезёт, если отделаешься только депремированием.

В среднем в месяц продавец работает 22 рабочих дня по 13 часов каждый, то есть 286 часов в месяц. Рабочий на заводе работает 22 дня по 8 часов, то есть 176 часов в месяц. При этом у него больше свободного времени и выходные он проводит с друзьями, а не отсыпаясь в рабочий для других день и работая в праздники и выходные. Никакие законы и постановления правительства на тебя не действуют.

Как мило пошутил однажды топ-менеджер Ситилинка:

- Жаль, что магазины работают не круглосуточно, да ещё у вас и выходной 1 января!

Каждый другой день, кроме 1 января - рабочий.

Где-то в магазинах 6 продавцов, где-то 8, а где-то 4. Это всего столько. Проблема выходного дня отсутствует, поскольку выходной скользящий. При 6 продавцах можно сделать схему "2 дня по 8 часов с утра, 2 дня по 8 часов с середины дня, 2 дня выходных". За три года я об этой схеме только слышал, и ни разу в ней не работал. В лучшем случае было "2 дня по 12 часов постоял, сутки полежал, сутки отдыхал, и снова на работу". Персонала постоянно не хватает, берут кого попало, поскольку отдел кадров не делает ничего. Дали запрос, что срочно нужны продавцы с опытом, хоть подрабатывающие таксистами в поисках работы - в ответ три недели кадровички присылали только таксистов без опыта работы продавцом. Конечно, больше недели ни один из них не выдержал.

Если привезли товар в магазин, в котором прилавок и склад объединены в одном помещении (во втором помещении торговый зал), а вас в смене 2 человека, то один весь день работает на продажах. Второй таскает товар, все 4 (а порой и 8 или больше) кубов. Сначала затаскивает из фуры на приёмку, потом принимает, потом раскидывает по складу по каким-то правилам. Да, никакой ошибки: 4-камерные холодильники и 60-дюймовые телевизоры, десяток кубов - в одиночку. И если ошибся в размещении - депремирование.

Зато всё это время деньги зарабатываешь не ты, а другой. А ты будешь зарабатывать продажами в следующий раз, когда он будет таскать кубометры товара.

Заработок делится на 5 частей.

Первая: собственно зарплата. Она очень большая, около 20 тысяч. Это официальная часть, платится "в белую", на карту карманного "Байкал Банка". Сейчас он банк "Реалист", до этого успел побывать "Восточным" и "Байкал Инвест" - и всё это время не менял логотипа, на котором две дырки. Снять деньги по истечении месяца, сменить пин-код, оплатить что-то их "Визой" (которой нельзя заплатить за товар из-за границы) - плати сверху. Поэтому после перечисления денег сотрудники первым делом снимают их через ближайший банкомат "зелёного" банка, в котором некоторое время можно снять без комиссии.

Вторая часть это премия: в среднем 2 копейки со 100 рублей, что "ты" продал клиенту. Как узнать, что ты продал, а не другой? На торговом терминале вводится твой уникальный код продавца. Не ввёл код - покупка совершена клиентом, а не с твоей помощью, и ты ничего не получишь. Тем "лучше" относятся продавцы к тем покупателям, которые час требуют анализа, какой чайник лучше - за 1500 или 1600 рублей, а потом просят ничего не вводить на терминале. Такой покупатель пожалел 30 копеек с этой покупки продавцу, тем более что эта сумма заложена в цену. Плюс порой не срабатывает терминал, а ты работал, и... деньги уходят Ситилинку. На моей памяти ни разу жалоба на тему терминала, не показавшего твою работу, не была удовлетворена. Все продавцы уверены, что это делают нарочно по команде от айтишников, ибо такая проблема одновременно начинается по всему региону обычно.

Третье. Есть собственные торговые марки, СТМ. То есть эта марка принадлежит Ситилинку (точнее - головной конторе под названием "Мерлион"). Тут бывает от 2 до 5 рублей со 100 рублей продажи. Естественно, что если покупатель приходит с желанием купить телевизор Sony или Samsung за 100 тысяч - продавец вывернется наизнанку, доказывая, что СТМ такого же размера лучше, хотя и стоит в 2 раза дешевле. Потому что за желание покупателя он получит 200 рублей премии, а за Hyundai или TCL - уже 1000-2500 рублей. Справедливости ради, качество ниже топа обычно совсем немногим хуже, а вот цена порой и в 3-4 раза меньше.

Четвёртое. Есть такой вид товара, как страховки. Они и к товару, и к дому применимы - на год, на два, на три. Нет, вещь хорошая, реально работающая, но не удивляйтесь активности продавца, который не ленится объяснять вам, зачем её нужно взять: со 100 рублей такой страховки ему в карман падает от 5 до 50 рублей. Если учесть, что средняя стоимость страховки обычно составляет 500 рублей, то это немаленькие деньги для продавца, пусть он продаст и всего пару штук в неделю.

Пятое и самое отвратительное. Премия даётся не просто так, а высчитывается в процентах от выполнения плана. Выполнил на 100 - получи всё положенное. Выполнил на 90 - получи половину. Выполнил меньше, чем на 90 процентов - не получишь ничего, кроме 20 тысяч на карточку. Хотя нет, получишь - предложение написать заявление по собственному с открытой датой. Отвратительно не то, что есть обязанность выполнить план, а то, что это валится на всех продавцов вместе. То есть если один не тянет, то денег не получают все. Поэтому старшие продавцы стараются раскидывать продажи на всех в месяц, а потом уже между собой отдаются деньги тем, кто тянет.

Сколько в итоге получает продавец? В зависимости от своего умения продавать. Кто хорошо это умеет, получает около 50-70 тысяч, то есть по 200 с небольшим рублей за час работы. Рабочий на заводе получает больше в час, чем продавец в Ситилинке.

Нет, есть классные продавцы! Они получают и 100, и больше тысяч в месяц. Но вот в конторе, где классные продавцы нужны - они получают намного больше, при работе в лучших условиях. Так что, если они выросли в супер-профи, то и работают они в Ситилинке не очень долго.

Отношение к работникам. Вся схема работы Ситилинка придумана для того, чтобы нагрузить молодых, которые думать и считать не умеют. Для каждого продавца сущестствует замануха "ты станешь старшим продавцом!... ты станешь управляющим магазина!..."

Старшим продавцом, знающим своё дело, стать несложно. Есть профобучение, и если к нему приложить понимание и усердие - ты вырастешь. Старшему доплачивают 5 тысяч в месяц, но его имеют за всё. За грязь, что не видно; за нерадивого, что не пинаешь; за невежливость по отношению к тому, кто прямо кроет тебя матом; за уставшего продавца, за ПМС продавщицы, за бумаги не на своём месте и за отсутствие света на рабочем месте... Старшие горят на этой работе и тоже уходят.

Управляющим не станешь. Люди, которые работают в этой системе уже десяток лет, остаются незаменимыми на своей рядовой должности, ибо заменить их буквально некем. Текучка кадров жуткая, из десятка новых нанятых до конца года дорабатывают в лучшем случае 2 человека. Управляющими в основном становятся варяги, ибо таково желание управляющей компании. Плюс управляющих теперь стараются назначать не по 1 на 1 магазин, а сразу на несколько. Качество торговли падает, но это никого из менеджеров УК не волнует: главное, как он составит месячный отчёт, что именно у него всё классно.

А как оно на самом деле?

Пьяный покупатель решил покуражиться над тихим вежливым продавцом. После удара в лицо и предложения выйти разобраться - продавец не выдержал и согласился. Избитый в фарш и кровь покупатель вызвал полицию, а там под запись на видеокамерах торгового центра, что первым бил он. Итог? "По примирению сторон".

Старший продавец ждал три года вакансии управляющего. Ему предложили открыть новый магазин с нуля, и там работать. Зарплата его, как продавца, была около 80 тысяч, на время открытия предложили 40 тысяч, но потом будет больше, ты только работай!... Три месяца он работал и даже порой жил на этой смеси стройки и склада, лично отбирал продавцов и кладовщиков, обучая их всему. В первый день открытия своего магазина был уволен генеральным директором после того, как сотрудник-новичок не предложил гендиру на входе одеть маску.

Был гениальный продавец. Стал прекрасным старшим продавцом. В одиночку давал от 50 до 80 процентов всего оборота магазина. Позвали в Москву, здесь также выдавал рекорды. Поставили в качестве эксперимента управляющим. Первый месяц средненько, второй тоже, третий как-то не очень... с позором уволен, отослали обратно в его город, с запретом брать на работу.

COVID это было нечто.

Когда понадобилось продолжать работать после объявления локдауна в марте 20 года - компания мгновенно накупила сначала туалетной бумаги, потом бинтов, потом мыла и химии, гречки и макарон, а чуть позже и хреновые, но маски появились в продаже. Всё для того, чтобы объявить "мы торгуем крайне необходимыми населению предметами личной гигиены и продуктами первой необходимости, значит дайте нам статус, приравненный к медицинскому учреждению и пропуска каждому сотруднику". Статус дали, продавцы смогли безопасно добираться на работу, не опасаясь драконовских штрафов со стороны полиции. Если не боятся заразиться из-за проходного двора в магазине.

Компания объявила, что за работу в период локдауна будет выплачиваться среднемесячная зарплата. В итоге выплатили 25 тысяч за постоянное нахождение в масках и перчатках (20 на карту, 5 в конверте). Причина: у компании сейчас сложный период, надо понять и подождать, позже всё будет компенсировано. Конкуренты закрывали магазины, Ситилинк вырвал себе ещё кусок рынка, а о компенсации, после окончания локдауна в конце июня, сказали даже и не вспоминать.

"Тайный покупатель" (внутренняя служба безопасности) час просил продавца показать ему на терминале то тот, то этот товар. В какой-то момент терминал заглючил, и продавец на секунду спустил с пальца перчатку, чтобы нажать на экран. На фотографии "покупателя" продавец с голым пальцем. Уволили через 15 минут.

Заболевшего COVID сотрудника, которому выкатили карантин 3 недели, пожалели в глаза (ну, мило и дружелюбно поговорили по по телефону), уволили сразу после разговора и запретили принимать обратно в любой другой магазин.

Другого сотрудника, почти три месяца сидевшего как суслик на даче, допустили к работе в июне, как ни в чём не бывало. Хотя де-факто это было прогулом.

И подобных случаев было много, очень много, но я говорю только то, чему был свидетелем лично.

Перспектива стать управляющим - такая же расстрельная должность, как и любая другая в магазине. Ты не работник управляющей компании, то есть ты не менеджер. Тебя точно так же снимут в любой момент по любой причине. Пришёл менеджер из УК, которому надо пристроить своего родственника или друга - и начинает водить жалом: а какой из магазинов "повкуснее", куда пристроить своего человечка?

Вот и мне предложили стать управляющим. Я подумал, и понял, что пора искать другую работу. Здесь хорошие парни работают, на твоём уровне... но любому, кто выше тебя, на тебя плевать. И я не хочу оказаться у разбитого корыта по сиюмитнутному желанию того, кто сам почти ничего и не умеет, кроме как оправдываться в отчётах.

Понимая сейчас, уже уволившись из Ситилинк и перейдя в другую компанию, где своих работников уважают, ценят, берегут, где есть квартальные премии и ДМС, ничего править не хочу. А вот дополнить, после сообщений о кратковременных арестах руководителей Мерлиона и отказе Сбербанка покупать убыточное предприятие, надо бы.

При открытии нового магазина его сотрудникам для повышения мотивации предлагаются повышенные коэффициенты, позволяющие зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц. С нового финансового года (апрель), если прошло больше полугода с момента открытия магазина, коэффициенты рубятся, опуская мотивацию персонала. К третьему году работы магазина квалифицированный и обученный продавец получает примерно треть от заявленных возможностей, и ищет, куда бы уйти. Новых продавцов без опыта набирают управляющие без опыта, и первое, что такой сотрудник получает для повышения лояльности компании - предложение вместе с заявлением на трудоустройство написать и заявление на увольнение с открытой датой.

Смотрю на магазины, в которых проработал четыре года и горько смеюсь. Чего раньше не ушёл?...

Следующим будет и мой рассказ про бодания, закончившиеся более-менее прилично.


Как Билайн обманывает с "Безлимитным интернетом" своих клиентов