Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Сегодня жители бывшей Югославии вспоминают жертв бомбардировок НАТО

С начала операции «Милосердный ангел» прошло уже 16 лет, но на территории бывшей Югославии и, в особенности в Белграде, все еще напоминает о войне.

Ровно 16 лет назад американская армия, пытаясь уничтожить режим Слободана Милошевича, обрушила всю свою мощь на бывшую Югославию. Самолеты Североатлантического альянса вошли в воздушное пространство республики. Ту операцию натовские генералы назвали «Милосердный ангел». Впервые со времен Второй мировой войны объектом бомбардировок стал Белград — столица государства. Это положило начало новой эпохе, в которой военную интервенцию начали прикрывать борьбой за демократию. Формальным поводом для агрессии НАТО был провал переговоров по косовской проблеме и отказ Сербии разместить иностранные войска.

В Белграде до сих пор все напоминает о войне. Многие здания еще не успели восстановить. На улицах ровно шестнадцать лет назад рвались снаряды. Теперь каждый год, в день начала бомбардировок, ровно в половину десятого вечера по московскому времени, в столице Сербии звонят колокола.

— Не дай бог такому повториться в Сербии или где-то еще. Это было что-то страшное. Перед началом атак нас предупреждали по радио, народ бежал в бомбоубежища, мы жили на окраине, у нас не было бомбоубежища, мы собирались всей семьей. Мой отец после того, как недалеко от его дома упал «томагавк», проснулся в постели, полной осколков стекла, — говорит местный житель Братислав Йоанович.

Сегодня Сербия вспоминает свыше двух тысяч погибших и еще почти столько же пропавших без вести. В десятки раз больше раненных. Военных, полицейских, но больше всего мирного населения: обычных мужчин и женщин, стариков и детей, жителей больших городов и маленьких сел.

— Бомбили почти каждый час, а иногда и чаще. Мы прятались в бомбоубежище целыми семьями. Мы не знали, где будут бомбить, особенно когда они уничтожили телецентр, я была рядом, это было жутко. Белград был объят пламенем. Это больше не был город, который мы знали ранее. Нет человека, который вспомнит «Милосердного ангела» добрыми словами. Мы молились богу за лучшее завтра, это была самая печальная Пасха в нашей жизни, — вспоминает Татьяна Цветкович.

На бомбах, которые сбрасывали на людей, американцы писали яркой краской: «Поздравляем с Пасхой». Под удар попадали школы и больницы, спальные кварталы многоэтажек и частный сектор. 23 апреля несколько прямых попаданий уничтожили телецентр в Белграде. Там погибли 16 журналистов, дежуривших в ту ночь.

Бывшую Югославию буквально утюжили бомбами. Все крупные города страны и сербские анклавы в Косове, правительственные учреждения и электростанции. Но у натовских командующих был список неприкасаемых объектов: на металлургический завод в Смедереве не упал ни один снаряд. Вскоре после «бархатной революции», которая завершила эпоху президента Милошевича, предприятие купила американская компания US Steel.

Но не все прятались в бомбоубежищах. Сербский ракетчик Джордже Аничич прославился на весь мир тем, что его команда сумела уничтожить американский самолет-невидимку Ф-117. Сбив его, сербы еще и сбили спесь с американских военных. В НАТО до последнего не признавались, что новейшую невидимку обнаружил и подбил старенький советский ракетный комплекс «Нева».

Истину скрывали не только от простых американцев, но и от многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с «Локхидом», производящим «Стелсы». «Невидимка» был тогда очень популярен в мире. И вдруг уничтожена гордость американского авиастроения — машина стоимостью около 50 миллионов долларов, и сделано это сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом Made in USSR. Белый дом и Пентагон обратились к руководству Югославии с просьбой вернуть обломки самолёта и всё, что от него осталось США. Но Белград, естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый «Стелс» выставлен в музее авиации.

http://lifenews.ru/news/155469