512
Серия О художниках и картинах

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Еще несколько столетий назад иметь дочь было делом хлопотным. И воспитанием занимайся, и за нравственностью ее следи, и приданое приготовь. В обедневшей аристократической семье Ангвиссола из семерых детей дочерей было шесть. В итоге мать решила помимо прочего дать девочкам профессии, чтобы в случае необходимости могли и сами себя обеспечить – частый шаг в то время. Вот только выбор профессии оказался необычным. Художник – профессия интересная, но с неясными перспективами и нестабильными заработками, а уж художницы были тем более редкостью. В итоге пять из шести дочерей писали картины, а шестая преподавала латынь. Из этих пяти сестер трое позже либо вышли замуж, либо ушли в монастырь, еще одна, подававшая большие надежды, умерла во цвете лет, а Софонисба Ангвиссола (1532 – 1622) теперь считается первой известной художницей эпохи Ренессанса.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Необычное имя художница получила в честь карфагенской аристократки времен Пунических войн, которая была дочерью полководца Гасдрубала и внучкой полководца Гискона. Сын восточно-нумидийского царя по имени Масинисса воспитывался в Карфагене и влюбился в Софонисбу, которая ответила ему взаимностью. Правитель Карфагена дал согласие на брак, но затем по политическим соображениям, вопреки обещанию, красавицу выдал замуж за западно-нумидийского царя Сифакса, ранее служившего римлянам. Тогда римлянам из мести стал служить Масинисса. Войско Сифакса разбили, а его с женой отправили в Рим. Масинисса же в Риме без помех женился на прежней возлюбленный. Однако коварный Сифакс на этот раз заявил римскому командующему Сципиону, что на предательство его склонила именно роковая красавица, и Масиниссу ждет тот же сценарий. В итоге Сципион от греха подальше решил красавицу забрать и отправить в рабство. Масинисса спорить не стал, но в качестве альтернативы прислал жене кубок с ядом, и та отравилась. Историю любили многие художники того времени, так что имя с одной стороны необычно, с другой в прямом смысле живописно. Происхождение фамилии тоже интересно. Легенда гласила, что одним из предков Ангиссолы был византийский военачальник Гальвано Сурди. Он помог освободить Константинополь от сарацин в начале 8-го века, используя недавно изобретенный «греческий огонь». На его гербе была изображена змея. После победы ликующие жители Константинополя скандировали: «Anguis sola fecit victoriam!» (Только змея принесла победу!). Якобы первые два слова и сложились в фамилию.

Софонисба родилась и воспитывалась в Ломбардии в городе Кремоне, училась у знаменитого кремонского художника Джулио Кампи. Со временем у нее было все больше заказов. Но особенно ценят искусствоведы портреты членов ее семьи, а также автопортреты, необычные по меркам того времени.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Один из интересных приемов художницы – «картинка в картинке». Например, «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (конец 1550-х годов). Автопортреты были обычным явлением, в том числе автопортреты за работой. Но здесь мы видим учителя художницы, который нарисовал портрет своей уже на тот момент бывшей ученицы. При этом сама автор как бы остается за кадром, и получается, она изобразила, как другой художник изобразил ее саму. Существовал ли изначально подобный портрет кисти Кампи, доподлинно неизвестно. На момент написания картины они давно не виделись, и лицо учителя художница списала с другого портрета с Кампи.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Другая интересная работа – маленький (примерно 7 см в высоту) автопортрет, который сейчас находится в Музее изящных искусств в Бостоне. Написан он примерно в 1556 году акварелью на пергаменте и покрыт лаком. В руках у девушки огромный медальон, на котором написано: «Дева Софонисба Ангиссола, изображенная ее собственной рукой из зеркала в Кремоне». В центре композиции изображены буквы, составляющие имя ее отца Амилькаре: ACEILMR. Считается, что эта миниатюра писалась в подарок отцу

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Всего автопортретов было больше десятка. В то время больше было только у Дюрера.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Наиболее известной картиной раннего периода творчества Софонисбы является «Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы» (1555).

Работы молодой художницы высоко ценил сам Микеланджело. Существует байка о том, что тот поспорил с ней, что она не сможет достоверно изобразить плачущего мальчика. Так появилась картина «Мальчик, укушенный ящерицей»

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост
Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

В 1558 году художница прибыла в Милан, где написала портрет герцога Альбы. Тот позже порекомендовал ее испанскому королю Филиппу II. В 27 лет Софонисба переехала в Испанию и стала придворной художницей, а также фрейлиной королевы, с которой подружилась. В этот период она пишет многочисленные портреты испанской знати.

В 1580 году Софонисба решила вернуться на родину. В пути она познакомилась с Орацио Ломеллино, капитаном судна, на котором она возвращалась. Вскоре они поженились. Невесте на тот момент исполнилось 47 лет, жених был значительно моложе. Пара поселилась в Генуе. Супруг поддерживал желание творить. С учетом того, что человек он был состоятельный, а Софонисба еще и получала внушительную пенсию, назначенную испанским королем, она могла позволить себе работать для души. Она стала самым известным портретистом Генуи. Прекратить творческую деятельность ее вынудило лишь ухудшившееся зрение.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Автопортрет (1610)

Свой последний автопортрет она написала в 1620 году. На тот момент ей было 88 лет.

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Автопортрет (1620)

Считается, что Софонисба - первая широко известная художница эпохи Ренессанса, и своим успехом она пробила дорогу и другим женщинам в искусстве.

Другие работы художницы

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

"Трое детей с собачкой"

***************************************

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

"Испанские принцессы Исабель и Каталина"

*********************************************

Селфи как искусство. О первой художнице Ренессанса Биография, История, Искусство, Художник, Картина, Живопись, Ренессанс, Италия, Портрет, Длиннопост

Портрет Бьянки Понцони, 1557, Картинная галерея, Берлин