Шарлатан Шён
Не подгонял цифры на лабах и практикумах — считай не учился. Наш сегодняшний персонаж возвел это искусство в абсолют и навертел не только своих преподов, но и все научное сообщество. Ян Хендрик Шён приобрел мировую известность, он публиковался в престижных журналах, получал премии и гранты, но, как обычно бывает, погорел на мелочах. Читаем и мотаем на жиденькие усы.
Шён защитил свою кандидатскую в 1997ом, и, судя по всему, уже тогда в его уме назрел план. Почти сразу после защиты, он попал в знаменитые Nokia Bell Labs. Знамениты они отнюдь не телефонами, а тонной гениальных исследователей, нобелевских лауреатов и уникальных открытий. Здесь появились ультрахолодные атомы и самые первые Unix'оиды, космические радио телескопы и, самое важное, первый полупроводниковый транзистор. Мир который мы знаем начался именно здесь. Ян Хендрик попал в санктуарий, лабораторию в которой работали создатели первого полупроводникового прибора. Буквально за пять лет он "добился" нкмыслимых результатов. По закону Мура, количество транзисторов на квадратный сантиметр микросхемы удваивается каждые 24 месяца. Продолжаться бесконечно так не может, и существует теоретический предел — размер, меньше которого сделать транзистор будет невозможно. Результаты Шёна не только уменьшали этот размер на два порядка, но вдобавок приближали новую технологическую революцию. Такое просто не могло остаться без внимания.
Несколько научных групп попытались повторить его эксперименты, внезапно у них ничего не получилось. Ян не растерялся, и заявил что он просто очень крут, а все остальные -- безталанные подражатели, и не удивительно, и даже вполне закономерно, что ни у кого ничего не получается. Наглость второе счастье, а безнаказанность развращает. Российские чинуши по сравнению с сабжем нервно курят в сторонке. Они крутят свои схемы за кулисами, он же выставлял их на самое видное место. Статьи в Nature и Science, премии для выдающихся молодых исследователей и одна из самых хайповых тематик исследований. В 2001 году, за год до фиаско, он с соавторами публиковал по статье в неделю. То есть по продуктивносити он был на уровне пикабушника мемодела, в то время как средние лаборатории публикуют по 8-10 статей в год. Яица Шёна были как минимум из титана, если он не изобрел для них материала попрочнее.
Спалила его девушка из Принстона. Она обратила внимание на то, что шумы при двух сильно различных температурах выглядят почти одинаково. Думаю Ян Хендрик просто не мог уследить за всеми деталями при том потоке "результатов", которые он вбрасывал. Вадающийся исследователь был достаточно находчивым и сказал, что по ошибке вставил один и тот же график дважды. Оказалось не дважды. После такого палева за него взялись всерьез и обнаружили похожие ляпы еще в нескольких работах, а заодно и кучу других фальсификаций. В 2002ом администрация Bell Labs начала настояшее расследование по двадцати четырем выдающимся результатам и нашла доказательства по 16ти из них. Отчет находится в открытом доступе, если кому интересно. Они обнаружили, что он тупо генерировал данные, а потом брал и использовал их для описания самых разных экспериментов. Иногда ему было лень генерировать еще раз и он брал одну и ту же сгенерированную кривую.
Самое забавное во всем этом, поведение самого Шёна. Когда от него запросили сырые данные и лабораторные журналы, он сказал что журналы не ведет, а все данные удалил, так как у него НЕ БЫЛО МЕСТА НА ХАРДЕ. Все свои образцы он, как тот русский из анекдота, либо сломал, либо потерял. И это сейчас не для красного словца, он примерно так и выразился. Он бы еще сказал мама постирала. Своей вины сабж так и не признал. От обмана отпираться было уже бессмысленно, но вот злой умысел он отрицал.
Несколько удивительно, но его так и не посадили. Казалось бы аферизм чистой воды с получением и отмыванием государственных средств, но видимо под конкретную статью не попадало. Отделался увольнением и отлучением от некоторых фондов. Ну и репутацией конечно. С соавторов все обвинения были сняты, так как они и сами оказались жертвами гениального экспериментатора. Хотя многие считали, что они должны разделить вину, так как не заметили шарлатанства вовремя. Заодно в 2004 его лишили кандидатской. Шён судился до 2014 года, но степень обратно так и не получил. Работает теперь в какой-то инженерной конторе, надеюсь не самолеты проектирует.
Вот так один человек может пошатнуть складывавшиеся веками устои. Кажется, будь он чуть поаккуратнее, мог бы стать настоящим Мейдоффом от науки.
P.S. Выкладываю свои архивные тексты, канувшие в небытие вместе с пабликом "Луркопаб Alive". Больше в тг.