23

Сергей Павлов. "Лунная радуга" и другие.

Я думаю, любителям фантастики имя Сергея Павлова хорошо знакомо.

Ну, а если вдруг кто-то не читал (океан фантастики необъятен), "коротенько, минут так на сорок" - далее.

Действие большей и лучшей части романов и повестей Павлова происходит в счастливом будущем. Трудно сказать, коммунистическом ли, социалистическом или ещё каком-то, но, на мой взгляд, весьма неплохом.

Сплошной технический прогресс, мир объединился, осваивается Солнечная система, строятся города на планетах и спутниках. Очень высокий уровень личного комфорта - развитая фантопликация(видеостены со звуком и запахом, трёхмерная видеосвязь), доставка всего, чего хочешь, куда хочешь(еды, одежды), карнавалы, фестивали. Красиво. Но люди это всё заслужили, ибо работать любят и хотят.

Самые популярные профессии - космодесантники, пилоты космофлота, рейнджеры.

Космодесантники не стреляют во всё с криком "За императора!", нет. Это специально подготовленные и экипированные люди, первыми высаживающиеся на другие планеты, осваивающие новые районы, строящие первые базы.

Ну, с космофлотом всё понятно - они осуществляют перевозки по всей системе и пытаются заглядывать за её пределы. Рейнджеры - это тоже не военизированные подразделения, а ребята, разгребающие печальное наследие человечества - свалки с радиоактивной дрянью, забытые склады боеприпасов и прочее.

Хотя, встретился мне и другой взгляд на эту цивилизацию.

Позволю себе большую цитату из интернетов.

"Даже в далеком будущем, по мнению автора произведения, - не промышленность для людей, а люди для промышленности. Промышленность, в этом произведении, фактически, - питается человеческими жизнями, буквально - требует для своего безостановочного функционирования все новые и новые человеческие жизни/жертвы. Даже при наличии двусторонней связи, в смертельно опасные для жизни людей условия, автор сего "произведения" отправлял -

именно людей, а не автоматический либо дистанционно управляемый автомат/робот/зонд/беспилотник."

"Обоснование "... промышленность тогда бы задохнулась ..." - бесконечно мерзкое и совершенно аморальное. Фактически, героизм, бездумные смерти разведчиков - это результат преступления их руководства. Да и люди в этом произведении - просто рабы - безмолвные, безмозглые, безынициативные, полностью готовые, причем - буквально положить свою жизнь на алтарь Бога "Промышленность" - по первому же заданию своего начальника,

ничего не спрашивая и не предлагая. Даже - не по одному, а сразу - группами по несколько человек. Людоедская промышленность, экономика, общество. .... Книга - написана, напечатана, и, даже снят фильм. Ужас. Мерзость."

Уотакуот!

Казалось бы, о чём тогда писать? Никаких интриг, войн. Злобных инопланетян - и тех нет, почти. Но главным врагом здесь выступает космос, пространство. Или, по Павлову - внеземелье. Человек осваивает внеземелье, а оно начинает потихоньку осваивать человека.

Гибель десантников в незнакомых мирах, новые болезни, мутации, странные происшествия вокруг вернувшихся домой.

Основной темой становится противостояние человека и неведомого. Этические противоречия пытающихся защитить человечество, и такие же противоречия в тех, кто изменился настолько, что уже не может считать себя человеком.

Пишет Павлов, с одной стороны, красиво. Про технику. Её много, разной, моделей, модификаций и остального. Для космических кораблей он использует морскую терминологию - балкер, рейдер, контейнероносец. И это отлично смотрится. Хорошо, в общем, всё с техникой и научной фантастикой.

Но когда герои начинают рассуждать о морально этических проблемах, и даже просто между собой разговаривать... Почему-то они начинают говорить как лекторы общества "Знание" - обще, тяжеловесно, мутно.

Даже когда акванавта погрузившегося ниже разрешённого предела начинает "глючить",

он разговаривает со своими глюками как графоман с многолетним стажем. Перечитываю Павлова всегда с удовольствием, но некоторые места пропускаю, ибо невыносимо.

Такой вот дуализм.

Основной цикл произведений я бы выделил так:


"Акванавты".

Здесь нет ещё внеземелья. Идёт освоение мирового океана. Сроятся глубоководные станции для добычи редких элементов. Технический уровень уже радует. Позже Питер Уоттс(тоже отличный фантаст) своих персонажей здорово покромсает, чтобы приспособить к работе на больших глубинах. Павлов же обошёлся тренировкой, комплексом иньекций и гидрокомбовой оболочкой - своего рода внешними жабрами.


"Корона Солнца".

Собственно, об исследовательской экспедиции с максимальным приближением к Солнцу.

И, внезапно, к контакту с высокоразвитой инопланетной цивилизацией.


"Неуловимый прайд".

Исследования Юпитера. Интересная техника. Подробное описание жизни в городах под куполами. И массив информации, который самоорганизовался и убежал от исследователей.


"Чердак вселенной".

По мне, лучшая повесть Павлова. Небольшая, динамичная, с открытым, но позитивным (кажется) финалом. Об исследованиях и попытках эксплуатации телепортационной установки.

И, опять внезапно, о контакте.

В финале "Лунной радуги" телепортацию уже начнут использовать масштабнее, но вот чем же закончилась история с контактом, останется неизвестным.


Ну и, наконец, двухтомник "Лунная радуга".

Первая часть - "По чёрному следу".

История о людях ставших "экзотами". Приобретших под влиянием внеземелья странные и непонятные свойства физиологии и психики. Об их попытках понять происходящее.

И о попытках управления космической безопасности войти с ними в контакт.

Вторая часть - "Мягкие зеркала" - продолжает историю рассказом о пилоте, также становящемся "экзотом" во время исследовательской миссии.


Есть у "Лунной радуги" продолжение - "Волшебный локон Ампары", но, простите, оценить не смог. Вроде уже галактическая цивилизация, все чуть ли не супермены, а понеслось - террористы, тайны... Скандалы, интриги, расследования. Не смог.

Книги Павлова дважды экранизировали.

В 1979 году вышли на экран "Акванавты". В 1983 "Лунная радуга".

К сожалению, назвать их удачными трудно. Персонажи получились картонными, диалоги вымученными. И если в "Акванавтах" уровень комбинированных съёмок - неплох, то в "Лунной радуге" - без слёз не взглянешь.

Когда-то в сети существовал сайт moonrainbow.ru, на котором собирались поклонники творчества Павлова. Там были и интересные подробности о съёмках фильмов, и общение с самим писателем. Но, увы, сайт - всё.

Жив пока, однако, сайт с очень интересным проектом Александра Ремизова "Лунная радуга - рисованная история". Очень неплохая попытка адаптировать книгу в формат комикса. Присутствует готовый, полностью отрисованный пролог, а также масса красивых материалов - техника, скафандры, корабли, базы.

Книжная лига

28.1K постов82K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.