Сериал Невероятное/Unbelievable

Невероятное/Unbelievable

Дальше сплошные спойлеры, так что если хотите насладится отличным сериалом, то советую читать после просмотра))


В «Немыслимом» три героини — сирота Мэри Адлер, которую сперва изнасиловали, а затем всем миром обвинили в том, что она изнасилование выдумала, и два детектива (Мэрритт Уивер и Тони Коллетт), которые помогли ей пережить этот кошмар и нашли преступника. В основе сюжета лежит история, разворачивавшаяся в пригородах Сиэтла и Денвера между 2008-м и 2011-м годами. 18-летней девушке, ставшей прототипом Мэри Адлер, первоначально в полиции не поверили — и даже заставили заплатить 500 долларов штрафа за ложное заявление и трату времени офицеров.


Человеком, который заставил полицию усомниться в честности Мэри, стала ее последняя приемная мать — сама в прошлом жертва насилия. На допросе женщина подчеркнула, что не обвиняет девушку напрямую, но хочет, чтобы в полиции знали: у Мэри было тяжелое детство в нескольких семьях. Так что она привыкла привлекать к себе внимание, изображая жертву. Отстраненная психологическая реакция девушки на травму (она не плакала и отвечала на вопросы холодно) смутила следователей еще больше. А потом Мэри начала путаться в собственных показаниях. И отреагировала на давление взрослых единственным известным ей с детства способом — бегством. Следователи предложили подписать заявление о ложном вызове, и она подписала. За штрафом от государства последовал остракизм со стороны друзей и близких. Соседи по студенческому общежитию и приемные родители, которые еще несколько дней назад поддерживали Мэри, подвергли ее самой настоящей травле. Девушке повезло (если это можно назвать везением), что похожее по описанию преступление произошло в другом штате. Тогда-то к делу и подключились две опытные следовательницы — настоящие детективы.


Почувствовавший свою безнаказанность преступник в итоге совершил еще минимум пять изнасилований в двух штатах. Когда его личность удалось установить, его приговорили к 396 годам лишения свободы. На сегодня ему остается отсидеть 388 лет.

недавно я постил несколько отрывков из классической работы Фуко "Надзирать и наказывать" поэтому предлагаю взглянуть на сериал через призму его философии и понять несколько больше чем обычный зритель нетфликса))


Сериал описывает произошедшее со всех сторон, разбирая поведение десятков людей, вольно или невольно повлиявших на судьбу Мэри. И каждого из этих людей можно будет отчасти понять. Вполне сердобольные соседи по общежитию устроят девушке маленький «Догвилль», потому что будут думать, что она предала их доверие. Полицейские придут в ярость, потому что решат, что тратят на Мэри время, которое можно было посвятить поиску реальных злодеев. Приемная мать сделает свои выводы на основе собственного опыта насилия и предыдущих неприятностей, доставленных ей травмированным подростком. А один из приемных отцов не пустит Мэри на порог, когда ей будет нужна помощь. Ведь ужин взрослого мужчины с неуравновешенной девочкой-подростком может привести к тому, что его и жену исключат из программы воспитания сирот.


Чтобы понять эти эпизоды нам нужно осознать почему так предвзято люди относятся к героини? По Фуко система призвана исправлять преступников, для этого ей нужно понятие нормы и тогда преступник не только тот кто нарушил закон, но и тот кто отклоняется от нормы поведения, от нормы психологической, которую придумали психологи и криминалисты изучая биографии попавших в систему. (это кстати очень важный момент, власть порождает знание о человеке с помощью которого его же и контролирует. И это было эффективно уже в 18 веке, я уж не говорю о веке 21 с его гуглами и фейсбуками которые копят о вас инфу) Девочка-сирота уже в системе, она уже делинквент (имеет отклонения от психической нормы и склонна к преступлению, ну это как если бы вы были цыганом и Пикабу вас дружно ненавидело просто по факту рождения). А как по мнению системы можно исправить преступника? дисциплиной. Отсюда жёсткие рамки комендантского часа в общежитии, принуждение отмечаться по приходу и т.д. Психологи оговариваются что это нужно для других, чтобы они видели что действия имеют последствия, то есть на самом деле тут дело не в исправлении, а во власти, которую демонстрируют другим. По сути эта дисциплина это насилие и она противоправна, исправить кого-то с помощью дисциплины незя. То есть тут нет никакой логики, что если вы будете возвращаться домой ровно в 9.00, то перестанете врать?


Если взять шире то тоже самое можно сказать и о тюрьмах, если вы отсидите положенный строк то вы раскаетесь в содеянном? Нет конечно система только клепает рецидивистов. Более того она вас объективирует, превращает в предмет и вещь с которой можно поступать как угодно. Здесь полезно вспомнить ту процедуру полицейского расследования которой подвергается жертва. Сперва она рассказывает всё патрульному, потом детективу, потом повторяет рассказ в участке, потом её просят всё это записать, ах для вас это слишком болезненно? ну что же, давайте через несколько дней, когда вам станет получше, вы снова окунётесь во всё это дерьмо с головой и предоставите нам показания в письменном виде?  уж не говорю о длительной процедуре медицинского обследования, которая длится несколько часов и больше похожа на пытку.


Если уж на то пошло то эта объективация на уровне подсознания, когда полицейский кричит "эй ты?" и вы оборачиваетесь- вы признаёте его власть и вы не можете не признать потому что ещё в школе вам рассказали что вы гражданин и обязаны делать это и это, а если не делаете вы делинквент- отклонение в психике от нормы.

В финальной серии нам открывают тайну клички мужа одного из детективов- Макс на ножах. Ничего интересного, если честно я с самого начала думал, что этот Макс и есть насильник)) но всё оказалось гораздо тривиальней, просто он любит петь в караоке. И тут Макс исполняет песенку Мэкки-ножа из Грошовой оперы Брехта. Я вам предлагаю её послушать в исполнении Миронова. Тут следует немного пояснить чтобы полностью оценить пафос этой песни. Дело не в трёхгрошовой морали о том что дела об изнасиловании должна вести участливая и деликатная женщина-детектив или не в том что нужно менять систему, которая калечит жизни. У Брехта есть такая строчка "Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка?" что такое посадить одного насильника по сравнению с изменением системы)) но тут есть и второй скрытый смысл в том что с изменением оснований общества изменяется и характер преступлений.


Например до французской революции Франция управлялась путём взимания налогов и потому основные преступление были связаны именно с этим (отказ платить налоги, ренту или нести воинскую повинность; насильственная конфискация припрятанного продовольствия; разграбление магазинов и принудительная продажа продуктов по «справедливой цене»; столкновения с представителями власти), затем когда появились буржуа преступления стали носить имущественный характер, мелкое воровство и кражи сменяют контрабанду и вооруженную борьбу против сборщиков налогов. При этом основными жертвами часто оказываются крестьяне, фермеры и ремесленники. Мэкки-нож уже знаменует собой финансовые преступления. Собственно если мы продолжим вектор в современность то увидим посадки за репосты, за оскорбления чувств верующих и прочие характерные приметы времени.


А теперь зададимся вопросом почему мы смотрим сериал об изнасилованиях? Почему эпл стартует с Утреннего шоу- сериал о харасменте? Фуко писал что преступления это эксцесс цивилизации, которая устроена так что мы вынужденны совершать их. Это не значит что женщины себя вызывающе ведут, а бедные мужчины не могут сдержаться)) Это значит что государство и социум всё больше нормализует сферу секса, в которой норма утрачена.


Это как китайский правитель который стремясь восстановить милосердие спрашивает мудреца как ему лучше поступить, может быть принять соответствующие законы? Но такое, проявление милосердия свидетельствует о лишенности, о наступившей неполноте бытия. Милосердие должно понадобиться  только там, где оно понадобилось. Ему в любом случае предшествует немилосердность.


Царь Воинствующий спрашивает у даоса Сюя:

«— Мне хочется любить народ и, во имя справедливости, покончить с войнами. Возможно ли это?

— Нельзя, — ответил Сюй. — В любви правителя к народу — начало погибели народа. Красивые слова каждый раз оказываются орудием зла. Стремясь к милосердию и справедливости, вы, государь, приближаетесь к лицемерию»


Нормируя определённую сферу законом мы свидетельствуем лишь об утрате этой нормы. Милосердие нужно тогда когда оно утрачено, справедливость нужна в там где она не работает. Если вам понравилась песенка Мэкки-ножа, то советую почитать мой пост о Брехте Брехт