Самое трудное в работе лётчика

Все ведь знают что самое трудное в работе лётчика, правда? Вот даже Вася на последней парте знает. Правильно, Вася, самое трудное в работе лётчика это взлёт и посадка. Точный расчёт, глазомер, выверенные движения, твёрдая рука и орлиный глаз. Садись, Вася, пять.

Ну, это, конечно, если не считать авиахимработ. А чего там сложного? Ну, летишь себе на высоте меньше размаха крыла, чуть зевнул - крен и полный рот земли. Если раньше не намотаешь провода ЛЭП. Нет, их хорошо видно, не переживай... когда летишь от солнца. А если против солнца, то на ощупь, если повезёт - перепрыгнешь. И не забудь про качество: пропустишь участок - сгниёт, обработаешь два раза - сгорит. Про ароматы химудобрений и их благотворное влияние на здоровье рассказывать?

Или, вот, работа с подвеской. Сидишь весь полёт как на качелях. Ну, то есть, наоборот, качелю ты расскачиваешь, а подвеску стараешься успокоить. Моргнул пару раз, подвеска пошла в раскачку и всё, - хорошо если успеешь сбросить.

Ещё проще работать с водосливным устройством при тушении пожаров. Диапазон допустимых скоростей минимальный, а ветер "крутит" - везде северный, а у кромки пожара подсасывает и он, хоп! уже южный. Прозевал этот переход, провалил скорость и тут уже спасайся кто может. Особенно если пожар в горах - там к термической ещё и орографическая турбулентность прибавляется. Нет, Машенька, не надо это слово записывать, просто запомни - орографическая турбулентность - это такой ветер в горах, когда по склону горы он дует вверх, а на обратной стороне склона вниз.

Из-за этой особенности в горах вообще весело летать. Нет, красиво, конечно, пройти по ущелью - слева горы, справа горы. Пока нисходящим потоком не начнет к земле прижимать.

А ещё очень нетрудно и безопасно с десантированием работать. Когда тренировочные прыжки это ещё куда ни шло. Ну, подумаешь, скорость-курс-высоту точно выдерживать, за температурами следить, смотреть и вперед, и назад - чего там в салоне делается? Успевать общаться с землёй, с выпускающим инструктором, со вторым пилотом... А вот когда "боевое" десантирование пожарных...

Аэросъёмочные полёты - это отдельная песня. Ширина маршрута 100 метров и по высоте допустимая погрешность всего 10. Выскочил за допуск - вернуться и переделать не получится, начинай гон с самого начала, а это часов 5 работы. Рук от штурвала не оторвать, даже закурить некогда, прикуренную сигарету тебе в рот вставят, пепел на штаны падает... Да, Миша, курить вредно, и хорошо что твой папа не курит, и ты не кури, молодец.

В Арктике летать - одно удовольствие. Это удовольствие называется белизна. Это когда снег белый и облака белые, поэтому всё сливается и горизонта нет, где снег, а где облака, снизу или сверху - непонятно. Приборы? Конечно есть. Только по приборам летать хорошо когда до земли тысяча метров, а когда сто...

Карусель. Нет, не та карусель, где веселые лошадки, а та карусель когда три-четыре-пять бортов на одной площади работают. Ну, например, переброска буровой или те же лесные пожары. Один борт ещё не отработал, а следующий уже в хвост заходит. Эфир забит - слово не вставишь, да ещё доклады второго пилота, бортмеханика. Башкой... извини, Оленька, это и вправду грубое слово, - головой крутишь на 360.

А есть ещё ночные полёты, аэровизуальные, санавиация, полёты с подбором площадок (тут тоже ничего сложного - надо просто определить с воздуха толщину льда или плотность грунта, наличие заснеженных брёвен или валунов, наледь, торосы, уклоны...), монтажные работы, снежный вихрь, пыльный вихрь, полёты на морские буровые, погрузочно-разгрузочные работы на кораблях...

Так что когда после работы приходим на аэродром, то остается самое простое - посадка.