Роковая станция

Первый пост в серии.

Второй пост в серии.

Третий пост в серии.

Станция, на которой мне выпала честь провести очередной капитальный ремонт турбины, находилась в городе, на территории большой промзоны. Пропуск на машину мне оформлять не стали (вечером выехать довольно проблематично), так что мне приходилось парковаться под ближайшим ТЦ и еще 15 минут идти пешком от проходной до самой станции. Это уже вызывало небольшой дискомфорт (на фоне других станций).

Турбина тут была маленькая, такая же как на моей родной ТЭЦ, поэтому сложностей с ремонтом возникнуть было не должно. Но они возникли…

Всё началось уже в раздевалке. Там стояла невероятная вонь и сырость. В цехе в ремонтный сезон всегда жарко, поэтому за смену спецовка часто становится очень сырой, а за ночь в раздевалке – сохнет. Тут же она не высыхала, оставалась вечно сырой. Отсюда, наверное, и вонь. Полотенце тоже не успевало высохнуть. В душевой вонь немного отличалась, но вонь есть вонь. Мерзость.

На других станциях для шеф-инженеров обычно выделяют целый кабинет со всеми удобствами, либо, хотя бы, просто выделяют рабочие места в частично занятом кабинете. Тут же всё было по-другому. В состав ремонтной бригады от нашей организации на этой ТЭЦ входило всего 3 человека: мастер, слесарь и сварщик, поэтому им была выделена небольшая комната под слесарку, через которую, кстати говоря, проходила огромная труба с горячей водой! Вне отопительного сезона эта труба не работает, а вот с началом отопительного сезона она начинает очень сильно шуметь и источать сильный жар. Осенью в этой слесарке очень холодно, потому что отопления нет, а труба еще не работает, а вот зимой стоит невероятная жара, потому что труба фигачит на полную мощность. А еще в начале ремонта на несколько месяцев в эту слесарку к нам подселили целую бригаду субподрядной организации. Что и говорить – иногда присесть возможности не было, не то что пообедать нормально.

Обычно на каждый капитальный ремонт выезжают 2 шеф-инженера. У каждого своя зона ответственности: условно турбину делим на две части и ведём ремонт параллельно. На такую маленькую турбину нам нужно 4-6 слесарей: 1-2 мне и 3-4 моему напарнику. А на станции в цехе всего один, да и тот нагружен другой работой по самое небалуй. Интересная ситуация. Как же быть?

В этот раз моим напарником по ремонту оказался мой начальник. О нём я хочу рассказать поподробнее.

Родом он из маленького городка (в 2 раза меньше моего, 400км от областного центра), из семьи потомственных энергетиков (в нашей профессии большинство таких). Поэтому он с детства знал, что станет энергетиком (отчасти завидую таким людям). Окончил школу с медалью и поступил в хороший государственный университет в областном центре на Теплофак. Закончил ВУЗ с красным дипломом и отправился работать по специальности. На момент нашего с ним знакомства он уже отработал более 20 лет в профессии, а на конкретно этой должности задержался аж на целых 12 лет. Он является специалистом высочайшего класса в области ремонта паровых турбин. И это не моё личное мнение, его знают все причастные к этой сфере в радиусе сотен километров, а то и шире. Помимо этого, он еще и интересный человек: мы частенько обсуждали с ним новинки игровой индустрии, фильмы, сериалы, баскетбол и прочие радости повседневной жизни. Одним словом – с начальником мне повезло!

Вернёмся к нашим баранам…

Сроки ремонта были обозначены с учётом полноценного состава ремонтной бригады, но перед самым ремонтом наш единственный слесарь ломает палец на ноге и уходит на длительный больничный. Ситуация становится еще интереснее.

Работать некому, вопрос надо решать быстро. В итоге к нам на месяц отправляют одного единственного слесаря с другой станции. Одного… на двоих шеф-инженеров. Начальник с первого же дня ремонта начинает сам слесарить потому что на одном работнике далеко не уедешь. Глядя на него, и я начинаю крутить гайки.

Будучи слесарем, я уже многократно разбирал, ремонтировал и собирал обратно каждый из узлов такой турбины. Но даже тогда у меня всегда был напарник на подмоге (по нарядно-допускной системе вообще не разрешается работать одному, но это отдельная тема). А теперь я – ведущий инженер, но начинаю разбирать турбину сам, без единого помощника. Стоит отметить, что для организации я оказался просто находкой (как и мой начальник): мне не требуется давать никаких указаний, я их сам себе даю; из перерывов у меня только обед, в то время как у слесарей перекуры занимают больше времени, чем сама работа. Так у меня еще и зарплата ниже, чем у слесаря в ремонтный сезон. Всё это меня сильно печалило.

Мне каждый день обещали, что, возможно, уже завтра будет подмога. А я просто работал, не сидеть же в ожидании.

Я спрашивал у начальника неоднократно: «Ну как же так? Мы же не должны слесарить?». На что он каждый раз отвечал: «Да, не должны», и пожимал плечами. Единственным положительным моментом во всей этой истории было то, что начальник добился для нас доплаты за работу руками. Но даже так моя суммарная з/п за месяц была на уровне слесаря, а обязанностей и ответственности на порядок выше. Примерно в это время в моей голове прозвенел уже второй тревожный звоночек.

Дни шли, а за ними недели, а потом и месяцы, но ничего не менялось. Только лица. Нам присылали со скрипом одного, а в конце ремонта даже двух слесарей, но никого из них мне в помощь так и не досталось. Тихим сапом я закончил ремонт своей части турбины и еще месяц помогал начальнику в качестве слесаря.

Мы закончили ремонт в середине ноября, уложившись в срок только благодаря тому, что у станции возникли какие-то проблемы с поставкой запчастей, необходимых для ремонта. Срок продлевали 3 раза. Запчасти, кстати, многие до сих пор не пришли…

Чуть не забыл рассказать об еще парочке интересных и, наверное, важных моментов. Все турбины на станции в очень плохом состоянии, на них больно смотреть. Поэтому большую часть деталей просто необходимо заменить для обеспечения нормальной работоспособности. Но, видимо, проблемы с поставкой запчастей тут не в первый раз…

Отдельно хочется упомянуть персонал станции. ТЭЦ довольно старая, а вот почти весь персонал очень молодой, вчерашние студенты. Все, с кем мне приходилось контактировать в процессе ремонта, - прекрасные люди. Но вот их компетентность как профессионалов вызывала у меня иногда большие вопросы… Хотя, кто я такой, чтобы оценивать уровень чужого профессионализма?

Начались пусковые операции и, по традиции, проблемы. Только в этот раз характер проблем был иной, не как обычно. Начались издевательства над турбиной, мной и моим начальником. Но не специально, а как раз из-за уровня компетенций… Меня ежедневно просили что-нибудь починить, что отлично работало, если этим правильно пользоваться. Обвиняли в плохом качестве ремонта, хотя я многократно предупреждал, что без запчастей хорошего результата ожидать не стоит. Потом, конечно, извинялись, но осадочек то остался.

В результате многочисленных нарушений инструкций персоналом станции при пусковых операциях, турбину нормально запустить так и не удалось. Необходимо было произвести дополнительные ремонтные работы, чтобы устранить полученные повреждения. Нашей вины в этом не было, но доказать свою правоту было практически невозможно. Так как наша организация является на 100% дочерней для заказчика – всегда виноваты мы! В это время в моей голове зазвенел очередной тревожный звоночек и уже не умолкал.

Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что наша невиновность подтвердилась в декабре сторонней организацией, которая проводила часть дополнительных ремонтных работ.

Продолжение следует…

ps. В моём первоначальном замысле вся эта история должна была занимать страницу текста. Но что-то пошло не так… Простите за сумбур, хочется уже по скорей добраться до сути этой серии постов!