Работа матросом-рыбообработчиком в море.
Всем привет!
Что-то подобное вроде уже было, но я попробую рассказать на своем примере о нелегком труде матросов на промысле рыбы в Охотском (и не только) море.
Для начала всем, кто живет НЕ в Дальневосточном федеральном округе стоит знать: Дальний Восток Дальнему Востоку - рознь.
Обычно, когда говорят "ДВ" - имеют в виду Владивосток. Потом идет Сахалин, Хабаровский край, Амурская область и Еврейская АО.
Так вот, настоящий Дальний Восток (а точнее Дальний Северо-Восток) - это Якутия, Чукотка, Магаданская область (более известная как Колыма :)) и Камчатка.
Из перечисленных дорога и железка есть только в Якутии (до Якутска). В Магадан - есть только дорога. А Чукотка и Камчатка - фактически острова, связь только по воздуху (пассажирского водного транспорта нет).
Разница между этими регионами в плане погодных условий и транспортной доступности - коллосальная. Так что запомните и расскажите другим москвичам и им подобным)))
Более подробно - подскажет Гугл, а я продолжу.
Рыбодобыча - одна из основных отраслей во всем регионе. Правда рынок делает своё дело, и теперь, насколько мне известно, в команду матросов-работяг набирают всяких филлипинцев и остальных гуков, ибо платить им гораздо меньше.
Моя история началась в 2006 году, на БМРТ "Сиглан" - это такая старая посудина, позволяющая добывать и замораживать различные виды рыбы и других морепродуктов, таких как краб, трубач и того, что ловится в прибрежных водах.
Судно уже в 2006 году было старым (вроде 82 года постройки), и, возможно, оно уже распилено на металлолом в Китае, точно не знаю.
А на сегодняшний день используются уже более современные суда, вроде как норвежской постройки. Они обладают еще большей производительностью, но меньшим размером.
Итак, Я участвовал в двух путинах...
ВНИМАНИЕ! Владимир Владимирович тут не при чем! =)
ПутИна (ударение на И) - сезон, в течение которого проводится интенсивный лов рыбы.
Так вот, две путИны - минтаевая и сельдевая. Соответственно - зимой и весной. Есть еще осенняя селедка, она более жирная и вкусная.
То, что ловили.
Вот такой минтай мы добывали, его каждый может найти в магазине:
Огромное количество минтая идет в Китай на переработку. Что-то идет в Корею и Японию.
Кстати, всем известные крабовые палочки для салата не имеют к крабу никакого отношения. Они сделаны именно из мяса минтая.
Но это еще не всё!
Раньше, когда это было выгодно, перерабатывали так же и печень минтая (при мне ее просто вместе с кишками выбрасывали за борт), а так же, в небольших количествах, делали костную муку в качестве удобрения.
Поэтому кто хотел, делали себе печень в собственном соку на водяной бане.
Вот так она выглядит:
Как видно на фото, на печени всегда есть паразиты, которых обычно предварительно вырезают ножницами.
Вторым по важности после самой тушки рыбы идет её икра. При этом мы делали не просто икру, а в строгом соответствии с хотелками старого японца, чья должность была - внимательно бдить за процессом.
Икра минтая у них ценится именно в ястыках, а у нас продают просто в банках, в "жидком" виде.
При этом разница в этих ястыках у япошек - не менее 10 видов!
Отличаются по размеру, по целостности внешней оболочки, по наличию недозрелых икринок, и у всех свои названия (и их помнил, но забыл...). Японцы, что с них взять...
Матросы на подобном судне делятся на две категории: палубная команда и рыбообработчики.
Работу палубной команды отлично показывает этот ролик (не мой). Народ тянет трал (такая здоровенная авоська с рыбой) почти в любую погоду. Жуткая работенка...
Видео не моё, но снято именно с Сиглана:
Наша же работа была проще: принять рыбу в накопитель, разделать/заморозить в цеху обработки и перегрузить на рефрижиратор, который и отвезет готовый продукт покупателю.
Но при этом дополнительно, примерно 5 человек из обработчиков, набираются в швартовую команду - выполнять операции типа приема и выборки каната от другого судна/ от причала, и некоторые другие. Я в этом участвовал, пришлось поморозить сопли на палубе)) Но в отличие основной палубной команды - это только на некоторое время.
Зимой, например, мы обкалывали лед топорами и ломами, ибо это очень опасная штука (судно может перевернуться и затонуть) и тема отдельной статьи.
Цех - это куча нержавейки, транспортёрных лент и прочих чудо-устройств.
Например одним из первых в цикле выступает процессинговая машина от компании Baader (вроде немцы) типа такой:
В оную машину закладывается рыба, причем головой вниз, брюхом вправо. Из машины она выходит уже без головы и кишок.
Кишки идут отдельной линией на стол икрянщиков, где икру отделяют от остальной требухи.
Далее, пунктом два, идет развесовка и заморозка рыбы.
Эти операции идут параллельно двумя путями: на автоматизированной линии, и на ручной.
Обе состоят из электронных весов под небольшими накопителями, на которые ставится металлическая форма и засыпается рыба, и морозильных установок.
Ручной вариант предполагает перенос лотков с развешенной рыбой в морозильный шкаф, а оттуда потом, на процедуру "выбивки": форма обдается горячей водой, после чего оператор снимает крышку, переворачивает форму и выбивает брикет с рыбой, которая улетает на упаковку.
Автоматизированную линию можно представить гусеницу трактора, где вместо трака - кассета с формой, в которую насыпана рыба.
Вся эта "гусеница" заключена в большую морозильную установку, и работает постоянно: пока вы насыпаете порцию свежей рыбы, более ранняя порция уже заморозилась.
Операторы стоят рядом и синхронно работают.
Металлическая крыловидная хрень на переднем плане - это чаша весов, котороая может переворачиваться, и рыба насыпается в кассету, которая видна левее. После чего крышка закрывается, нажимается кнопка и кассета отправляется в чрево холодильника.
А это разномастные транспортеры, регулирующие потоки рыбы.
Более подробно процесс виден этом ролике (не мой).
Обратите внимание как работает оператор на Баадере - его голова упирается в дощечку.
Когда я был на этой шайтан машине - долго меня не хватило, ибо стойка предполагает немного наклониться вперед, и спина буквально через час напрочь отваливается.
Третья стадия: упаковка (два брикета) в мешок и складирование в трюме.
Работа трюмщика очень жесткая: 20и киллограмовые мешки надо забрасывать на высоту метра четыре, и следить чтобы все это не рухнуло, особенно во время шторма! При этом доплата у него мизерная.
И наконец встреча судна-рефрижиратора, вот такого:
И процедура перегруза из трюма судна в трюм транспорта.
На мой взгляд самая жопная часть работы. Так как работа уже не просто тяжелая, о очень тяжелая и без отдыха. Ночью часто просыпался и не мог понять - сплю я, или еще в трюме))
Кстати, работали мы 6 через 6. То есть 6 часов работы, 6 отдыха.
Без выходных, 5 месяцев за первую путину.
Минус час до работы, минус час после работы (помыться и поесть) - итого на сон только 4 часа.
При этом в сутках спим все 8 часов, то есть получается полифазный сон. =))
В моменты перехода из одного района в другой - никакого отдыха, все моют цех:
Интернациональная команда: чеченец Хусейн, азербайджанец и таджик по имени Ибодулло (который с рыбой).
Хотел еще добавить фоточек заката и еще всякого, но Пикабу больше надет загружать =(
В общем было весело, мне потом море снилось года три)) Деньги платили неплохие, даже для матросов (а у них самая низкая оплата после уборщицы и прачки). Но сейчас туда есть смысл идти только если вы один (без семьи) и на должности комсостава.
Почему без семьи? Потому что развод наступает очень быстро, если человек решает связать свою жизнь с морем. По полгода за один рейс - это не всякая жена вытерпит...
В общем работать и жить в море можно, но только при наличии компьютера, ибо очень скучно)
И только непродолжительное время, например для цели заработать на учебу, жильё.
А еще довольно быстро, в условиях замкнутого общества начинаются склоки и интриги, и отношения можно быстро испортить.
Вот такие дела.