С какой стороны проще войти в ИТ (не тестирование)

Нетерпеливым - прыгайте в середину статьи. ОЧЕНЬ много букв. Как и везде в ИТ.

Так часто получаю вопрос "как войти в ИТ" от знакомых, что проще один раз написать и всем давать ссылку на серию статей. Возможно, кому-то еще помогу сделать шаг или снять розовые очки и лапшу с ушей.

Со всех сторон рекламируют курсы тестировщиков, где обещают трудоустройство и неприлично большие зарплаты. Хочу показать какие еще есть двери в ИТ и где очередь поменьше.

0. Введение в ИТ

Прежде чем начать, нужно понимать что происходит между словами "нужна программа" и "вхуж! оно работает!".

Так или иначе, все в ИТ движется по общему циклу:

Идея -> формализация идеи-> проектирование -> реализация -> тестирование ->внедрение и эксплуатация. Затем собирают обратную связь и заново идут генерировать идеи.

Если проект маленький и в команде один "многорукий многоног" - можно увидеть только разработку и внедрение, а остальные этапы происходят в голове разработчика.

В больших проектах появляется специализация. Чем больше проект, чем больше людей - тем сильнее специализация. 10 "универсальных солдат" всегда менее эффективны чем 10 специалистов, знающих детально только 1 этап.

С какой стороны проще войти в ИТ (не тестирование) IT, Программирование, Длиннопост

И так далее - до 10 ролей и более доходит во многих крупных компаниях.

От размера компании и числа ролей зависит список задач, которые на вас свалятся.  Чем меньше команда - тем больше навыков требуют. Чем больше ролей - тем более глубокие знания ожидаются.

Отсюда следует два варианта:

  1. учить все и сразу, ориентируясь на средние компании.

  2. выбрать узкое направление и изучить его детально, чтобы попасть в большую компанию.

Далеко не везде нужно программировать. Через некоторые двери зайти проще.

Самое важно:

  • проще попасть в ИТ-проект на любую роль куда берут, а потом переместиться внутри на желаемую.

  • новичкам без опыта крайне сложно найти работу на конкурентные роли. Даже если вам обещали на курсах.

Итак, какие двери есть в ИТ:

1. Заказчик (Владелец продукта)

Заказчик есть всегда. Это инициатор изменений. Определяет что хочет получить, как должно работать и сколько ресурсов выделить.

Пример: просите справку в бухгалтерии. Бухгалтерия - исполнитель, вы - заказчик, вы определяете какую справку нужно и в какой срок хотите.

Бухгалтерия дает прогноз, когда возможно (или невозможно) сделать. Не успели, сделали не то - вы высказываете свое недовольство.

Входные требования:

опыт работы руководителем проекта в любой области. Не обязательно разбираться в ИТ, достаточно понимать как программа вам поможет решить задачу бизнеса. Всю нагрузку по работе с ИТ может взять менеджер проекта (если, конечно же, он тоже не "искал вход в ИТ")

Что делает:

просчитывает имеющийся бюджет проекта, сроки, окупаемость.

За что отвечает:

успешность решения (это может быть выручка, социальный эффект, оптимизация чего-то и тд)

Возможность переквалификации: во время работы можно выбрать направление, изучить, забрать на себя часть работы, затем перейти целиком. Например, изучить основы языка программирования, начать делать простые задачи по проекту, а потом постепенно "мигрировать" в разработчики.

2. Менеджер проекта

Контролирует все этапы, потому не отобразил на схеме. Одним словом, руководство "покупает" у менеджера проекта результат работы. Еще одна хорошая точка входа для начальников отделов.

Входные требования:

  • проектное управление в ИТ (т.е. для “войти в ИТ” подойдет, только если есть опыт проектного управления). Agile, Scrum, Ci/Cd -нужно понимать что это и как работает. Объема знаний в виде курсов 20 часов по каждому направлению достаточно для входа.

  • управление коллективом

Что делает:

  • составляет план работ и контролирует соблюдение

  • управляет распределением ресурсов команды

  • решает все вопросы, которые мешают двигаться вперед - общается с контрагентами, оформляет акты, заказывает технику разработчикам и тд.

За что отвечает:

  • срок выполнения. Уволился/заболел/ушел в отпуск разработчик или вся команда - это его ответственность. Нужно было учесть при планировании.

  • качество работ. Не успели протестировать, нашли критичный баг, ошиблись и недооценили задачу - спрос с менеджера.

  • соблюдение ресурсного плана. Есть определенный бюджет, его всегда меньше, чем хочется. Нужно распределить так, чтобы работа выполнялась. Бюджет на зарплаты, технику, лицензии и тд. Попросите слишком большой бюджет - работа станет не рентабельной и окажется проще закрыть отдел, чем финансировать.

С одной стороны будет давить руководство: "нужно быстрее/дешевле/качественнее", с другой разработка: "так не делается! или быстро или качественно!". Для тех, кто был начальником производственного отдела ничего нового.

Возможности переквалификации: в менеджеры проекта. Реже - в любые другие роли.

3. Бизнес-аналитик (технический писатель)

Переводчик с языка заказчика "хочу" на язык разработчиков "что будем создавать". Есть разделение - бизнес-аналитик и системный аналитик.

Бизнес-аналитик описывает как пользователь работает с системой - какие кнопки нажимает, как реагирует система, какие окна открываются и тд.

Входные требования:

Предметная область в деталях. Например, знание всех деталей по оформлению кредита в банке достаточно для работы в этой роли. Естественно, со стороны банка.

Что делает:

переводит слова заказчика с "хочу чтобы клиент смог оформить заявку с телефона" на язык "открыть сайт, ввести определенные данные, затем данные передаются в отдел А, он делает с ними Б, передает в С" и т.д. Описывает все что видит и вводит каждый участник - какие окошки на мониторе, какие прикладываются документы и тд.

За что отвечает:

чтобы разработчик сделал то, что хотел заказчик.

Переквалификация:

  • В менеджеры проектов.

  • Реже в системные аналитики или тестировщики.

  • Вариант развития - бизнес-архитектор (редкая, но сытная должность).

4. Системный аналитик

Продолжает работу бизнес-аналитика, но действует “на этаж ниже”. Если бизнес-аналитик написал "пользователь нажимает кнопку А", то системный аналитик детально описывает как должна реагировать система, по каким протоколам идут данные, в каких форматах и что происходит внутри после нажатия кнопки.

Очень высокий порог входа для не "ИТшников", переподготовиться из бизнес-аналитика или тестировщика - дело 1 года.

Входные требования:

Особенности системы, протоколы взаимодействия внутри, форматы данных и тд. Чистое ИТ без программирования.

Что делает:

Переводит слова бизнес-аналитика "нужно чтобы отобразилась кнопка" в слова компьютеров "при запросе по протоколу Х в компоненте Y вызывается функция Z и возвращает результат XYZ..."

За что отвечает:

Система работает именно так, как описал бизнес-аналитик.

Переквалификация:

  • в менеджера проектов.

  • реже - в разработчика или тестировщика.

  • вариант развития в системного архитектора лет через 5-10.

5. Разработчик

Требуется отдельная статья, очень много нюансов и самая сложная для входа дверь в ИТ.

6. Тестировщик

Еще его называют QA (quality assurance) - ответственный за качество решения.  Направлений очень много, рассмотрим только ручное тестирование как простейшее для входа.

Входные требования:

  • особенности программ, которые планируется тестировать. Или, как минимум, чего-то похожего.

  • бизнес компании. Если устраиваетесь в финтех и слова "идентификация" вам неизвестно - шансы на успех сильно падают.

  • дотошность и готовность к рутине. Одни и те же кнопки придется нажимать каждый день много раз. Очень много раз. И описывать это.

Что делает:

  • принимает работу у разработчиков

  • сверяет требования заказчика с тем, что принесли разработчики

  • проверяет и. описывает все найденные расхождения

За что отвечает:

Число багов/ошибок, дошедших до клиента. За соответствие технического задания и разработанного результата.

Возможности переквалификации:

  • специализированное тестирование - автотесты, нагрузочное и тд (конкуренция ниже, зарплаты больше),

  • системные аналитики

  • разработчики.

7. Эксплуатация (секретная и свободная дверь!)

Или техническая поддержка. Не самый очевидный и прямой путь, но кому-то может подойти лучше. Пока самая "секретная" дорожка.

Входные требования:

Опыт работы с клиентами или опыт поддержки на второй линии.

Что делает:

принимает запросы от пользователей, следит за работой системы, исправляет простые проблемы (как правило, по готовым инструкциям), передает обратную связь разработчикам.

За что отвечает:

  • пользователи довольны

  • система работает или руководитель знает, что и почему не работает

Возможности переквалификации:

  • в бизнес-аналитики

  • в тестировщики. Можно устроиться работать в поддержку, подключиться к тестированию и со временем попроситься в тестировщики.

Сократил и все равно много получилось. Готов развернуто отвечать на интересующие вопросы.

p.s. @Simulacris, блога все еще нет, но вопрос помню :)

p.s.2 За время работы в ИТ входил, выходил, входил снова с другой стороны и тд. Нанимал, обучал, переквалифицировал коллег.