Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

С какими проблемами столкнулся ЕС и чем ему это грозит

Рассмотрим с какими проблемами столкнулся ЕС, спровоцированными ситуацией в Украине, насколько они долгосрочные и к чему они могут привести в будущем:


1. Высокая стоимость энергоресурсов.

Задолго до начала спец. операции (в период «борьбы» за Северный Поток-2) Россия перестала поставлять дополнительные объемы газа (на спотовом рынке), ограничившись только поставками по ранее заключенными долгосрочными контрактами. Это привело к дефициту газа и значительному увеличению его стоимости в ЕС. Для сравнения, на американском рынке газ на текущий момент тоже значительно подорожал и в пересчете на 1000 кубометров сейчас стоит около $200. Европейская цена с момента спец. операции ни разу не опускалась ниже $1000 за 1000 кубометров и сейчас варьируется в районе $1300. Дополнительные объемы газа ЕС брать негде – в мире нет ни производственных возможностей для замены, ни возможности транспортировки - без урегулирования санкционного конфликта с Россией, маловероятно, что что-то принципиально изменится.

Все это приводит к высоким издержкам производства в Европе и неконкурентоспособности европейских товаров – даже европейцам будет выгодней покупать, например, американские машины, чем свои. О конкурентоспособности европейских товаров с высокой энергоемкостью за рубежом, говорить не приходится. А это падение производства, безработица.


2. Продовольственный кризис.

Вызван он 2 основными составляющими:

- рост стоимости нефти в целом и дизельного топлива в частности (дизельное топливо производится преимущественно из тяжелых сортов нефти, которые как раз экспортирует Россия): попытки США и ЕС договориться с Ближним Востоком об увеличении производства не увенчались успехом, и БВ подтвердил свою приверженность сделке ОПЕК+. Дополнительные объемы нефти может поставить Иран после снятия санкций / при условии заключения новой ядерной сделки (в которой Россия повторно должна взять на себя обязательства по переработке ядерных отходов из АЭС Ирана). При этом Иран торгуется, требуя снять санкции также против Корпуса стражей исламской революции (а США категорически против). В любом случае это не приведет к падению стоимости нефти до уровней начала 16-ого и 20-ого годов в краткосрочной перспективе.

- падение импорта с/х продукции из Украины и России. Так, например, Украина в прошлом году обеспечивала 34% от всего импорта рапса в ЕС, а Россия 51% импорта рапсового шрота (используется как кормовая база в животноводстве). С пшеницей, подсолнечным маслом, бобовыми, кукурузой и другими продуктами ситуация схожая. Россия уже ввела временный запрет на экспорт своей сельскохозяйственной продукции, более того, озвучено, что экспорт в недружественные страны осуществляться не будет. Было бы правильным разрешить экспорт из России в ЕС и другие недружественные страны только готовой с/х продукции из России, с высокой добавочной стоимостью (например, подсолнечное масло в бутылках или майонез, а не сырье для его производства; готовую муку и макаронные изделия, а не зерно и т.д.). В Украине, очевидно, сократятся посевные площади в этом году. В любом случае стоимость кормовой базы для животноводства и продуктов питания серьезно вырастет.


3. Увеличение военных расходов.

Одна только Германия заявила об увеличении расходов на 100 млрд. евро. Деньги, которые могли бы пойти на поддержку собственной экономики, пойдут на военные нужды, причем какая часть уйдет на вооружение, производимое в ЕС (поддержку военной промышленности ЕС), а какая на закупку оружия у США, пока не понятно.

Кстати, если говорить о расходах, то кроме Северного потока-2, в который европейские компании вложили 4,75 млрд. евро (50% от его стоимости), есть еще сухопутная часть – трубопроводы EUGAL, Capacity4Gas, MEGAL и MEGAL Suid, которые должны были обеспечивать доставку газа уже по территории ЕС, а не по дну моря (это еще +9 млрд. евро). Если Северный поток-2 не будет введен, то все эти европейские энергетические компании несомненно выиграют суды и возместят вложенные средства у стран ЕС + расходы по кредитам и упущенную выгоду.

Кроме того, странам придется осуществлять поддержку малообеспеченной части населения и наиболее затронутые кризисом сектора экономики. Это дополнительные траты бюджета ЕС и бюджетов отдельных стран.


4. Высокая инфляция.

Изначально связанная с бесконтрольным печатаньем денежных средств во время COVID-19, а теперь из-за украинских событий.


5. ЕЦБ придется повышать свою ключевую ставку, чтобы бороться с инфляцией (США уже начали это делать). Это приведет к увеличению ставок по кредитам и спаду экономического роста.


6. Отказ от доллара и евро в пользу юаня в мировой торговле.

Очевидно, что процесс долгий, который растянется на многие годы. Но также очевидно, что резервы этих валют в других странах будут не увеличиваться, а сокращаться/возвращаться на родину. А это будет подталкивать ту же инфляцию и стоимость заимствований в ЕС (желающих вкладывать в еврооблигации будет меньше => ставки будут расти).


7. Недоверие бизнесменов из Китая (там может быть похожий конфликт на Тайване) и других стран в плане вложений в европейскую экономику. Одно дело продавать товары, другое дело – иметь недвижимость, яхты и т.д. Их могут точно также «отжать», как это сделали у российских олигархов и обычных бизнесменов (тот же Тиньков в связях с властями РФ никогда замечен не был, но Великобритания ввела против него санкции).


8. Миграционный кризис из Украины, который увеличивает и затраты на беженцев, и создает нестабильность в самих странах. Сколько будет беженцев в будущие годы из африканских стран, Сирии, Афганистана и других после прогнозируемого голода, неизвестно, но они явно будут. ЕС вряд ли будет столь лояльно к ним относиться, как относился еще несколько лет назад и добродушно всех пускать, но тут возникнет сразу несколько проблем:

- южные страны вряд ли захотят, чтобы все беженцы (незаконно перешедшие границу) оставались на их территории и не перемещались дальше вглубь ЕС;

- будет перемещаться много родственников тех людей, которые уже находятся на территории ЕС и вряд ли они будут молчать.


В целом это приведет к:

1. Еще большему увеличению долгов стран ЕС. Например, государственный долг Италии в 2021 году составил 160% от ВВП. При этом расходы увеличатся по обозначенным выше причинам, процентные ставки вырастут из-за роста ставки ЕЦБ (и меньшему желанию держать резервы в евро), а причин для роста ВВП не наблюдается. И если пока, за счет низких ставок по кредитам, их обслуживание относительно недорогое, то с их увеличением будет нарастать и долг как снежный ком.

2. Меньшему желанию Германии, Франции и других доноров ЕС спасать страны-иждивенцы ЕС, как это было с той же Грецией. И дотировать чужие экономики тоже. Себя спасать надо, а не других – эту проблему хорошо оголил COVID-19, когда каждая страна думала преимущественно о своих интересах.

3. Усугублению проблемы единой зоны евро, когда отдельное государство не имеет своей собственной денежно-кредитной политики, не может управлять ключевой ставкой, не может самостоятельно девальвировать свою валюту, чтобы сделать свои товары более конкурентоспособными.

4. Социальной напряженности из-за роста числа безработных, увеличения потока беженцев, инфляции и падения реальных доходов населения.


А как следствие, мы сможем увидеть:

1. Массовые демонстрации и забастовки а-ля желтые жилеты.

2. Смену политических курсов в странах, направленных на защиту собственных, национальных интересов.

3. Децентробежным явлениям в рамках многих положений ЕС, вплоть до его распада.

Еще в 2020 году Польша и Венгрия потребовали пересмотреть принцип верховенства права ЕС (над правами их стран), за что позже были лишены дотаций.

Марин Ле Пен, лидер партии Национального Фронта, неоднократно высказывалась относительно необходимости Frexit-а. В какой-то период она смягчала риторику, но после Brexit сказала, что Великобритания смогла найти «ключ из тюрьмы». Так или иначе, она рассматривает необходимость проведения референдума по этому вопросу.

Ее победа на выборах 10 и 24 апреля пока не очень вероятна, но тенденция на лицо. Если на прошлых выборах президента во втором туре она набрала менее 34% (против 66% у Макрона), то на этих по социологическим опросам у нее уже 47,5% против 52,2% у того же Макрона (неделю назад соц. опросы показывали 44 против 56, т.е. сокращение разрыва с 12 до 5 процентов всего за неделю).

Причин для разлада внутри ЕС с каждым годом все больше, а объединяющих факторов все меньше. Посмотрим, к чему это приведет...