Работа в такси как аллюзия на экономическую теорию

Часто слышу вопрос: "Ну че, братан, можно ли зарабатывать в такси?"

Как говаривал один мой знакомый Марк Львович Розенберг, зарабатывать можно на чем угодно, если зарабатывать умеешь. Подноготную рассказывать таким пассажирам не буду, но вот простая арифметика работы в такси.

Тарифы (Убер Екатеринбург): посадка нынче увеличена до 40 рублей, 1 км пути=8 рублей, 1 мин пути=1р (против яндексовских 9р/км+2р/мин и подачи от 49 рублей). Налицо клиентоориентированность. Теперь немного заботы о водителе: при выполнении 15 заказов в сутки бонус 700р с понедельник по четверг, в буходные 1000 рублей за 18 поездок.

В час в среднем успеваешь выполнить 2 поездки (точнее, 2.1..2.3 поездки в час), мой рекорд - 4 поездки за 1 час. Теперь считаем: для достижения бонуса надо отработать 8 часов, выкатав 15 поездок. В среднем поездка обходится пассажиру в 180 рублей. 15 поездок - 2700. Рекорд - 5к за 7 часов работы. Бонусом оплачивается бензин. Казалось бы, все отлично, работай да покупай новую лопату для деньжат.


Теперь включаем в расчеты нашего маленького бизнеса инструмент заработка: автомобиль. Для работы в UberStart требуется либо новый отечественный авто, либо иномарка до 15 лет возрастом, причем если машине больше 15 лет, но эта модель выпускалась 15 лет назад, то на возраст закрывают глаза. Так что встретить в убере таксиста на первом X5, древнем (круглом) Лансере или Карине Е (пра-пра-прабабушке нынешнего Авенсиса) вполне реально.

Я остановился на новом отечественном авто в комплектации "не совсем уж и бомж". Стоимость на уровне BMW E60 года этак 2003. Да, АвтоВАЗ прифуел, но стоимость обслуживания - копейки. Ничего не гремит, не болтает, не орет, все чистое и свежее. Это очень важно, но об этом позже.


Стоимость автокредита на это чудо постсоветской технической мысли - 15000 руб/мес на три года при минимальном первоначальном взносе и всевозможных скидках (трейд-ин, Лада Финанс и проч). Так что целую неделю в месяце вы тратите на выплату оброка (ну, кто-то и барщины) кредитору. Вторая неделя - это ваши личные траты: стоимость ЖКУ, закупка еды, временами одежды. Третью и четвертую неделю я трачу на то, чтобы полностью отложить деньги, для чего это - расскажу чуть позже.


Далее - ТО. Как любой инструмент, механизм или жена, машина любит ласку и смазку. Поехали: нулевое ТО - 1300 руб на 3к пробега. Первое ТО на 15 т.км. - 3 тысячи деревом (масло, фильтры, колодки). Дальнейшие ТО в том же ценнике, разве что замена масла - каждые 7500 км. В нашем таксопарке ставили эксперимент: на двух абсолютно новых Солярах меняли масло, на одном через каждые 7500, на втором - по регламенту, через 15 к. К 75 тысячам пробега первый работал идеально, второй тракторил, дизелил и жрал бензина в полтора раза больше. И масло поджирал как ВАГи.


Возвращаемся к арифметике. Смена - 300 км пробега, как ни крути. 7500 - это месяц. Раз в месяц - замена масла с фильтрами, раз в 2 месяца - ТО по регламенту, т.е. техобслуживание отечественного автомобиля без учета износа элементов подвески, трансмиссии и ДВС обходится в 4500 руб/месяц. Теперь понимаете, почему важен новый авто? Гарантия, господа, гарантия! Наелись стойки? Гарантия. Порвало цепь/ремень ГРМ? Гарантия! Не надо вспоминать, какие классные пятилетние Шкоды/Солярисы и проч., ибо все, что сделано руками человека, ломается, это лишь вопрос времени и условий эксплуатации.


Важно! От новой машины вау-эффект проявляется в восхищении чистотой салона, и, кроме того, когда в салоне чисто и ново, клиент относится к поездке более ответственно: не хамит, ноги не ставит враскоряку, разговаривает вежливо, оставляет чаевые. Проводил эксперименты, не мыв машину в грязь два дня. Натерпелся хамства, один клиент (скорее, утырок, чем клиент) даже грыз семечки и кожуру бросал под ноги. Стоило помыть машину снаружи и изнутри - все прекратилось.


Теперь посмотрим на лагерь людей, заявляющих, что вот у него были деньги/машина, и он просто поехал зарабатывать. Запомните: приходя в бизнес, вы должны уходить из него как минимум без потерь. Деньги проедаются, тратятся, уходят, а машина, купленная до работы в такси, остается, но с резко возросшим пробегом и, соответственно, с ухудшившимся состоянием. Так что работать на своем авто в такси можно только если ты брал это авто чисто для работы в такси.


Теперь вернемся к финансовой грамотности. Таксисты - люди, не очень умеющие считать, и дело не в интегральном исчислении или дифурах, а даже в обычной арифметике "сколько работал-сколько заработал-сколько потратил-что осталось-выгодно ли это", поэтому их рассуждения надо проводить через фильтр критического рассмотрения. Вы с нуля приходите в такси на своей машине. Платите кредит, обслуживаете авто, покупаете еду, платите за жилье и т.д. Каждый рабочий день вы видите: ага, я заработал аж три рубаса! Вот это я олигарх! Но не спешите с выводами.

При росте доходов растут и расходы. И как вы раньше сводили концы с концами, так это и останется, только концы будут одеты получше и питаться продуктами посвежее. А чаще - пить пивас подороже. Здесь дело в сознании, а оно у наших граждан не сказать чтобы свободное.

Господа, умоляю, не подсаживайтесь на кредитную иглу. Работайте, отдавайте кредиты заранее, не берите ипотеки. Если бы мои предки в свое время не ишачили ради премий и роста доходов, в кризис 2009 года они бы лишились основного актива - квартиры. Но они ужались в расходах донельзя, и за год смогли расплатиться с миллионным кредитом. Через полгода наступил кризис, и, знаете, очень грело душу воспоминание об выплаченном досрочно долге.


Точно так же и здесь - работа в такси может рассматриваться только как временный способ достаточно быстро накопить капитал, пользуясь, наверное, единственной действующей схемой: новый дешевый кредитный авто (без вложений и с минимальными тратами на содержание), досрочное закрытие кредита, накопление некоторой денежной массы, сдача авто в трейд-ин, ибо, поверьте, за год (а это 100 тысяч километров) бюджетный автомобиль, работающий по 10 часов в сутки пять-шесть дней в неделю неслабо так теряет ресурс, и в дальнейшем при такой же эксплуатации весь ресурс его будет выработан еще за полтора-два года. То же самое (только с повышающим коэффициентом) относится к Поло/Рапидам/Солярисам/Рио, ибо принцип один и тот же: иномарочная бюджетность. Кстати, практика показывает некоторую корелляцию между стоимостью бюджетных авто и сроками их беспроблемной службы в такси. Единственное исключение - Логан 1го поколения, и 2го немногим хуже. Ходят по 500к км без существенных вложений. Своими глазами видел прошедшего 650 тысяч км Логана, работавшего под двумя братьями и одним другом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, третий год ему тогда пошел. Самая неизношенная деталь в нем - стартер, машину в год глушили и заводили, наверное, раз десять.


Желающим что-то сказать про надежность люксовых авто и комфортность работы могу сразу ответить: старая А8 стоит как новая Гранта, но стойки на Гранту стоят до 5к, а на А8 под 100к, и ходят они ровно столько же, ибо по одним дорогам ездят. В бизнес-классе нынче поездок не так много, как желающих заработать на своей купленной в сытое время Камри V50 (чаще арендной), так что готовьтесь возить эконом-класс на машине несколькими классами выше. Лично знаю таксистов, у которых от этого жестко пригорало и бомбило, и которые на момент завершения таксокарьеры не могли говорить ничего, кроме "Я заипался возить бичей за сто рублей".


И наконец: нынешняя ситуация в экономике РФ во многом зависит от того, что банки выдавали кредиты всем ради получения сверхприбылей. Чтобы давать деньги, их надо иметь, и наши банки много занимали у западных. И когда случился Крым/санкции/падение нефтяных цен, банки должны были платить по своим кредитам, а платить-то было нечем, а курс валюты резко вырос. Вот так стране и был выдан билет в задницу. Ныне все продолжается, кредиты и ипотеки выдаются чуть ли не каждому бомжу, кредитные брокеры работают ради получения бонусов и премий, выдавая и одобряя займы даже безруким и безногим, и рано или поздно мы повторим кризис США десятилетней давности. Только вряд ли западные партнеры будут помогать самой высокодуховной стране мира с мировым запасом нравственных скреп. Посему берете кредит - выплачивайте его как можно скорее, копите деньги, покупайте биткоины/эфиры, берегите здоровье, занимайтесь своим образованием и переезжайте на ПМЖ в безнравственную Европу любите Родину, мать вашу. Давно известно, кстати, что чувства сильнее в разлуке, и любовь к Родине - не исключение.

Сообщество таксистов

5.5K поста8.7K подписчика

Правила сообщества

Нельзя:

1. Нарушать правила его величества Пикабу

2. Разжигать рознь по национальному и политическому признаку

3. Оскорблять других пользователей прямо и косвенно

4. Вводить в заблуждение пользователей не верными/не проверенными утверждениями

5. Рекламировать. Ничего и не под каким соусом (или рекламируйте так, чтоб никто не понял, что это реклама)

6. Писать и/или комментировать пост в костюме единорога

Можно и нужно:

1. Сообщать о нарушениях модераторам сообщества

2. Вносить идеи по улучшению сообщества

3. Пилить годный контент

4. Высказывать свое мнение, оно нам всем очень интересно

5. Есть бананы со сгущенкой перед окном и слушать джаз