Рассказы штурмана Игоря Жилина (ч.1)

Азербайджанский коньяк


Меня давно занимал вопрос: какую продукцию выпускал Кировабадский коньячный завод. То, что он должен был производить азербайджанский коньяк, видно из названия, но, судя по тому количеству нелегально продаваемого и ежедневно вывозимого самолётами крепкого пойла, завод должен был работать себе в убыток.


Накануне распада Союза нерушимого республик свободных, в самый разгар горбачёвской антиалкогольной кампании прилетели мы в Кировабад. Экипаж прямо у самолёта сразу был атакован усатыми и носатыми представителями местного населения, трудившимися водителями на топливозаправщиках и аэродромных пусковых агрегатах. Активно жестикулируя, они наперебой предлагали купить у них по сходной цене спирт и коньяк. Подъехал на своей оранжевой «шестёрке» и местный прапорщик-диспетчер, известный во всей военно-транспортной авиации как крёстный отец коньячной мафии. Услышав наш категорический отказ, он с удивлённым лицом молча покрутил пальцем у виска.


Нет, мы не были ненормальными. Просто у нашего командира корабля здесь служил комэской на Ан-2 училищный однокашник, обещавший отвезти нас к проверенному продавцу коньяка, за качество которого он ручался. Погрузив в десантный ГАЗ-66 свои канистры, мы поехали по пыльной дороге в какой-то аул. Пробираясь между глухими глинобитными дувалами, машина остановилась перед высокими металлическими воротами. На стук вышел почтенный аксакал. Обменявшись традиционными приветствиями и обнявшись с нашим провожатым, он пропустил машину во двор. Следуя восточным традициям, однокашник начал разговор издалека, интересуясь здоровьем и течением дел у хозяина. На что аксакал ответил:


— Володя, не будем время терять. Ведь вы приехали за коньяком? Мою цену ты знаешь. Сколько твои друзья хотят купить?


Учитывая многочисленные заказы, полученные перед вылетом, мы прикинули необходимый объём. Выходило больше полутонны. Я ещё подумал, хватит ли у продавца требуемого количества.


— Яхши, — не моргнув глазом ответил хозяин, — готовьте тару и пойдём пробовать товар.


Что-то сказав по-азербайджански вышедшим из дома женщине и подростку, аксакал посадил нас за стол под шелковицей. Коньяк действительно оказался неплохим, да и цена приятно радовала.


Хозяйка с внуком, подхватив наши канистры, скрылись с ними в пристройке вроде летней кухни. Пока мы дегустировали коньяк, они наполняли нашу тару.


Как я и думал, коньяка не хватило. Об этом, выйдя из кухни, аксакалу по-азербайджански сказала женщина. Хозяин что-то коротко ей ответил тоже не на русском. Женщина с парнем вынесли во двор громадных размеров чан с ручками и, наполовину наполнив его водой из-под крана прямо на улице, потащили в пристройку. Меня заинтересовало, что они собираются делать. Через незакрытую дверь я увидел, как женщина из канистры доливала в чан какую-то жидкость, как впоследствии оказалось — спирт. Потом, достав трёхлитровую банку с коричневым порошком, она стала сыпать её содержимое в чан, размешивая всё черенком от лопаты. Завершив это таинство, женщина через шланг стала наполнять наши незаполненные канистры.


Я незаметно сказал об увиденном командиру и его однокашнику, на что последний заявил:


— Ну и что тут такого! Ты же сам видел, что ничего лишнего, чтобы сильнее втыкало, не подмешивают. Всё натуральное. Мы всегда у него берём. А вы что хотели — по такой цене французский «Наполеон» пить?


С тех пор я такой азербайджанский «коньяк» видеть не могу. И не вижу…

Академик


Возвращаясь из Хабаровска, мы приземлились под вечер в Братске. Везли мы комиссию по проверке военных секторов районных центров управления воздушным движением из пяти человек во главе с генерал-майором. Наутро предстояло перелететь в Канск, лёту всего сорок минут, поэтому заправили лишь восемь тонн керосина. Для подачи заявки поднялись с командиром на вышку. Генерал увязался за нами. Видели бы вы, как местные вояки, стараясь прогнуться, показывали нашему пассажиру свое заведование.


Я написал заявку на завтрашний вылет в десять утра по местному времени. Никто из присутствующих мне и словом не обмолвился, что с десяти до восемнадцати у них ведутся работы по ремонту взлётно-посадочной полосы. В это время используется участок длиной полторы тысячи метров. Узнали мы об этом от начальника аэропорта, когда пришли оформляться на вылет.


— Мой дежурный штурман посчитал, что вам для взлёта этого не хватит, — сообщил он нам.


Учитывая, что мы практически пустые с минимальной заправкой, я позволил себе усомниться:


— Разрешите, я на самолёте сам рассчитаю?


— Да у меня штурман в своём деле Келдыш. В прошлом году Ленинградскую академию гражданской авиации окончил.


— Я тоже не в ЦПШ учился. Кое-что в этом деле соображаю, — парирую я.


— Разбирайтесь с моим академиком, потом результат мне доложите.


На самолёте у меня в кабине была таблица для расчёта взлётных дистанций, по которой выходило, что рабочего участка ВПП нам хватает. С этим известием я иду к дежурному штурману.


Сидит самодовольный пухлый пацан с академическим ромбиком на летней рубашке и важно надувает щёки. Показываю ему свою таблицу, на что слышу категорическое:


— Что вы мне какую-то бумажку суёте? Это не документ. Рассчитывать надо по графикам из Руководства по лётной эксплуатации.


Приношу из самолёта РЛЭ. Прошу показать, как он считал, не имея руководства Ту-134. Академик важно открывает книгу, я слежу за его действиями. Надо сказать, что дома нас здорово драли на контролях за расчёт взлётных дистанций. Вижу, что учился он в академии хорошо, знает, по каким номограммам считать. Даю ему исходные данные и оказывается, что таблица моя верна. Смотрю, мальчик приуныл, но не теряет надежды:


— Это по параметру R, а по D вы точно не пройдёте.


Посчитали, убедились, что проходим и по этому параметру.


— Приглашаю вас проследовать в кабинет начальника аэропорта, он просил доложить ему результаты, — говорю я покрасневшему штурману.


— Это удар по моему реноме. Может, вы подтвердите, что я был прав? — жалобно просит он меня.


— Нет, юноша. Надо уметь признавать свои ошибки. Я не собираюсь сидеть здесь лишние восемь часов, — твёрдо отвечаю я ему.


— Что же ты, академик, подвёл меня? А я тут ещё тебя гостям хвалил, — строго спрашивает начальник в ответ на штурманские оправдания.


В разговор вмешался наш генерал, сидевший в кабинете:


— Не будем считать какие-то метры, сантиметры, полетим в восемнадцать часов, — заметил генерал, показав, что «Фаберже» у него не железные.


Взглянув на дежурного штурмана, я понял, что нажил себе ещё одного врага, и не ошибся…


Академик отыгрался на мне, когда я подписывал у него бортовой журнал:


— Кто вам сказал, что так летают в Канск?


Предвидя такую ситуацию, я показал ему новый сборник, вступивший в силу неделю назад. Оказалось, что академик и не слышал о таком.


— Изучите схему выхода из района Братска, — самодовольно указывает он мне на стенд на стене. — Смотрю, техника у вас серьёзная, а подготовка страдает.


Тут я не выдержал, открыв первую страницу сборника, читаю:


— Утверждён главкомом ВВС СССР. Действует с 1 июля 1985 года. Это документ, а свой плакат можешь снять со стены и засунуть себе в задницу!


Академик не сдаётся:


— Вы проходите контроль у меня и должны готовиться по нашим документам. На столе под плексом есть образец бортжурнала.


Руководствуясь этим образцом, мы должны были лететь по какой-то спирали, подходя к Канску с запада. Хорошо, что не через Улан-Батор. Хотел я ему сказать пару «ласковых» слов, но мой командир меня удержал.


Взлетаем, связываемся с диспетчером.


— У вас посадка в Канске? — спрашивает он нас. Получив подтверждение, даёт команду: — Следуйте напрямую на Канск.


Матерясь про себя, я чуть не подпрыгнул в своей кабине:


— Командир, давай, вернёмся. У меня просто кулаки чешутся набить морду этому самовлюблённому индюку!..

Армейский централизм


Люди постарше — те, кого не минуло членство в ВЛКСМ и КПСС, должны помнить и уставное понятие демократического централизма. Тем, кто не помнит, объясню в двух словах: выборность снизу доверху и подчинённость сверху донизу. Дальнейшим его развитием стал армейский централизм. Прост и безотказен, как трёхлинейная винтовка: перепоручительство сверху донизу и надувательство снизу доверху. Вот, как-то так…


После того, как военные айболиты списали меня с лётной работы, я в ожидании приказа об увольнении и приподнятом настроении без дела слонялся по штабу. Оборвал мои мечты голос старшего штурмана полка:


— Игорь, ты чем сейчас занимаешься?


— Как это — чем? Стою на пороге новой жизни, размышляя, где бы применить свои обширные познания. А тебе, Михалыч, должно быть стыдно — задавать подобные вопросы без пяти минут пенсионеру, — отвечаю я с достоинством.


— Я подскажу, куда их применить. Штурман дивизии по самолётовождению попросил написать методичку по РВСМ, а у меня времени нет. Не в службу, а в дружбу — черкани ему что-нибудь, чтобы он отстал. Я знаю, ты сможешь.


— Смочь-то я смогу, только объясни мне, ради Бога, что означают эти загадочные буквы — РВСМ? — не подозревая подвоха, безмятежно спрашиваю я.


— Да я и сам толком не знаю. Что-то новое, связанное с эшелонированием. Покопайся в документах, может, что-нибудь найдешь.


Стоп, сам себе думаю. Такая перспектива мне явно не улыбалась — искать то, не зная что, и там, не зная где. Пользователей Интернета в то время было меньше, чем космонавтов. Инстинктивно сдаю назад:


— Э, нет, Михалыч, так не пойдет. Вдруг приказ на меня завтра придёт, зачем же мне прерывать ход своих мыслей на самом интересном месте?


— Ну, поручи это какому-нибудь толковому штурману у себя в эскадрилье. А то Потапов (это штурман дивизии) забодал меня с этой методичкой.


Был у меня на примете один грамотный исполнительный старший лейтенант. Наговорив много похвальных слов и красочно описав перспективу, даю ему это ответственное задание. Тяжело вздохнув, Димон без радости в глазах берётся за дело…


Уже уволившись из армии, случайно встречаю штурмана полка. Он и поведал конец этой истории. Мой старший лейтенант, добросовестно перелопатив всё, что сумел найти, выдал на гора злополучную методичку и отдал её новому штурману эскадрильи. Тот, не читая, передал сей опус штурману полка. Михалыч, естественно, не вникая в смысл, отдал методичку Потапову. Последний гордо предъявил её старшему штурману дивизии, который и поручил Потапову составить методическое пособие.


Начав читать этот полёт штурманской мысли, старший штурман крякнул от удивления, а его глаза поползли на лоб.


— Признавайся честно, ты писал? — спрашивает он у своего зама.


— Да всё как-то времени не было, — смущённо заёрзал Потапов. — Я поручил это ответственному товарищу.


— А ты сам-то читал этот бред?


— Я же говорю, времени не было.


— Уйди с глаз моих! Ничего поручить нельзя.


И тут маховик закрутился в обратном направлении. Потапов побежал к Михалычу, тот вызвал Димона. Что они друг другу говорили, осталось тайной. В результате бурных дебатов всё свалили на меня. А с меня и взятки гладки — я на заслуженном отдыхе.


Не думаю, что из-за меня, но на полёты по РВСМ в России перешли только через три года после описываемых событий. А я всё-таки узнал, что такое РВСМ. Как оказалось, это система сокращённых интервалов вертикального эшелонирования. Во как!

Африканда


Перед началом утренней дивизионной планёрки начальник политотдела зашёл в комнату оперативного дежурного. Листая журнал заданий, он вдруг читает, что завтра должен лететь в Африканду Ил-18, командир — Серебров.


— Это за какие такие заслуги Сереброва в Африканду посылают? — спрашивает полковник у оперативного дежурного. — Молод он ещё для таких ответственных заданий. Пусть по Союзу полетает, опыта наберётся. И как это мимо меня прошло? Сейчас подниму вопрос перед комдивом, — с этими словами он пошёл в комнату совещаний.


Присутствующие у оперативного прыснули от смеха. Полковник перепутал Африку с аэродромом Африканда, расположенным в Мурманской области за Полярным кругом.


А что вы хотели? Начальнику политотдела, чья голова постоянно занята претворением в жизнь эпохальных решений партии, не до географии.

Битва за Европу


Описываемые события произошли в те далёкие времена, когда Организация Варшавского договора уже канула в лету, а Советский Союз, дыша на ладан и крепясь изо всех сил, доживал свои последние дни.


Я тогда летал в экипаже дяди Саши — так уважительно называли нашего командира Александра Ивановича Бойченко. По возрасту дядя Саша мог быть уже на заслуженном отдыхе, но командование уговорило его ещё послужить Родине. В этом были свои преимущества: во-первых, в отпуск наш экипаж уходил исключительно летом, а во-вторых, авторитет и опыт командира учитывались при распределении заданий. Когда Александр Иванович подозревал, что его права дедушки русской авиации попираются, он неизменно восклицал: «Всё! Штык в землю! Ухожу! А то ишь — пацана нашли!» И это действовало на командование отрезвляюще.


В очередной раз дядя Саша бросил свою коронную фразу в лицо комдиву по прилёту из Североморска с главкомом ВМФ: «Как по помойкам моряков возить, так Бойченко, а как в Германию на пять дней с адмиралом, так послали Ту-154».


Пытаясь успокоить командира, комдив пообещал, что предстоящее задание по странам Варшавского договора с маршалом Куликовым на борту будет нашим. Задание действительно было заманчивым. Куликов решил совершить двухнедельный круиз по гарнизонам, которыми он когда-то командовал, с трёхдневными остановками в каждой из стран.


Наутро, заполнив рабочую тетрадь, Александр Иванович сказал нашему правому лётчику: «Олег, я буду дома. Мой телефон ты знаешь, звони если что. Готовьтесь. К контролю готовности я подойду». Одного не учёл дядя Саша — завистников, которые сразу же начали подковёрную борьбу…


Наш молодой замполит эскадрильи — штурман по специальности и интриган по призванию, закрывшись в кабинете, стал нашёптывать комэске свой коварный план. Заключался он в следующем. Командир экипажа замполита не имел необходимого метеоминимума для перевозки высокопоставленных пассажиров, поэтому «комиссар» предложил комэске лететь с ними с правого сидения для усиления. Мотивировал он это решение тем, что раньше на закреплённом за Куликовым самолёте была красная обивка салона, к которой маршал якобы привык, такая же, как на замполитском, а у нашей «Тушки» салон был светло-серым. Такой хитроумный план мог родиться лишь в воспалённом мозгу параноика. Впрочем, а где вы видели нормальных замполитов?


«Егоров, где Бойченко? Вы уже не летите. Позвонили из штаба дивизии — летит экипаж Невинчаного», — войдя в класс подготовки, глазом не моргнув соврал комэск. Олег незамедлительно оповестил об этом дядю Сашу, услышав в ответ: «Хрен им в задницу! Сейчас приду, разберёмся!»


Если вы видели разъяренного бизона в период гона, то вы ещё не видели Александра Ивановича в приступе ярости. Оглушительно хлопнув дверью, он вошёл в кабинет командира эскадрильи, отделённый от кабинета начальника штаба лишь хлипкой фанерной стенкой. Слышимость была идеальная. Все замерли в оцепенении: из кабинета громогласно доносились одни междометия, щедро пересыпаемые матом: «Что, тёзка, совсем доллары затмили твои глаза? Гляди, какой хитрый план придумал! Кто тебя надоумил, этот щегол?» — показывая рукой в сторону замполита, вопит дядя Саша. На робкие попытки «комиссара» встрять в диалог, командир обрезает: «А ты, капитан, выйди за дверь, когда старшие офицеры разговаривают!» Замполит с красным лицом вылетел из кабинета и спешно убежал. Жаловаться, наверное.


Коварный план замполита окончательно рухнул, когда дядя Саша, схватив трубку телефона, собрался звонить комдиву. «Успокойся, Иваныч, я хотел как лучше», — пойдя на попятную, забормотал комэск. «Твои хотелки оставь своему шептуну. А с Куликовым лечу я!» — выиграв битву за Европу, сказал, как отрезал, мой командир. Выходя, он ещё раз оглушительно хлопнул дверью так, что штукатурка с потолка посыпалась. Битва за Европу была окончательно выиграна.


«Ну что, готовы?» — спросил он нас. Получив утвердительный ответ, резюмировал: «Отъезд на стоянку в шесть утра. Никому не опаздывать». На наш вопрос, а как же контроль готовности, Александр Иванович сказал, как отрезал: «Я за всех вас его уже прошёл». На то он и дядя Саша…

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Мне везде видится Жиллимана.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

ну он таки еврей)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Евреи хорошие ребята) не понимаю ненависти к ним
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Дык Христа ж распяли.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
А мусульмане людей подрывают, и что ?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку