Разделяй и властвуй: расстройство множественной личности
Раньше я говорил, что в 80-90-х с появлением терапии восстановленных воспоминаний параллельно и по чисто случайному совпадению появились многочисленные случаи сатанинского насилия.
Так вот, в тот же период, и чисто случайно конечно же, стал резко распространяться диагноз расстройства множественной личности (РМЛ).
И вот же сука эти случайные совпадения, все три проблемы (воспоминания, сатанизм и РМЛ) стали диагностироваться у одних и тех же людей одними и теми же терапевтами.
Посмотрим, как оно было (1-4)
Пациент приходит к такому терапевту с симптомами депрессии или тревоги, или проблемами в жизни. И терапевт начинает с невинных вопросов о потере времени:
- Были ли у вас необъяснимые пробелы в памяти? Например, замечтались и потеряли счет времени.
- Или пробелы в детстве. Например, помните ли вы основные события по годам обучения в школе?
- Какие-то важные события, которые помнят другие, а вы нет?
- Кошмары или навязчивые образы?
- А странные переключения настроения бывают?
Иногда это могут быть нормальные проявления работы памяти и психики, иногда на большую часть вопросов человек ответит «нет», но терапевт все равно заподозрит диагноз РМЛ.
Дальше нужно рассказать о диагнозе:
- Есть такое расстройство множественной личности, когда наша личность делится на части. Обычно в детстве, когда происходит какая-то серьезная травма. Эти части (альтеры) живут в вас своей жизнью.
Часто пациенты отрицают диагноз. Это нормально, это ничего, работа только начата.
Терапевт объясняет:
- Давайте вы на время забудете о скептицизме и примерите этот диагноз как костюмчик. Может разносится. Вот вам задание: возьмите блокнотик и записывайте в него все эти симптомы РМЛ. Начните отслеживать их в жизни.
Пока вроде ничего криминального.
Поиск альтеров
Это самое любимое занятие терапевтов. Опять же первые вопросы могут быть безобидными:
- Чувствовали ли вы себя как другой человек?
- Есть ли часть вас, которая иногда говорит/делает то, что вы бы никогда не сказали и не сделали?
- Внутренние голоса и диалоги есть? А если найду?
Постепенно давление усиливается. Появляются намеки:
- Вы иногда злитесь или любите гулять по выходным? Это ваши альтер-личности.
- Могу ли я поговорить с вашим альтером, который злится?
- Есть ли у этого чувства имя?
Если ничего не вылазит, значит какая-то сильная альтер-личность скрывает диагноз, и надо продолжать давить:
«Возможно, придется проводить большую часть дня с некоторыми очень скрытными пациентами с РМЛ. Во время этого интервью, которое утомительно и напряженно для обеих сторон, важно продолжать агрессивное расследование»
«[Др. Блисс] называла мои способы сходить с ума множественными личностями, я обнаружил, что в это почти невозможно поверить... Я не называл себя разными именами, у меня не было разных гардеробов и я не терял памяти о том, что делал в течение дня или целой недели. Я воевал с [Др. Блисс] много раз по этому поводу»
Одна из уникальных особенностей РМЛ – это то, что симптомы множественной личности, заразы такие, не появляются почему-то сразу. С этим расстройством все не как у людей. У депрессии симптомы видны сразу, у тревоги сразу, у всех сразу, а РМЛ приходится долго лечить, прежде чем появятся нормальные проявления. Пациент не хочет выделять части, давать им имена, вспоминать травмы. Ну всему учить приходится буквально с нуля.
Но после нормальной терапии симптомы раскрываются во всей красе: эффектные переключения личностей по щелчку пальцев, театральные представления со множеством ролей, суицидальные наклонности, воспоминания о травмах текут рекой. Услада для глаз терапевта.
«Врач не обнаружит РМЛ, если он или она не желает его искать»
«Альтер не появляется с первого раза, когда терапевт спрашивает. Часто приходится повторять запрос много раз»
«Она упрекала меня за то, что у меня нет имен для эмоциональных аспектов, которые, по ее мнению, были альтерами. Я продолжал говорить ей, что меня не устраивает весь контекст "альтеров" и их имен, и она заявила, что для того, чтобы у нас были рабочие отношения, нам нужны альтеры с именами. Иногда я отчаянно нуждался в них только для того, чтобы доставить ей удовольствие»
Но сначала пациент должен поверить в свой диагноз и выделить первого альтера. Но не надейтесь, что единственного. Терапевт будет искать все больше новых частей.
Альтеры хорошо скрываются, они проявляются в незаметных изменениях поведения или речи. И терапевт должен параноидально искать эти тонкие изменения. Любые колебания в настроении или поведении, в выражении лица подозреваются как новая часть.
Пациент приходит на прием в грустном настроении. Терапевт:
- Кто ты? Ты выглядишь таким грустным… Как тебя зовут?… Я думаю, что не говорил с тобой раньше.
Каждый альтер нуждается в отдельной индивидуальной терапии.
Также важно взаимодействие альтеров: пациент должен составить карту своих личностей и записать все связи и отношения между ними. Терапевт проводит «групповую терапию» всей общаге личностей и обучает, как регулярно устраивать собрания частей в своей голове и давать им общаться друг с другом.
Терапевты назначают долгое лечение, в течение которого будут искать, давить, уговаривать и внушать новых и новых альтеров.
Мне кажется, Оккам бы их своей бритвой по горлу полоснул за то, как они множат сущности.
«Я встречал демонов, ангелов, мудрецов, омаров, цыплят, тигров, гориллу, единорога и "Бога"»
Со временем пациент учится создавать новые личности автоматически и самостоятельно, поэтому у «хороших» пациентов количество альтеров разрастается до сотен и тысяч.
Часть людей убегают с такой терапии роняя тапки. Часть людей не принимают диагноз.
Вот тут сделаем небольшое отступление и посмотрим, кто же остается.
Особенности личности
Пациенты с диагнозом РМЛ отличаются повышенной внушаемостью, мечтательностью, доверием к терапевту, жаждой поддержки и внимания. Как сказал бы психиатр старой закалки: «грандиозные истерички».
Люди с таки особенностями уже проявляли себя в прошлом, на гипнотических сеансах Месмера и Шарко, например. Под гипнозом они демонстрировали полное послушание воле терапевта и любые эффекты, которые от них ожидались.
И уже тогда исследователи задавались вопросом: эти люди впадали в эпилептический припадок от магнитика, потому что у них такая тонкая душевная организация? Или это внушение от гипноза?
И правильный ответ...
Гипноз
У пациентов с РМЛ отличная гипнабельность. Настолько хорошая, что такие люди могут самопроизвольно проваливаться в транс. Возможно отсюда возникают симптомы потери времени, диссоциации и прочее.
Положение усугубляют и сами терапевты, активно используя гипноз в поиске альтеров. В трансе пациенты гораздо бодрей вызывают и отыгрывают любых альтеров, которых попросит терапевт.
Тут мы прервемся, потому что многабукаф, и продолжим в следующий раз
Источники:
1. Ofshe Richard, Watters Ethan. Making Monsters. False Memories, Psychotherapy, and Sexual Hysteria. 1996.
2. Pendergrast Mark. The Repressed Memory Epidemic. How It Happened and What We Need to Learn from It. 2017.
3. McHugh Paul. Try to Remember. Psychiatry's Clash over Meaning, Memory, and Mind. 2008.
4. Патнем. Диагностика и лечение расстройства множественной личности.
Психология | Psychology
27K постов61.3K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.