3

Рефрейминг. Часть 2/2

Термин из 🔖Словаря по конфликтологии 2.0 С.М. Храмова


Окончание. Начало Рефрейминг. Часть 1/2


Способы реализации рефрейминга:

1) Продемонстрировать «другую сторону медали».

2) Использовать речевые формулы: «Да, есть ситуация Х, зато...».


Примечание: в речевой формуле вместо «зато» может использоваться союз «но».


Вариант рефрейминга с использованием союза «но»
Рефрейминг. Часть 2/2 Словарь, Конфликт, Конфликтология, Противоречия, Рефрейминг, Аналитика, Видео, YouTube, Длиннопост

«На начальном этапе обсуждения согласиться с тезисом оппонента («Готов предположить, что это так...») и только потом высказать возражения («... но если посмотреть на проблему по-другому...»).


Соловьева А.В., Пилипенко Н.А. Потенциал коммуникативных и психологических технологий в процедуре медиации // Человеческий капитал, 2019, № 6(126). С. 214.


Применении рефрейминга при обучении

«Например, учащемуся предлагается рассказать о пробках на дорогах с точки зрения министра экономики; бизнесмена, опаздывающего на работу; ученика, у которого сегодня контрольная по математике. Или: рассказать о бабочках с точки зрения художника, ученого или фермера; представить ливень с точки зрения людей, которые празднуют свадьбу на открытом воздухе, фермера, у которого гибнет урожай от засухи; выразить отношение к мальчику, который уже третьи сутки не отходит от компьютера с точки зрения матери, врача и друга; описать одного и того же человека, предположив, что он разведчик или шпион; от лица девушки объяснить молодому человеку, который просит ее руки, почему она не хочет выходить за него замуж, потом назвать причины отказа в разговоре с подругой».


Одинцова И.В. Фрейм, фрейминг и рефрейминг в лингводидактике // Мир русского слова. 2012 № 1. С. 78.


Использование рефрейминга при работе с возражениями
Рефрейминг. Часть 2/2 Словарь, Конфликт, Конфликтология, Противоречия, Рефрейминг, Аналитика, Видео, YouTube, Длиннопост

«В бизнесе активно используется техника рефрейминга как инструмент работы с возражениями клиентов. В этом случае применяют такие методы, как активное слушание (пояснения при помощи уточняющих и наводящих вопросов); перефразирование/переформулирование слов собеседника; уточнение деталей; частичное согласие; техника искренней заинтересованности („я уважаю ваше мнение“, „мне понятно ваше сомнение“) и присоединение к возражению („действительно...“); ссылка на собственный опыт; перевод возражения в вопрос; встречные вопросы. В технологию рефрейминга также входят: техника трех „да“; техника сравнения с аналогами; взгляд на проблему с разных сторон; подход „да, зато...“; выявление скрытых возражений (мотивов и причин); взгляд в будущее; прием „именно поэтому...“; прием „представьте себе“; прием фиксации позитивных моментов ситуации и т. п. Общая модель работы с возражениями включает в себя установление контакта, формирование потребности и затем формирование ценности».


Иванова Г.А., Захарова И.Б. Молодежная коммуникация в условиях современной информационной среды // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2019. Вып. 4. С. 84.


Рефрейминг может проявляться в различных областях. Его проявления начинается с изменения ситуативной рамки.


Пример. «В первые месяцы 2020 г. мем не просто сохраняет свою актуальность, но активно вовлекается в рефрейминг — изменение ситуативной рамки. Впервые в контексте новостей мем появился в конце февраля, когда произошел масштабный обвал мировых рынков из-за COVID-19».


Иссерс О.С. Потенциал трансформаций поликодового интернет-мема в событийном контексте 2020 года // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20. № 2. С. 33.


Использование рефрейминга при написании юмористических произведений


«Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству».


Чехов А.П. Жизнь прекрасна / Собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1961.С. 61.


Типовая ошибка при проведении рефрейминга — применение неких квазинаучных практик обращения «себя целого» к «себе части» и т.п.

Рефрейминг. Часть 2/2 Словарь, Конфликт, Конфликтология, Противоречия, Рефрейминг, Аналитика, Видео, YouTube, Длиннопост

Например, в некоторых источниках описывается шестишаговая модель рефрейминга:


«1. Первый шаг — определение поведения или реакции, подлежащих изменению.


[...] 2. Второй шаг — установление коммуникации с частью личности, ответственной за данное „проблемное“ поведение.


[...] 3. Третий шаг — отделение позитивного намерения от поведения.


[...] 4. Четвертый шаг — выработка „творческой“ частью личности новых способов достижения той же цели.


[...] 5. Пятый шаг — согласование с „проблемной“ частью личности того, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель (присоединение к будущему).


[...] 6. Шестой шаг — экологическая проверка».


Бурлачук Л.Ф., Кочарян А. С, Жидко М. Е. Психотерапия. Психологические модели. Учебник для вузов. 3-е изд. допол., стереотип. СПб.: Питер, 2012. С. 494-496.


Примеров практической реализации шестишаговой модели рефрейминга и решаемых с помощью ее задач авторы не приводят.


Задание

Произвести рефрейминг ситуаций:

1) Конфликт со знакомым.

2) Трудный момент в отношениях.

3) Необходимость идти на уступки.

4) Вынужденное общение.

5) Неудачные переговоры.


Выводы

1) Рефрейминг применяется для того, чтобы увидеть проблему под другим углом, с другой точки зрения. Например, увидеть положительное в отрицательном.


2) На практике встречается обратный рефрейминг — в положительном видеть отрицательное.


3) В целом владение техникой рефрейминга способствует поддержанию эластичной коммуникации в условиях конфликта.


+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / СЛОВАРЬ ТВОРЧЕСТВА VIKENT.RU: Стратегии личности

Читатели VIKENT.RU

1.4K пост170 подписчиков