Сбежали из Средней Азии

Я читаю много постов об Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, откуда некоторые пикабушники бежали в 90е. Рассказы о притеснениях, избиениях, грабежах.


Моя бабушка 1933 г. р., с которой я делюсь прочитанных, горячо подтверждает эти истории. Она в 40е пару лет провела там в эвакуации в ферганской долине. Еле сбежали они оттуда после инцидента, когда её 10 летнюю нагнал в поле и повалил с целью изнасилования наземь местный узбек. Хорошо её мать с подругой и мотыгами были рядом, исправили ситуацию кардинально, пришлось потом экстренно копать и маскировать яму с несостоявшимся педофилом и валить немыслимыми путями обратно, благо их город Малоярославец на тот момент уже освободили.


А я вот впервые попал в среднюю Азию в 2016, два года работал в Казахстане. И ничего такого не видел, даже в Таразе.


Жил в Астане пару месяцев с одной дамой казашкой из организации под названием Казтест, ярой националисткой и прекрасным, добрым человеком. Все жаловалась, что в Павлодаре русскоязычные улицу Ленина переименовать не дают. Дома говорила по-русски.


Мой шофёр из Аты дядя Игорь  до 2000 года жил в Киргизии под Бишкеком, потом в Ату переехал. Притеснений не замечал нигде, мамбетам при конфликтах слово мамбет и мыркымбай говорить не стеснялся.


Друзей казахов у меня там много, общаюсь. Слово орыс в свое голубоглазое среднерусское лицо услышал полушепотом один раз в Таразе, пришлось поправить говорящего, сообщив ему по-казахски: Мен чаваш, баурлык турки халки. Это единственный за 2 года случай, когда я сообщил титульной нации о своей принадлежности к братскому тюркоязычному чувашскому этносу.


И вот вопрос, почему?


То ли в 2016-2019 г вся эта жесть в Казахстане исчезла, то ли я общался всегда с образованным людьми, сотрудниками акиматов, медикам, которым это всегда чуждо.  То ли Нурсултан Назарбаев своим евразийством держит в узде и не даёт выплеснуться ей. А дядю Игоря никто не притесняет и не притеснял потому что он двухметровый немец с кулаками кувалдами. Я этого реально не знаю.


Знаю только, что тётя Гуля с дядей Маликом куличи святили на прошлой Пасхе, а в этом году не пошли из-за карантина, будучи мусульманами.


А ещё знаю, что в Ташкенте парни из Тараза говорят с узбеками по-русски и тусят по кабакам.


Вот что это? Влияние времени или моя слепота?