Роль социального взаимодействия в развитии личности и общества

Являясь активным пользователем образовательных платформ, таких как «Лекториум», «Универсариум», «Интуит», периодически выполняю творческие задания, на том или ином курсе. Точно так же было и при обучении «Практикам конфликтования» на платформе «Универсариум». Дан отрывок текста, на основании которого нужно написать эссе о роли социального взаимодействия в развитии личности и общества.


Данное эссе было написано в 2017 году и публикую я его из соображений "не пропадать же..."

Роль социального взаимодействия в развитии личности и общества Социализация, Общество, Личность, Взаимодействие, Развитие, Длиннопост

«…Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями. К чему, как не к явлениям взаимодействия, в конечном счёте, сводится вся общественная жизнь? Процессы взаимодействия – индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидарные и антагонистические и так далее являются теми нитями, из совокупности которых создаётся ткань человеческой истории. Из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество», начиная с трамвайной публики и кончая такими коллективами, как государство, «Интернационал», католическая церковь и Лига Наций… На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями эстетическими, религиозными, правовыми, научными…
Чтобы явление взаимодействия людей в указанном выше значении было возможно, необходимо, чтобы даны были три основных условия:
1) наличность двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга,
2) наличность актов, посредством которых они обуславливают взаимные переживания и поступки,
3) наличность проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому.
Вне этих условий явление взаимодействия не может существовать…»


Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления / П. А. Сорокин. – М.: Наука, 1993.


Задачи написать своё отношение по поводу данного текста у меня не было, однако, я, в некоторых моментах, не согласен с автором. Но это связано с тем, что на момент написания данной работы развитие средств коммуникации и массовой информации было на несколько ином уровне, нежели сейчас, по состоянию на 2017 год.
И, собственно, ниже следует мой ответ на поставленный в задании вопрос...

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.


Под данным понятием можно понимать человека в качестве субъекта взаимоотношений и сознательной деятельности, или некую систему черт, имеющих определённую значимость для характеристики человека как члена общества.


Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой одно действие субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.


Зачем нужно это социальное взаимодействие? Для чего одному человеку контактировать с другим? Развитие информационных технологий и средств коммуникации позволило не только совершать покупки, общаться на расстоянии, получать информацию, диагностировать некоторые заболевания, не выходя из дома. Так, может, и социальные взаимодействия можно свести к минимуму, а то и вообще отказаться от них? Постараюсь разобраться в данном вопросе.


В качестве небольшого отступления отмечу, что подобное наступление информационных технологий является палкой о двух концах. Они несут как положительные моменты (далеко за примером ходить не буду – дистанционное обучение в целом и данный курс в частности), так и отрицательные (чрезвычайно низкая социализация молодых людей, увлечённых компьютерами и гаджетами). Это долго можно разбирать, но речь сейчас не об этом.


Развитие личности является механизмом саморазвития, который происходит на основе активного социального взаимодействия. То есть, человеку для его становления как личности необходимо взаимодействие с другими людьми. Результат этого взаимодействия проявляется при межличностном общении в виде особенностей личности, которые представляются другим как набор определённых качеств. Среди них можно выделить образованность, воспитанность, степень социальной адаптации. Естественно, что при отсутствии взаимодействия (хотя, это и не является основополагающим фактором), сами по себе данные качества развиться не могут.
В процессе социального взаимодействия формируется мировоззрение личности, его жизненная позиция, то есть то, чем тот или иной человек будет руководствоваться, определяя своё поведение в обществе в целом или в какой-либо социальной группе в частности. В качестве примера можно привести различное поведение водителей на дороге. В зависимости от их жизненной позиции, водителей можно разделить на тех, кто соблюдает Правила, и на тех, кто намеренно их игнорирует.


Для развития личности негативное воздействие оказывают всевозможные проблемы социализации, которые возникли в раннем возрасте (например, ребёнок попал под влияние дурного примера в лице индивида или социальной, если можно так выразиться, группы).
Для социализированной личности можно выделить интересную особенность. В экстремальной ситуации она сохраняет стратегию поведения и ценностные ориентиры, а срывы предупреждаются рациональным видением ситуации и (или) переоценкой ценностей. В то время как неподготовленная личность «ломается».


В своём нормальном состоянии личность находится в процессе постоянного развития. Сложно навскидку указать ту «вершину», которую не смог бы достичь тот или иной человек, находись он в процессе постоянного самосовершенствования, решая возникающие ситуации, находя выход из них, реализуя свои способности. Развитая, социализированная личность способна установить доброжелательные отношения с другими людьми, способна проявить терпимость, даже чуткость к интересам окружающих. Такой человек может сопоставить свои возможности и поставленные перед собой цели. Также, развитая личность способна посмотреть на себя со стороны, зачастую с некоторой долей иронии или скептицизма.


В заключение, я снова хочу вернуться к вопросу, который задал в начале. Зачем нужно социальное взаимодействие? Можно ли достичь того, о чём я писал выше, находясь в социальной изоляции? Разумеется – нет. В условиях отсутствия социализации с большой долей вероятности возникнут аномалии развития личности и никому не известно, к чему это может привести. Да и найдёт ли несоциализированный человек место в обществе, даже при условии его нормального развития как личности? Думаю, что нет. Причина лежит на поверхности – он не сможет общаться с окружающими, он не поймёт, как реагировать на ту или иную ситуацию.


В свете вышеизложенного (пусть местами и коряво) можно сделать вывод о том, что социальное взаимодействие имеет основополагающее значение в развитии человека как личности.