Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

«Системно проблема не решается»: в чем сложности обучения детей мигрантов в российских школах?

«Системно проблема не решается»: в чем сложности обучения детей мигрантов в российских школах? Школа, Новости, Образование, Длиннопост, Telegram (ссылка)

В феврале 2024 года депутат Госдумы Михаил Матвеев озвучил проблему обучения детей мигрантов в школах и предложил ввести для них обязательный экзамен по русскому языку.

Свои предложения он направил в администрацию президента, правительство и другие ведомства. В частности, он посчитал нужным отказывать детям в приеме в школу, если они не владеют русским языком «в достаточной мере».

«Нельзя перекладывать их проблемы на российские школы, парализуя их наплывом мигрантов. И дать безусловное право директорам отчислять иностранцев за плохое поведение и агрессию», — писал в своем телеграм-канале Михаил Матвеев.

О похожих проблемах на встрече с президентом говорил Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме.

«Приехали ребята из Средней Азии — русский язык не знают. Учительница первого класса говорит: эти — хорошо, хоть во второй класс переводи, а эти по-русски не говорят, ни те ни другие не в состоянии учиться. Нам надо продумать меры», — отметил политик.

Почти спустя месяц Матвеев получил ответ Министерства просвещения. В ведомстве ответили, что вступительный экзамен на знание русского языка для детей мигрантов в школах приведет к ограничению их прав и нарушению принципа равных условий приема для всех поступающих, закрепленных в Конституции РФ.

В министерстве добавили, что ведут «системную работу по социальной, культурной и языковой адаптации» детей иностранцев. В частности, в учебный план могут добавлять дополнительные дисциплины по изучению русского языка.

АСИ обратилось к комитету «Гражданское содействие» (признан иноагентом), который помогает беженцам и мигрантам, чтобы разобраться, как можно организовать обучение иностранцев в России.

Адаптивные классы вместо отсеивающего экзамена

Статья 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование». Экзамен, который предлагал ввести Матвеев, нарушал бы это право, поскольку позволял бы отказывать части детей в доступе к образованию, говорит Софья Исмаилова, координатор программы «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие».

«Другой вопрос, если бы мы говорили об экзамене для определения уровня владения русским языком. Ребенка бы все равно брали в школу, а на основе результатов экзамена принимали решение, готов ли он сразу учиться в общем классе или ему нужно дополнительно изучать русский как иностранный», — добавляет Софья.

В комитете поддерживают создание адаптационных классов: в них дети иностранцев могли бы изучать русский язык как иностранный и проходить основные предметы школьной программы, а уже потом — вливаться в общий класс.

При этом на уроки физкультуры или ИЗО (где знание русского языка не так критично) дети иностранцев могли бы ходить вместе с другими классами. Это позволило бы школьникам быстрее социализироваться и выстраивать контакты со сверстниками. Когда уровень владения русским языком повысится, дети смогут перейти в общий класс по всем предметам.

Такой опыт в России уже есть: например, адаптационный класс несколько лет назад открыли в школе № 33 поселка Аэропорт в Волгограде. В учебный план школы был введен специальный предмет «Учу русский язык». К концу года все школьники научились читать и правильно произносить звуки.

«В целях оптимизации можно создать такие классы, объединяющие несколько школ, чтобы не выделять отдельный класс под несколько детей-инофонов», — отмечают в комитете.

Роль учителя

Сложность в том, что бесплатных государственных общедоступных курсов по изучению русского языка как иностранного для мигрантов нет. Есть платные курсы, благотворительные инициативы, но это — частные случаи, говорят в комитете.

«Это капля в море, они не могут закрыть потребность. Системно проблема недостаточного владения русским языком для интеграции в наше общество не решается», — говорит координатор программы «Доступ к образованию».

Но даже если в школе есть учитель, владеющий РКИ, на него может ложиться чрезмерная нагрузка. Например, если в классе очень много детей иностранцев, учителю будет сложно. К каждому ученику нужен свой уникальный подход.

«Мы можем привести пример московского района Люблино, который и так густонаселен, так еще там живет много иностранных граждан. Наложились сразу две проблемы: из-за безответственной градостроительной политики бурным темпами строится дешевое жилье, а школ и детских садов не хватает.

Из-за этого существующие школы перегружены, классы слишком большие, образовательный процесс страдает. Эта проблема должна решаться также системно, нельзя сваливать вину на детей, которые недостаточно хорошо говорят по-русски», — говорит Софья Исмаилова.

В чем сложность получения образования для детей иностранцев?

Проблемы с языком — не единственные. Часто беженцы сталкиваются с тем, что в целом не могут устроить ребенка в школу из-за отсутствия регистрации. Это незаконно, но такая практика есть, говорят в комитете.

«Формальные причины для отказа — это отсутствие свободных мест или предоставление неполного пакета документов. При этом проверить наличие или отсутствие мест в школе невозможно, так как эта информация не обновляется регулярно.

«Пусть учится в своем Узбекистане»: суд признал законным отказ принять сына беженца в школу Подробнее

Даже если мест нет, местный орган управления в сфере образования по закону должен предоставить альтернативу, но это тоже чаще всего не происходит», — говорит Софья Исмаилова.

В комитете считают, что требование регистрации детей при устройстве их в школу должно быть отменено, поскольку это незаконная практика.

А еще — проблему со школами нужно начинать решать еще раньше, на этапе приема детей в детский сад. Чем раньше ребенок попадет в общество других детей, тем легче ему будет изучить язык, а значит — без проблем влиться в класс.

Ссылка на оригинал

https://asi-org-ru.turbopages.org/turbo/asi.org.ru/s/2024/04...

Русские в Большом городе

125 постов94 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе категорически запрещено:

1. Оскорбление других пользователей (в любой форме).
2. Проявление нетерпимости к людям другой национальности, расы и вероисповедания.
3. Размещение постов и комментариев о   жести и клубнички.
4. Некорректные комментарии, флуд, провокации, истерические высказывания и негатив в пустоту.
5. Нарушение правил "Пикабу".
6. Пропаганда национализма, расизма, ЛГБТ, педофилии, жестокого обращения с животными, пропаганда наркотиков. Участники заносятся в черный список без дополнительных пояснений и предупреждений.
7. В сообществе не размещаются баяны/повторы намеренно (значит БМ "молчал").

Пожалуйста, избегайте флуда и оскорблений, а также соблюдайте остальные правила сообщества. Помните, что нарушения могут привести к блокировке аккаунта. Благодарим за понимание и соблюдение правил!