Школы и традиции тибетского буддизма

Нинма – самая древняя школа тибетского буддизма. Её доктрины восходят к эпохе раннего распространения буддизма. Это некий прототип первоначального индийского буддизма, каким он прибыл и был распространён в Тибете Бадмасамбавой и другими великими Учителями в IX веке. Линия преемственности школы Нинма до сих пор чиста и непрерывна. Последователя данной школы называют нинмапа. В ритуалах они надевают красные головные уборы, за что в народе их называют «красношапочники».


Сакья – древняя школа, тоже одна из основных в Тибете. Произошла она от индийского махасидха Вирува. Основателями считаются Брогми (993-1050) и Гончок Гьяльпо (1034-1102 гг). Школа «Пути-плода» (как её по-другому называют в текстах) наибольший расцвет и распространение получила при третьем иерархе Содном-Цзэмо (1142-1182гг). Его племянник Гунга Жалсан (1181-1251 гг) стал величайшим учёным школы Сакья. Он был признан как высочайший авторитет в учениях данной линии. Им написано много учёных трудов, его при жизни стали называть Сакья Пандита (Учёный из Сакья). Он был приглашён в Китай монгольским императором Годаном, внуком Чингис Хана, где стал высочайшим Учителем при императорском дворце. Интересно отметить, что многие сакьяские иерархи не принимали монашества, однако получали высокое образование и достигали величайших реализаций в практиках. Посвящения и учения они передавали по наследству. К примеру, старший сын младшего брата Сакья Пандиты Догон Чогьял Пагба (1235-1280 гг) стал первым правителем Тибета. Он был наставником императора династии Юань – Хубилай хана, по просьбе которого он составил алфавит монгольского квадратного письма, ставший известным как алфавит Пагбы ламы. После этого император дал ему в правление все три провинции Тибета. Таким образом, школа Сакья в лице своих иерархов, начиная с 1253 года, управляла страной в течение века. Линия преемственности Сакья по-прежнему непрерывна и чиста. Последователя данной школы называют сакьяпа. В настоящее время её возглавляет Сакья Тэнзин.


Кагью – тоже древняя и основная школа. Изначальным источником школы является Будда Ваджрадара. Восходит к махасидхам Наропе и Майтрипе в начале XI века. В Тибете эту школу основал Марпа (1012-1099 гг), у которого было четыре главных ученика: Нон-тон Чойку Дорже, Цур-тон Ванно, Ме-тон Цонпо и Миларепа. Одним из самых известных тантрических учений, которые Марпа привёз из Индии в Тибет, являются Шесть йог Наропы. Последователя данной школы называют кагьюпа. В различных ритуалах они носят разного цвета головные уборы, среди которых есть и красные. Поэтому, иногда их называют тоже «красношапочниками». В настоящее время школу возглавляет Кармапа. Линия преемственности школы Кагъю по-прежнему непрерывна и чиста.


Гелук – самая многочисленная школа буддизма в Тибете. Основал её лама Цонкапа (1357 – 1419). Он обладал феноменальными способностями. Его биография весьма известна. Он изучил многие сутры и тантрические практики, провёл множество затворов. Самый длительный продолжался 4 года. В них совершил, пожалуй, рекордное количество простираний и подношений мандалы. Известно, что им совершено три с половиной миллиона простираний. Цонкапа написал 210 научных трактатов, собранных в 20 томах. Установил новый церемониал, придав торжественность и пышность ритуалам. Ввёл новое одеяние для монахов с жёлтыми головными уборами. Утвердил главный ритуал – празднование Нового лунного года с продолжительным чтением молитвы Монлам Ченмо. Непосредственно им самим или под его влиянием было построено множество монастырей и храмов. Усилена монашеская дисциплина. Цонкапа возродил очень древнюю буддийскую практику государственного оракула. Последователя данной школы называют гелукпа. В народе их называют «желтошапочниками». Тогда школа Гелук сразу распространилась во всей Монголии. Сейчас гелукпинские монастыри и храмы преобладают в Тибете, в Монголии и в России. Школу гелук возглавляет настоятель монастыря Гандан, который основан самим Цонкапой. Линия преемственности также непрерывна и чиста.


Школа Чод – это особая форма тибетской йоги, разработанная Падампа Санже и его ученицей Мачиг Лабдон в XI веке. Чод переводится как отсекание. Имеется ввиду отсечение привязанности к «Я» вместе со всеми загрязнениями, которые являются корнем сансары. Практика осуществляется визуализацией подношения собственного тела (люжин) тем, перед кем имеются кармические долги, например, духам животных, плоть которых когда-либо поедалась. Эта йога основана на сутре Праджняпарамиты и философии Нагарджуны. Данная школа получила большое распространение. Даже ушла к индийским буддистам. Это единственная практика за всю историю буддизма, которая пришла из Тибета в Индию. Изначально существовало два вида школы Чод: по Чод (мужской) и мо Чод (женский). В настоящее время отдельной линии этих школ нет, но её учения практикуются во всех школах. Йогина, занимающегося практикой Чод, называют чодпа. В Бурятии школу чод произносили как Жод, а практиков – жочин лама.


Школа Чжонан была основана Юмо Микью Дорже, который был великим Учителем Калачакра тантры. Затем держателем этой линии был Кунпан Тугдже Цонду (1243-? гг). Он построил первый монастырь, ставший источником учений Чжонан. Его великий ученик Долпо Шираб (1292-1361 гг) стал весьма знаменитым учёным. Он проповедовал философию Парашуньяты (Жен-Тон). Написал несколько текстов, среди которых «Кабду Жева» - четыре сжатых изложения, который является чисто тибетским вкладом в развитие философии Мадъямики (сватантрики). Последователи – чжонанпы устраняют омрачения сознания и достигают абсолютного состояния посредством практики Шести йог Наропы. Среди многих именитых последователей данной школы был и Таранатха. Кстати, его перерожденцы в последующем будут Богдо Гэгэнами. В XVII веке из-за разногласий и противостояний со школой Гелук, Чжонан практически прекратила своё существование в центральном Тибете, но сохранила свою силу в восточном вплоть до нынешнего времени.


У истоков школы Кадам стоял сам Атиша (982-1055 гг), великий индийский учёный. В Индии он был настоятелем монастыря Викрамашила, одного из трёх величайших обучающих буддийских центров. По приглашению правителей Тибета он прибыл туда в 1042 году. Пробыл там 17 лет до самой своей кончины. Формальным создателем школы Кадам считается его ученик Дромтонпа (1005-1064 гг), который основал монастырь Радэн. Атиша написал много текстов и трактатов, самый известный это «Светильник на Пути к Пробуждению». Как отдельная школа она не просуществовала долго, потому что большая часть её последователей (кадампа) были отшельниками или бродячими проповедниками и не строили монастырей. Основные учения Кадам позже перешли в Гелук. Гелук даже называют не иначе, как новый Кадам. Школа Кагъю тоже говорит, что их учения являются слиянием учений махамудры и Кадам. Всё же за то короткое время существования было построено несколько монастырей. Наиболее почитаемым считался Ньетан, основанный в 1052 году и в котором скончался Атиша. В Радэне было богатейшее собрание древнеиндийских рукописей. В Сампу работали великие переводчики Легой Шираб и Лодон Шираб. В Нартанге, основанном в 1153 году, служили великие учёные, летописцы и переводчики, такие как Будон, Риграл и многие другие. Именно они собрали и систематизировали великий 108-томный канон Ганжур и 225 томов комментариев к нему Данжур, затем выпустили его первое издание.


Школа Дзогчен (Великого Завершения) по одной версии считается частью школы Нинма, а по другой – самостоятельной школой. Дзогчен произошёл из страны Уддияна от Видьядхары Прахаршаваджры. В Тибет это учение привезли великие учителя Вайрочана и Вималамитра, а по другим данным – сам Бадмасамбава. Явно или скрытно учение Дзогчена практиковали многие видные тибетские мастера всех школ буддизма, впрочем, также и древнейшей религии Бон. Наиболее известными были, пожалуй, это третий Кармапа Райчун Дорже и пятый Великий Далай Лама, который даже утвердил в провинции Кам особые Дзогчен монастыри.


Это самые большие и известные школы или традиции тибетского буддизма. Наиболее известны из них четыре: нинма, сакья, кагъю и гелук. Мною использован материал из книги «Буддизм. История, каноны, культура» Серафима Сидорова.

Школы и традиции тибетского буддизма Буддизм, Тибетский буддизм, Длиннопост
Школы и традиции тибетского буддизма Буддизм, Тибетский буддизм, Длиннопост

Источник

Духовные практики Востока

1.9K постов1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.