Ремонтник и ремнабор в горном туризме

Как недавно обещал, делаю пост о том, что за должность такая в походе - ремонтник, чем ему приходится заниматься, и что ему для этого нужно.


Предупреждение: текст касается в первую очередь горного туризма, как наиболее мне знакомого. У лыжных, водных, пеших, велосипедных туристов и т.п. будут свои особенности, которые я в силу своего малого знакомства с этими видами туризма не могу компетентно обсуждать (но буду рад любым комментариям от их корифеев). Ну и не забывайте, что всё это - чистой воды "IMHO" автора, а не стандарты UIAA, и поэтому любой может и должен творчески переосмыслить прочитанное при попытке использовать на практике, особенно в той части, которая касается количества расходников в ремнаборе - я привожу данные, актуальные для группы средней численности (6-8 человек) в 2-3 недельном походе.


Итак, кто такой ремонтник в походе ? Мастер на все руки, способный починить всё, что угодно ? Распрямить скрученный винтом ледоруб,  выточить из запасной ложки новый бур взамен уроненного в трещину, перепрошить заглючивший навигатор прямо на коленке ? =). Увы, нет. К сожалению, 95% обязанностей ремонтника сводятся к банальному ремонту одежды и обуви. Хотя, почему к сожалению ? К счастью ! Ибо заниматься ремонтом обычно приходится во время для отдыха, которого (кроме как на днёвке или в самом начале похода, в акклиматизационные дни) обычно не очень много. Впрочем, в оставшиеся 5% могут попасть необычные случаи, которые вы потом будете с удовольствием вспоминать.


Перечислю, что приходится ремонтировать в горном походе, от самого частого к экзотике.


1. Одежда. Чаще всего это банальные порванные о камни (или собственные кошки) штаны и "фонарики" (их называют ещё гамаши или бахилы). Иногда отрываются пуговицы или заклинивают молнии.


2. Рюкзаки и дождевые чехлы на них. Чехлы - это вообще почти расходник, а рюкзаки... надо их проверять перед походом на контрольном выезде (КВ), конечно, но иногда случаются сюрпризы.


3. Обувь. Аналогично, перед походом на КВ стоит проверить обувь участников. Ремонт обуви - один из наиболее трудоёмких и важных моментов, который вам может встретиться. В порванных штанах человек может идти, рюкзак обычно легко зашить, но вот без обуви в горах далеко не уйдёшь.


4. Палатки. Наиболее частые проблемы - разрыв ткани и поломка дуг. К счастью, их починка - дело хоть и муторное, но несложное, если запасти всё нужное заранее.


5. Треккинговые палки. Это может превратиться в челлендж, но это вполне возможно.


6. Солнцезащитные очки. Как правило, с собой в поход берут одну пару запасных очков на группу, но бывает, что починить сломанную оправу всё равно нужно.


Всё ! Остальное - или чистейшей воды экзотика (крайне сложно сломать, например, ледоруб), или попросту неремонтопригодно в условиях похода. Ну и есть у ремонтника обычно ещё одна обязанность, которая скорее попадает в раздел "регулярного ТО", а не ремонта - это обслуживание горелок и насосов к ним, если поход на бензине, но рассказ о горелках выходит за рамки этого поста. Может, когда-нибудь сделаю отдельный пост об этом.


Теперь о том, что требуется для решения перечисленных задач ремонтника.


Комплектация ремнабора - это всегда компромисс между двумя вещами - функциональностью и весом. Ввиду того, что всё это придётся тащить на своём собственном горбу верх и потом вниз, хочется получить способность решать максимум задач при помощи минимума инструментов. Список я разобью на две части - инструменты и расходные материалы.


Инструменты.


1. Мультитул. Самая тяжёлая, но необходимая часть ремнабора. В составе мультитула вам обязательно будут нужны следующие вещи:


а). Пассатижи - совмещающие в себе плоскогубцы с зубчатой выемкой и кусачки инструмент. Ваше основное средство для приложения большого сжимающего или изгибающего усилия к мелким деталям.


б). Лезвие ножа - идеально острое, которое не будет использоваться ни для чего, кроме ремонта.


Всё ! Есть ещё несколько инструментов, которые вам скорее всего понадобятся, но мультитулы, на которых эти элементы есть, причём удобные в работе и надлежащего качества, на дороге не валяются, поэтому допустимо иметь их в виде отдельных инструментов.


Оптимальным вариантом мне видится мультитул вида "складные пассатижи" у которых в ручках спрятаны остальные инструменты, типа такого:

Ремонтник и ремнабор в горном туризме Горный туризм, Ремонт, Длиннопост

Картинка специально взята абсолютно нейтральная, дабы никого не рекламировать, но на деле совсем уж полный китайский нонейм я абсолютно не рекомендую к применению. Нет, конечно, брать с собой в горы дорогущий Leatherman - уже перебор (хотя, если вы можете себе это позволить - почему нет ? красиво жить не запретишь), но и покупать мультитул на алиэкспрессе за 300 рублей - тоже так себе идея; скорее всего, он развалится или сломается при первой же попытке им воспользоваться. Найдите золотую середину. Вам не особо важна марка стали - главное, чтобы не люфтили движущиеся части, а ручку было удобно сжимать в ладони.


2. Ножницы. Если они (хорошие и удобные) есть на мультитуле - отлично. Если нет, то купите себе складные, примерно вот такой конструкции:

Ремонтник и ремнабор в горном туризме Горный туризм, Ремонт, Длиннопост

Важный момент - как показала практика, ножницы с пластмассовыми частями (например, кольцами) хоть и легче, но гораздо менее надёжны - пластик легко ломается.


3. Шило. Как и ножницы, шило может входить в состав мультитула, но оно там редко бывает удобным для работы. Сходите в ближайший швейный магазин и купите обычное портновское, вроде такого:

Ремонтник и ремнабор в горном туризме Горный туризм, Ремонт, Длиннопост

Весит оно всего ничего, а пригодиться при ремонте обуви может очень сильно.


4. Полукруглый надфиль, можно алмазный. Опять-таки, напильник может быть на мультитуле, но на дешёвых и даже средних по цене мультитулах пригодных к использованию напильников я не видел ни разу.


Необходимость иметь с собой в походе полноценный напильник по металлу (а не маленький надфиль) - вопрос. Если это жуткая горная шестёрка, в которой ближе к концу похода вопрос выживания может зависеть от остроты зубьев кошек - лучше, конечно, взять. На практике мне до 4-ки включительно полноценный напильник... вроде бы не пригождался.


5. Лезвие от пилки по металлу, можно половинку (длинное лезвие бывает просто некуда упаковать, а в работе всё равно вся длина не нужна). Ручка для него не нужна - если понадобится, сообразите прямо на месте из изоленты.


6. Набор игл. Просто в том же швейном магазине покупаете стандартный набор игл из 10 штук. Почему не одну-две ? Потому что а). сломаете, б) потеряете и в). (маленький, но приятный лайфхак) когда группа массово изорвёт штаны, продираясь сквозь колючие кусты, вы выдатите по иголке каждому и пускай зашивают сами.


7. Толстая обувная игла. В принципе, при наличии шила можно обойтись и тонкими иглами, но иногда удобнее с обувной, а весит она всего ничего.


8. Раз уж вы пошли в швейный - обязательно купите напёрсток ! Иначе в походе исколете себе пальцы, пытаясь заменить его суррогатами вроде пластиковых крышечек (прокалываются даже тыльным концом иглы) или монеты (конец иглы любит с неё соскальзывать).


9. Для работы с клеем (забега вперёд, скажу, что это будет эпоксидка) вам понадобится некая ёмкость для смешивания его компонентов и какая-то лопаточка для его перемешивания и нанесения. Я обычно использую металлическую крышку от обычной литровой банки и любую щепочку. Ещё полезно иметь спецтряпочку - вытирать клей с рук и не только.


10. Зажигалка - подпаливать края тканей, строп, верёвочек и т.п. В ремнаборе обязательно должна быть своя. Она же запасная зажигалка на случай продолба дежурными всех штатных.


Иногда встречаются советы брать с собой пару бельевых прищепок для временного закрепления краёв сшиваемого или склеиваемого материала, а также бритвенные лезвия для "особо тонких работ". Брал. Ни разу не пригождались. Нужно ли вам - решайте сами.


Расходники.


1. Нитки. Вот тут найти подходящие будет не так просто, не в каждом швейном магазине продаются нитки, которые вам подойдут. Мне повезло, в моём городе в одном из туристических магазинов есть отдел "всё для ремонтника", там можно купить особо прочные капроновые нитки, которые крайне сложно разорвать голыми руками. Всё, что легко и без боли рвётся - фигня, которую надо будет складывать в 10 раз и промазывать клеем, чтобы обеспечить приемлемую прочность. Ниток можно взять одну катушку - цвет и толщина в условиях похода - дело десятое.


2. Клей. Тут будет разнообразие. Обычно я беру с собой в горы три вида клея:


а). Эпоксидный двухкомпонентный. Н - надёжность. Но тут надо понимать две вещи. Во-первых, компоненты клея должны быть в надёжно закрывающихся (на резьбовую крышку) прочных ёмкостях. Шприцам с крышечками - однозначно "нет". Иначе первый же раз вы сядете на рюкзак, и клей у вас будет повсюду. Во-вторых, клей надо проверить ДО похода. Натыкался я и на составы, которые ни к чему не клеились, и на составы, которые твердели за тридцать секунд после смешивания. Заранее такое не угадаешь, только проверка. Да, и всякие "эпоксипластилины" в нашем случае не подходят вообще.


б). "Момент" или любой другой подобный клей. Выручает там, где нет нужды возиться с эпоксидкой, плюс у него более гибкий шов - больше подходит для тканей. Также пригоден для промазывания ниток, когда требуется обеспечить хоть какую-то водостойкость шва. Сейчас выпускается даже в очень маленьких  тюбиках, на поход больше и не надо.


в). Цианоакрилатный, он же "супер" клей - 2-3 флакона. Ремонт обуви "на ходу".


3. Изолента. Да, она, великая и ужасная. Кстати, знаете, почему синяя изолента такая прочная ? Потому что она ВСЯ обмотана синей изолентой =).


4. Сантехнический армированный скотч. Эта вундервафля работает там, где бессильна даже синяя изолента. Выглядит примерно так:

Ремонтник и ремнабор в горном туризме Горный туризм, Ремонт, Длиннопост

Единственный минус - продаётся обычно большими мотками, столько не нужно, но поменьше его не отмотаешь. Можно также взять с собой моточек обычного скотча, часто можно обойтись им, не тратя стратегический ресурс армированного.


5. Проволока стальная, диаметром около миллиметра или чуть меньше. Много не нужно, намотайте на карандаш моток метра в три длиной, получится удобный в использовании "клубочек", которого должно хватить.


6. Кусок силовой стропы - сантиметра 3 шириной, метра 2 длиной. Продаётся в туристических магазинах.


7. Репшнур 3 миллиметра толщиной, метров 6. Продаётся там же.


8. Ткани -  толстая (например, кордура) и тонкая (например, политаффета) - кусков в 0.25 кв.метра толстой и вдвое больше тонкой должно хватить.


9. Самоклеющиеся заплатки. Очень крутая штука, кусок ткани уже с клеем на подложке. Вырезал нужной формы, отклеил от подложки, прилепил куда хотел и готово. Иногда продаются как "ремкомплект для палаток". Штука на самом деле опциональная, но очень удобная.


Кстати, ещё один лайфхак вам. Обратите внимание, на таких заплатках с одной стороны есть тонкая полоса чуть другого цвета. Это - участок, где на ткани нет клея. Сделан он для того, чтобы можно было оторвать ткань от подложки. Если вы вырежете из такой заплатки кусок, где такого участка нет, оторвать его от подложки будет тем ещё фокусом. Перед окончательным приклеиванием, когда заплатка уже приложена к месту применения, этот кусочек, конечно, надо срезать, иначе он будет цепляться и постепенно отклеивать всю заплатку.


10. Поясная пряжка (50 мм) для рюкзака. Это единственная пряжка в любом рюкзаке, которую нельзя заменить другой, срезанной с не очень важной лямки, и которая критична для переноски рюкзака. Случаев, чтобы она ломалась, я не припомню, но теоретически это возможно (наступить, зацепиться), а если такое случится - рюкзак тащить будет крайне неудобно. Лучше одну такую на группу иметь про запас. Идеально - конструкции "самосброс" (как на картинке), она надёжнее, но можно и фастекс.

Ремонтник и ремнабор в горном туризме Горный туризм, Ремонт, Длиннопост

11. Как ни странно, в горах нет деревьев, как источника универсального материала - древесины. Поэтому, чтобы не мучаться мыслью, из чего же вырезать какой-то позарез нужный чопик, упор и т.п. - придётся брать древесину с собой =). Я покупал ручку для швабры и отрезал от неё для комплектования своих ремнаборов в горы кусочки длиной сантиметров двадцать. Иногда очень выручали.


12. В дополнение к предыдущему пункту, кроме куска дерева стоит взять с собой в горы несколько металлических шин - кусочков алюминиевого профиля "уголок" 10х10 мм, 1 мм толщиной. Например, с их помощью мне удавалось починить сломанную пополам треккинговую палку.


13. Булавки, комплект из 10 штук. Это "суперклей" в вопросах шитья.


14. Запасные пуговицы... Ни разу не пригождались, но одна-две в ремнаборе всегда лежат.


Отдельно стоит упомянуть специализированные ремнаборы - например, для надувных ковриков, палаток (как правило, состоят из запасных дуг и/или трубочек-шин для ремонта сломанных дуг) и горелок. Такие штуки обязательно продаются в комплекте с подобными предметами (но можно докупить и отдельно) и обычно хранятся вместе с ними, а не в основном ремнаборе.


По поводу упаковки ремнабора в наше время, когда в любом супермаркете продаются отличные пластиковые контейнеры с надёжно закрывающимися крышками, сказать особо нечего. Впрочем, если вы паритесь из-за веса, можно купить самый большой контейнер мороженого, слопать содержимое, а контейнер использовать для упаковки ремнабора, так я тоже делал. Контейнеры из-под мороженого, конечно, менее прочны, но зато гораздо меньше весят.


О применении ремнабора говорить можно долго, но я напомню только об основном. Цель ремонта в походе - сделать максимально надёжно, чтобы ремонтировать больше до конца похода эту штуку не приходилось. Если это не порванные о колючки штаны - задумайтесь, почему вещь порвалась или сломалась именно в этом месте ? Какие к ней прилагались нагрузки ? Как они придутся на пришитые вами нитки или на ваш клеевой шов ? Не порвутся ли нитки шва по одной, принимая на себя нагрузку поочерёдно ? Может, надо усилить конструкцию куском ткани или стропы, и прошить/проклеить на большей площади ?


Удачи вам, и пореже вам ремнабор в походе доставать (хоть он и становится от этого немного легче) =))).

Горный Туризм

1.3K поста4K подписчиков

Правила сообщества

• Пожалуйста, не публикуйте фото/видео/описания мест и маршрутов где вы не были.

• Не приветствуются публикации "бензинового" и "канаточного" горного туризма.

• Не желательны публикации "кемпингового" туризма.
• Воздерживайтесь от рекламы товаров и коммерческих услуг

• Не нарушайте правила Пикабу pikabu.ru/information/rules