Родовое имя

Как известно, три хрестоматийно-типичных русских имени – Иван, Петр, Сидор – по своему происхождению не являются славянскими. Имя Иван имеет еврейское происхождение, Петр и Сидор – греческое. Объединяет все три имени то, что они являются христианскими и записаны в православном календаре, Месяцеслове (по-простому – в святцах). Подавляющее большинство имен там имеют еврейское, греческое и латинское происхождение, а поскольку в течение долгих веков имена на Руси давались именно по святцам – русских имен славянского происхождения существует крайне мало. Я говорю сейчас об аутентичных именах, так как в 19-20 веках были сконструированы и введены в обиход дополнительные славянские имена (Светлана, Людмила, Надежда). Есть вполне себе аутентичные княжеские имена вроде Владимир или Ярослав, но они, скорее всего, возникли под германским (готским) влиянием – сравните их с германскими княжескими двухсоставными именами, например, Теодорих или Теодемир. Куда же исчезли истинные славянские имена, такие, как Добрыня, Путята или Упырь?

А они, как ни странно, сохранились.

Христианская традиция предписывает непременно крестить ребенка. В крещении человек символически умирает (см. Послание к Римлянам, 6:4), очищаясь тем самым от грехов, и как бы воскресает во Христе. Логично, что в крещении дается новое, христианское имя, которые выбирается по календарю святцев. В наши дни имена выбираются по желанию родителей, но раньше, особенно в первые столетия христианства на Руси, требования к крещению и получению крестильного имени были крайне жесткими. При этом новорожденного родители, как правило, нарекали до крещения – его родовым, истинным именем. Например, мальчик Столб или девочка Верещага. Во время крещения Столб, родившийся 29 мая, получал имя Егор, а крикливая Верещага, родившаяся 30 мая, получала имя Евдокия. В принципе, здесь не обязательно, чтобы имя давалось именно по дню рождения ребенка. Феофан Затворник писал: «Вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке, или дня в три по крещении… Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божьих». Таким образом, у родителей была возможность повлиять на выбор крестильного имени. Далее ребенок выпускался в свет. Он рос, и обращались к нему, как правило, по родовому имени. Все знали Верещагу как Верещагу дочку Жданову, а то, что она в церковно-приходской книге записана как Евдокия, вспоминали изредка и то по большим праздникам. Столб тоже вспоминал, что он по документам Егор, не каждый день. Это же было характерно и для русских царей и высшей аристократии. Причем со временем произошло некоторое смещение имен – в качестве родового имени стали использовать и вполне себе христианские имена. Например, Иван III имел родовое имя Иван и крестильное имя Тимофей: оба имени христианские. Василий III в крещении был Гавриил, а Иван Грозный – Тит (и Смарагд; он имел два крестильных имени). Со временем эта традиция стала отмирать. Уже Петр I имел только одно-единственное имя. При этом боярство во времена Петра еще сохраняло эту традицию. Например, тесть Петра Федор Лопухин имел имя Илларион. Сворачивать эту многоименность начал как раз Петр I. При нем началась тенденция к полному отказу от использования родовых имен на всех уровнях. В 18 веке эти имена перестали упоминаться в официальных документах, дьяки и попы в своих записях ими стали пренебрегать, и народ, пускай медленно и со скрипом, стал подчиняться этой тенденции. При этом традиция иметь два имени хоть и отмирала, однако находила со временем некую выхлопную трубу, некую компенсацию – фамилии, которые тогда же и начали в массе своей внедряться среди крестьян определенных губерний. Фамилии зачастую создавались именно из родовых имен. Например, Столб и его потомки становились Столбовыми или Столбиными. А Верещага оказалась столь властной женщиной, что дети ее получили фамилии не по имени затюканного отца, а по имени матери – Верещагины. Видимо, эта традиция, пускай и в сильно фрагментарном виде, сохранялась и в 19, и даже в 20 веке. У Гоголя есть характерная цитата из «Ревизора», где в одной из реплик упоминается, что у городничего двое именин – и на Антона, и на Онуфрия, то есть 2 января и 1 июня (это одни из возможных вариантов, так как в святцах несколько святых Онуфриев и очень много Антонов-Антониев).

Окончательно же эта традиция ушла в прошлое только в 1905 году, с выходом указа «Об укреплении начал веротерпимости», которая установила свободу выбора религии в России, и тем самым – сделала крещение необязательным. Хотя, быть может, в наши дни есть люди, которые дают своим детям два имени – так, как делали еще тысячу лет назад.

Родовое имя Религия, Церковь, Русь, Российская империя, Крещение, Дети, Длиннопост